Контроль и учет знаний и умений на уроках искусства должны стать стимулом в достижении успешных учебных результатов, активизировать учащихся, воспитывать у них критическое отношение к своей работе и приучать их к самоконтролю. Объективная и справедливая оценка основывается не на формальной проверке, а на систематическом и целенаправленном учете всех видов деятельности ученика на уроке.
Отметка | Критерии оценивания устного ответа |
«5» | - обучающийся знает, понимает и владеет учебным материалом; - дает правильный и полный ответ; - ответ самостоятельный. |
«4» | - обучающийся знает и понимает учебный материал; - ответ в целом грамотный, но неполный; - терминология и понятия используются правильно. |
«3» | - обучающийся недостаточно владеет учебным материалом; - допускает фактические ошибки; - ответ неполный, ограничивается заученными примерами; - значение терминов используется не всегда верно; - поставленные задачи выполнены частично. |
«2»** | - основное содержание материала не усвоено, нет выводов, обобщений. |
Критерии оценивания знаний и практических умений по основным видам музыкальной деятельности |
Анализ-интерпретация музыкального произведения. Основные критерии: 1) правильность ответа; 2) полнота ответа; 3) точность формулировок и использование специальной терминологии; 4) развернутость суждений о музыке; 5) степень самостоятельности ученика при выполнении задания. |
«5» | - учащийся внимательно, увлеченно слушает музыкальное произведение; - эмоционально-образно воспринимает и характеризует его; - устанавливает простейшие взаимосвязи с жизненными образами, явлениями; - узнает на слух изученные произведения; выявляет общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки; - распознает на слух и воспроизводит знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров; - различает звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра. |
«4» | - учащийся внимательно, увлеченно слушает музыкальное произведение; - эмоционально-образно воспринимает и характеризует его; - устанавливает простейшие взаимосвязи с жизненными образами, явлениями; - узнает на слух изученные произведения; выявляет общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки; - распознает на слух знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров; - различает звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра. |
«3» | - учащийся невнимательно слушает музыкальное произведение, отвлекается, не выражает особых эмоций; - ответ неполный, ограничивается заученными примерами; - значение терминов используется не всегда верно; - поставленные задачи выполнены частично, средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно. |
«2»** | - учащийся без интереса слушает музыкальное произведение, часто отвлекается; - затрудняется дать ответ; - поставленные задачи не выполняет. |
Хоровое пение. Основные критерии: 1) знание мелодии и слов песни; 2) чистота интонирования и ритмическая точность исполнения; 3) качество звучания песни, выразительность исполнения, соответствие характера звуковедения образному содержанию песни, естественность звучания и дикционная ясность; 4) единство ансамблевой звучности в коллективном исполнении. |
«5» | Коллективная отметка: - участие в хоровом исполнении; - проявление вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально- исполнительского замысла: чистая интонация, четкая дикция, правильное исполнение ритмического рисунка, передача художественного образа; - обучающиеся понимают основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание пения. - творческое самовыражение в хоровом, ансамблевом исполнении. Индивидуальная отметка: - учащийся знает текст песни; - точно передаёт мелодию, ритм знакомой песни, несложной попевки без музыкального сопровождения; - поет выразительно, эмоционально, передавая характер музыки, её выразительные особенности; - поёт ровно, не выделяясь и не злоупотребляя громкостью звучания своего голоса при хоровых ответах. |
