СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Математика на уроках окружающего мира: пятиминутки для первоклассников" (с подтверждающими документами о публикации)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья "Математика на уроках окружающего мира: пятиминутки для первоклассников" (с подтверждающими документами о публикации)»

МАТЕМАТИКА НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА: ПЯТИМИНУТКИ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

М.С. Лившиц

Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького

Научный руководитель: А.А. Шестаков

Математика является важнейшим предметом в образовательной программе первоклассников. Однако, часто дети могут испытывать трудности в понимании математических концепций, особенно если они не связаны с их повседневной жизнью. Одним из способов сделать математику более интересной и доступной для первоклассников является использование пятиминуток на уроках окружающего мира. [2, с. 4]. В образовательном процессе важным аспектом является интеграция различных предметов, что позволяет детям увидеть связь между теорией и практикой. Математика и окружающий мир — две области, которые могут значительно обогатить друг друга. Введение математических понятий в уроки окружающего мира способствует не только развитию математических навыков, но и формированию целостного восприятия окружающей действительности у первоклассников.

Новизной данной статьи является активное использование технологий и новых образовательных подходов, необходимых для создания интерактивных и увлекательных занятий.

Основная проблема заключается в том, что учащиеся часто воспринимают математику как абстрактный предмет, далекий от реальной жизни. Несмотря на важность интеграции математики и окружающего мира, многие учителя сталкиваются с трудностями при реализации данной идеи на практике. Часто уроки математики и окружающего мира проводятся отдельно, что ограничивает возможности детей в применении полученных знаний [1, с. 46]. Кроме того, традиционные методы обучения не всегда способны заинтересовать младших школьников, что приводит к снижению мотивации к обучению и усвоению материала, поэтому пятиминутки являются одним из эффективных методов. Метапредметность математики и окружающего мира проявляется в тесной взаимосвязи и возможности применения математических знаний и умений для решения задач, связанных с окружающей средой и так далее.

Целью данной статьи является рассмотреть методику проведения пятиминуток, которые интегрируют математику и окружающий мир для первоклассников, а также показать, как короткие занятия могут обогатить учебный процесс и сделать его более увлекательным и продуктивным. Для достижения цели выделены следующие задачи:

- Рассмотреть подробное описание методики проведения «пятиминуток»;

- Рассмотреть преимущества использования математики на практических занятиях;

- Оценить влияния на развитие обучаемости первоклассников.

«Пятиминутки» — это короткие, целенаправленные занятия, направленные на развитие математических навыков через практическую деятельность [3, с. 30]. Данный метод планируется проводить вначале урока, на этапе организации, чтобы повысить мотивацию и концентрацию у детей. Это создает необходимость в поиске новых подходов к обучению, которые помогут преодолеть указанные трудности. Преимущества пятиминуток я выделил следующие:

- Интересные и разнообразные темы; пятиминутки могут включать в себя интересные темы и задачи, которые могут помочь детям видеть связь между математикой и их повседневной жизнью.

- Самостоятельность; пятиминутки могут включать в себя самостоятельную работу, что может помочь детям чувствовать себя более уверенно и мотивированными.

- Практичность; пятиминутки часто включают в себя практические задачи и игры, которые могут помочь детям видеть связь между математикой и их повседневной жизнью.

Примеры пятиминуток:

- Подсчет объектов; во время экскурсии по школе или на улице организовать подсчет найденных объектов, таких как листьев, цветков, и животных. Это не только развивает навыки счета, но и учит детей наблюдать за окружающим миром.

- Сравнение форм; на уроках окружающего мира использовать практические задания, где дети должны найти различные геометрические формы в окружающей среде и сравнить их по размеру и количеству.

- Измерения; используя линейки и другие измерительные инструменты, дети могут измерять длину предметов (высота цветка, длина лепестка).

Также я выделил примеры для практических занятий, которые можно рассматривать как:

- Счет объектов; на уроке окружающего мира учитель может предложить детям посчитать количество деревьев, цветов или животных на картинке. Это поможет детям не только закрепить навыки счета, но и развить наблюдательность.

- Геометрические фигуры в природе; проведение занятия на открытом воздухе, где дети будут искать и описывать геометрические фигуры, встречающиеся в природе (круги в цветах, треугольники в листьях и т.д.).

- Сравнение и измерение; задание на сравнение длины различных предметов, найденных на улице (палочек, листьев и т.д.), с последующим составлением таблицы для записи результатов.

- Игра "Сколько?"; учитель показывает детям различные группы предметов (например, фрукты) и задает вопросы, требующие математических расчетов: "Сколько всего яблок, если у нас три красных и два зеленых?"

В заключении стоит отметить, что интеграция математики и окружающего мира на уроках для первоклассников является важным шагом к созданию более целостного и увлекательного образовательного процесса. Пятиминутки, которые включают в себя элементы обеих дисциплин, способствуют развитию у детей критического мышления, любознательности и навыков решения проблем. Важно, чтобы учителя имели доступ к методическим материалам и ресурсам для реализации такой интеграции, что, в свою очередь, повысит качество образования и интерес детей к изучению окружающего мира и математики.

Библиографический список

  1. Нагорная, Н. А. "Интеграция предметов как способ повышения мотивации учащихся". // Н. А. Нагорная – Москва: Вестник образования, 2020. – с. 46.

  2. Сидорова, О. В. "Методика преподавания математики в начальной школе: современные подходы". // О. В. Сидорова - Москва: Образование, 2019 – с. 4

  3. Федорова, Л. А. (2018). "Пятиминутки на уроках: как использовать время с пользой". // Л. А. Федорова – Москва: Учитель начальных классов, 2018 – с. 30.