МАТЕМАТИКА НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА: ПЯТИМИНУТКИ ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
М.С. Лившиц
Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького
Научный руководитель: А.А. Шестаков
Математика является важнейшим предметом в образовательной программе первоклассников. Однако, часто дети могут испытывать трудности в понимании математических концепций, особенно если они не связаны с их повседневной жизнью. Одним из способов сделать математику более интересной и доступной для первоклассников является использование пятиминуток на уроках окружающего мира. [2, с. 4]. В образовательном процессе важным аспектом является интеграция различных предметов, что позволяет детям увидеть связь между теорией и практикой. Математика и окружающий мир — две области, которые могут значительно обогатить друг друга. Введение математических понятий в уроки окружающего мира способствует не только развитию математических навыков, но и формированию целостного восприятия окружающей действительности у первоклассников.
Новизной данной статьи является активное использование технологий и новых образовательных подходов, необходимых для создания интерактивных и увлекательных занятий.
Основная проблема заключается в том, что учащиеся часто воспринимают математику как абстрактный предмет, далекий от реальной жизни. Несмотря на важность интеграции математики и окружающего мира, многие учителя сталкиваются с трудностями при реализации данной идеи на практике. Часто уроки математики и окружающего мира проводятся отдельно, что ограничивает возможности детей в применении полученных знаний [1, с. 46]. Кроме того, традиционные методы обучения не всегда способны заинтересовать младших школьников, что приводит к снижению мотивации к обучению и усвоению материала, поэтому пятиминутки являются одним из эффективных методов. Метапредметность математики и окружающего мира проявляется в тесной взаимосвязи и возможности применения математических знаний и умений для решения задач, связанных с окружающей средой и так далее.
Целью данной статьи является рассмотреть методику проведения пятиминуток, которые интегрируют математику и окружающий мир для первоклассников, а также показать, как короткие занятия могут обогатить учебный процесс и сделать его более увлекательным и продуктивным. Для достижения цели выделены следующие задачи:
- Рассмотреть подробное описание методики проведения «пятиминуток»;
- Рассмотреть преимущества использования математики на практических занятиях;
- Оценить влияния на развитие обучаемости первоклассников.
«Пятиминутки» — это короткие, целенаправленные занятия, направленные на развитие математических навыков через практическую деятельность [3, с. 30]. Данный метод планируется проводить вначале урока, на этапе организации, чтобы повысить мотивацию и концентрацию у детей. Это создает необходимость в поиске новых подходов к обучению, которые помогут преодолеть указанные трудности. Преимущества пятиминуток я выделил следующие:
- Интересные и разнообразные темы; пятиминутки могут включать в себя интересные темы и задачи, которые могут помочь детям видеть связь между математикой и их повседневной жизнью.
- Самостоятельность; пятиминутки могут включать в себя самостоятельную работу, что может помочь детям чувствовать себя более уверенно и мотивированными.
- Практичность; пятиминутки часто включают в себя практические задачи и игры, которые могут помочь детям видеть связь между математикой и их повседневной жизнью.
Примеры пятиминуток:
- Подсчет объектов; во время экскурсии по школе или на улице организовать подсчет найденных объектов, таких как листьев, цветков, и животных. Это не только развивает навыки счета, но и учит детей наблюдать за окружающим миром.
- Сравнение форм; на уроках окружающего мира использовать практические задания, где дети должны найти различные геометрические формы в окружающей среде и сравнить их по размеру и количеству.
- Измерения; используя линейки и другие измерительные инструменты, дети могут измерять длину предметов (высота цветка, длина лепестка).
Также я выделил примеры для практических занятий, которые можно рассматривать как:
- Счет объектов; на уроке окружающего мира учитель может предложить детям посчитать количество деревьев, цветов или животных на картинке. Это поможет детям не только закрепить навыки счета, но и развить наблюдательность.
- Геометрические фигуры в природе; проведение занятия на открытом воздухе, где дети будут искать и описывать геометрические фигуры, встречающиеся в природе (круги в цветах, треугольники в листьях и т.д.).
- Сравнение и измерение; задание на сравнение длины различных предметов, найденных на улице (палочек, листьев и т.д.), с последующим составлением таблицы для записи результатов.
- Игра "Сколько?"; учитель показывает детям различные группы предметов (например, фрукты) и задает вопросы, требующие математических расчетов: "Сколько всего яблок, если у нас три красных и два зеленых?"
В заключении стоит отметить, что интеграция математики и окружающего мира на уроках для первоклассников является важным шагом к созданию более целостного и увлекательного образовательного процесса. Пятиминутки, которые включают в себя элементы обеих дисциплин, способствуют развитию у детей критического мышления, любознательности и навыков решения проблем. Важно, чтобы учителя имели доступ к методическим материалам и ресурсам для реализации такой интеграции, что, в свою очередь, повысит качество образования и интерес детей к изучению окружающего мира и математики.
Библиографический список
Нагорная, Н. А. "Интеграция предметов как способ повышения мотивации учащихся". // Н. А. Нагорная – Москва: Вестник образования, 2020. – с. 46.
Сидорова, О. В. "Методика преподавания математики в начальной школе: современные подходы". // О. В. Сидорова - Москва: Образование, 2019 – с. 4
Федорова, Л. А. (2018). "Пятиминутки на уроках: как использовать время с пользой". // Л. А. Федорова – Москва: Учитель начальных классов, 2018 – с. 30.