«5» | Коллективная отметка: - участие в хоровом исполнении; - проявление вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально- исполнительского замысла: чистая интонация, четкая дикция, правильное исполнение ритмического рисунка, передача художественного образа; - обучающиеся понимают основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание пения. - творческое самовыражение в хоровом, ансамблевом исполнении. Индивидуальная отметка: - учащийся знает текст песни; - точно передаёт мелодию, ритм знакомой песни, несложной попевки без музыкального сопровождения; - поет выразительно, эмоционально, передавая характер музыки, её выразительные особенности; - поёт ровно, не выделяясь и не злоупотребляя громкостью звучания своего голоса при хоровых ответах. |
«4» | Коллективная отметка: - участие в хоровом исполнении; - проявление вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально- исполнительского замысла: относительно чистая интонация, недостаточно четкая дикция, неточности в исполнении ритмического рисунка, передача художественного образа; - понимание основных дирижерских жестов: внимание, дыхание, начало, окончание пения. Индивидуальная отметка: - если учащийся допускает погрешности в ответе по какому-либо одному из перечисленных критериев. |
«3» | Коллективная отметка: - в процессе исполнения допускаются интонационные и ритмические неточности; - дикция нечеткая, ансамбль неустойчивый; - пение невыразительное. - обучающиеся понимают основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание пения. Индивидуальная отметка: - учащийся неуверенно знает текст; - передаёт мелодию знакомой песни неточно или с поддержкой голоса педагога; - поёт недостаточно выразительно. |
«2»** | Коллективная отметка: - нечистое интонирование, утрированный звук, пение классного хора не слаженное, не выразительное. Индивидуальная отметка: - учащийся не знает текста песни; - неточно интонирует и передаёт ритм песни; -поет невыразительно, неэмоционально, равнодушно или совсем отказывается петь по не уважительной причине. |
Инструментальное музицирование и импровизация. Основные критерии: 1) точное и уверенное воспроизведение ритма музыкального произведения; 2) свободная ориентация в ритмической партитуре; 3) самостоятельное составление ритмического аккомпанемента |
«5» | - обучающийся уверенно, ритмично, выразительно исполняет предложенный ритмический аккомпанемент; - свободно ориентируется в ритмической партитуре, точно исполняет несложную знакомую попевку (построенную на 2-7 звуках) на звуковысотном музыкальном инструменте (свирель, металлофон, фортепиано, блок-флейта и д.р.); - самостоятельно составляет ритмические аккомпанементы и исполняет знакомые мелодии. |
«4» | - обучающийся правильно выполняет задание по всем перечисленным выше пунктам, но с незначительными погрешностями. |
«3» | - обучающийся исполняет знакомые мелодии и ритмические аккомпанементы с помощью педагога; - подбирает ритмическое сопровождение с помощью педагога. |
«2»** | - обучающийся затрудняется в игре на ритмических и звуковысотных инструментах или отказывается от выполнения задания; - не может подобрать ритмический аккомпанемент и мелодию ни одной знакомой песни или попевки. |
4. Пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения. Основные критерии: 1) точное воспроизведение ритма; 2) синхронность движений; 3) соответствие движений образному содержанию музыкального произведения |
«5» | - обучающийся точно воспроизводит простой, пунктирный и синкопированный ритм, двигается под музыку ритмично; - двигается под музыку синхронно и в соответствии с характером музыки; - импровизирует и создаёт музыкально-пластические композиции, ритмические аккомпанементы и движения под музыку, используя разнообразные ритмоформулы, танцевальные движения, пантомимику и образно-игровые движения. |
«4» | - обучающийся правильно выполняет задания по всем перечисленным выше пунктам, но с незначительными погрешностями |
«3» | - обучающийся не всегда точно воспроизводит ритм музыки; - двигается под музыку неуклюже, недостаточно выразительно; - затрудняется в создании музыкально-пластических композиций и двигается, используя (комбинируя) знакомые танцевальные или образно-игровые движения, мало отличающиеся от предложенного педагогом варианта. |
«2»** | - неточно воспроизводит даже несложные ритмические фигуры, двигается неритмично или отказывается от выполнения задания; - движения не выразительны, сбивчивы, не соответствуют характеру музыки; - использует однообразные движения, не может самостоятельно составить музыкально- пластическую композицию. |
