Парфёнова Е. Г., преподаватель высшей квалификационной категории
ГБПОУ «Армавирский медицинский колледж»
«Мастерство отдыха. Как педагогу научиться расслабляться»
Мастерство отдыха. Как педагогу научиться расслабляться.
В условиях многозадачности и постоянного стресса педагогу необходимо уметь расслабляться и отдыхать. Согласно Трудовому кодексу, учитель работает 36 часов в неделю, но на деле отработанных часов и дней намного больше. Постоянная утомляемость, профессиональное выгорание, синдром хронической усталости — вечные спутники педагогов.
Педагогу научиться расслабляться можно через освоение техник релаксации и развитие навыков саморегуляции. Напряжение в работе педагога — естественная составляющая, но важно научиться преодолевать его, чтобы поддерживать физическое и эмоциональное благополучие.
Работа педагога может быть интенсивной и требовательной, но научиться расслабляться во время работы — важное искусство. Эффективный отдых в рамках учебного процесса помогает учителям сохранять энергию и поддерживать баланс между трудом и отдыхом. Мы рассмотрим несколько стратегий, как учитель может находить моменты расслабления в течение рабочего дня.
Один из ключевых способов отдыха во время работы — это планирование коротких перерывов между уроками. Даже 5-10 минут позволяют учителю расслабиться, расслабить мышцы и подышать свежим воздухом. В этот момент можно также выпить воду или перекусить, чтобы поддерживать энергию.
Так же, задействовать студентов в процессе расслабления может быть эффективным. Например, устроить перерыв на физические упражнения или игры, включая обучающихся к активности, способствующей расслаблению и развлечению.
Некоторые техники релаксации, которые могут помочь педагогам:
Глубокое дыхание. Способствует расслаблению тела и ума, уменьшает стресс и тревожность. Перед началом занятий или во время перерывов можно проводить несколько минут глубокого дыхания: сидеть или стоять прямо, закрыть глаза и медленно вдыхать через нос на счёт до четырёх, задерживать дыхание на счёт до четырёх и медленно выдыхать через рот на счёт до шести. Повторять несколько раз.
Медитация. Помогает снять напряжение и стресс, улучшает концентрацию и способствует чувству внутреннего спокойствия. Можно использовать различные методы, например фокусирование на дыхании или повторение мантры.
Физическая активность. Регулярные занятия спортом или физическими упражнениями помогают снизить накопившееся напряжение и стресс, повысить энергию и настроение. Несколько минут быстрой ходьбы или простых упражнений можно провести прямо на рабочем месте.
Глубокая мускульная релаксация. Заключается в последовательном напряжении и расслаблении различных групп мышц тела. Можно начать с напряжения мышц лица, шеи и плеч, а затем постепенно перейти к остальным частям
Кроме техник релаксации, педагогам рекомендуется:
Развивать навыки саморегуляции. Это могут быть стратегии управления стрессом: определение приоритетов, осознанность, постановка границ.
Обращать внимание на мысли и установки. Часто стресс вызывается негативными мыслями или ожиданиями неудачи. Стоит осознавать свои отрицательные установки и работать над изменением восприятия.
Планировать перерывы. Даже 5–10 минут позволяют расслабиться, расслабить мышцы и подышать свежим воздухом.
Для обучения релаксации педагогов доступны, например:
Онлайн-материалы. На сайтах есть статьи и упражнения для релаксации, которые можно использовать в работе.
Тренинги. Существуют программы для педагогов, которые включают релаксационные упражнения и развитие навыков психологической саморегуляции.
Консультации специалистов. Если нужны более серьёзные циклы упражнений по релаксации, их может провести психолог.
И, наконец, какие есть рекомендации.
1. Не работайте в выходные дни
Желание отложить проверку тетрадей на ближайший выходной очень велико и возрастает многократно к концу рабочей недели. Правда, этим мы только продлеваем свои рабочие дни и никак не помогаем отдохнуть. Всё, что по силам сделать сегодня, не стоит откладывать на завтра. А если не по силам, откладываем на послезавтра (то есть перебрасываем на ближайший рабочий день).
2. Следуйте ритуалу
Учёный-физиолог И. П. Павлов, создатель учения об условных рефлексах, на примере собак доказал, что в коре головного мозга закрепляется связь между стимулом (сигналом, раздражителем) и реакцией на него. Если перед наступлением выходных совершать один и тот же ритуал (уборка, принятие тёплой ароматной ванны, прослушивание музыкальной композиции и так далее), то мозг быстрее научится переключаться с режима «работа» на режим «отдых».
3. Снижайте уровень шума
Всем известно, что шумовое загрязнение считается одним из самых вредных для психики человека. Педагоги находятся в больших коллективах по 7-12 часов в день. Шума во время перемены, выступлений, планёрок, совещаний, уроков или занятий не избежать. Необходимо хотя бы в течение получаса попробовать побыть в тишине, чтобы восстановить жизненные силы, найти гармонию с собой и окружающим миром.
4. Придумайте себе хобби
Увлечение рукоделием, коллекционированием, занятия спортом помогут отвлечься от рабочих проблем и направить свои мысли в позитивное русло.
5. Находите время для саморазвития
Вы замечали, что как только в компании собираются несколько педагогов, то встреча стихийно превращается в педсовет? Даже на отдыхе мы говорим о работе. Стоп! Помимо педагогики есть огромное количество областей знаний, в которые можно направить свои умственные способности. От дизайна интерьеров до кулинарных курсов, от изучения нового иностранного языка — до обучения в автошколе. Освоение новых навыков, расширение кругозора лишит нас возможности думать, что кроме школы нет больше ничего. Есть. И очень много!
6. Проводите больше времени с любимыми и близкими людьми
Работа занимает большую (ударение в слове можно поставить, как угодно) часть времени, мы всё реже имеем возможность пообщаться со своими родителями и детьми. А нужно-то всего-навсего сесть вместе за стол, налить душистого чая, поболтать о том о сём и обнять друг друга. В этот самый момент вы почувствуете невероятный прилив сил, радость и желание двигаться к новым целям и мечтам.