Драматизация музыкальных произведений Основные критерии: 1) увлечённость деятельностью; 2) естественность поведения; 3) быстрота реакции и смена настроения во время развития образа; 4) воображение и оригинальность образных действий; 5) соответствие образных действий тексту и мелодии песни, сюжету программной музыки; 6) самостоятельность в выборе определенных средств выражения во время реализации задуманной композиции игры; 7) выразительность исполнения задуманного движения; 8) координация движений и чувство ансамбля в коллективных формах заданий; 9) определение формы произведения. |
«5» | - обучающийся увлечённо участвует в процессе театрализации; - естественно и выразительно исполняет творческое задание; - быстро реагирует на смену настроения во время развития образа; - находит оригинальное решение реализации творческого задания; - реализует образ в соответствии с характером музыки; - самостоятельно выбирает определенные средства выражения во время реализации задуманной композиции игры; - хорошо чувствует творческое единство в коллективной театрализации; - самостоятельно определяет форму произведения в ее основных фазах: начало, развитие, кульминация, завершение. |
«4» | - обучающийся увлечённо участвует в процессе театрализации, но при выполнении заданий допущены незначительные погрешности. |
«3» | - обучающийся участвует в театрализации без интереса, иногда отвлекаясь, не выражая особых эмоций; - не естественно и монотонно исполняет творческое задание; - с трудом переключается от одного настроения к другому во время развития образа; - с трудом реализует образ в соответствии с характером музыки; - затрудняется в выборе определенных средств выражения во время реализации задуманной композиции игры; - не всегда получается чувствовать ансамбль в коллективных формах заданий; - определяет форму произведения (в ее основных фазах: начало, развитие, кульминация, завершение) с помощью педагога. |
«2»** | - обучающийся участвует в театрализации без интереса, часто отвлекается, не выражает особых эмоций; - не может переключиться от одного настроения к другому во время развития образа; - не может реализовать образ в соответствии с характером музыки; - не может выбрать определенные средства выражения во время реализации задуманной композиции игры; - не чувствует ансамбль в коллективных формах заданий; - не может определить форму произведения в ее основных фазах: начало, развитие, кульминация, завершение. |
Основы музыкальной грамоты Основные критерии: 1) правильность ответа; 2) полнота ответа; 3) точность формулировок и использование специальной терминологии; 4) степень самостоятельности уче ника при выполнении задания |
«5» | - обучающийся имеет достаточное представление об элементах музыкальной речи, овладев полностью основными понятиями и терминами, в соответствии с требованиями учебной программы; - даёт точные объяснения основным музыкальным терминам. |
«4» | - имеет достаточное представление об элементах музыкальной речи, овладев полностью основными понятиями и терминами, в соответствии с требованиями учебной программы; - даёт объяснения основным музыкальным терминам с помощью педагога. |
«3» | - обучающийся имеет общее представление об элементах музыкальной речи; - владеет отдельными понятиями и терминами; - даёт приблизительное объяснение отдельным музыкальным терминам. |
«2»** | - обучающийся не распознает элементы музыкальной речи; - имеет поверхностное представление о средствах музыкальной выразительности; - не может дать объяснение или охарактеризовать ни одного музыкального термина. |
Отметка за исполнение песни хором выставляется за качество исполненного произведения и указывает на качество коллективного продукта созданного классом. Как правило, всем обучающимся выставляется одинаковая отметка. Исключением может быть ученик, имеющий специальную вокальную подготовку или ученик, успешно исполняющий сольный фрагмент в песне.
Характеристика индивидуальной отметки дается с целью предоставления обучающемуся возможности получить отметку дополнительно или исправить, «откорректировать» уже имеющуюся, охарактеризовав и проанализировав свой ответ.
С учетом специфики предметов художественно-эстетического цикла оценка в виде отметки «2», «1» не является стимулирующей и не способствует развитию интереса к предмету.
Каждый вид проверки имеет свою специфику и свои задачи, в связи с этим и критерии оценки могут несколько видоизменяться.