СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Ментальная карта как способ формирования универсальных учебных действий"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ментальная карта как способ формирования универсальных учебных действий.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Ментальная карта как способ формирования универсальных учебных действий"»



Ментальная карта как способ формирования универсальных учебных

Работа в школе - это поиски чего-то нового, современного для нового времени. Но неизменными остаются следующие задачи:

-структурировать предметные навыки;

- повысить качество знаний;

-вовлечь родителей в учебный процесс.

Появляются новые развивающие программы, придумываются новые формы и методы работы, но главной целью является - научить ребёнка учиться.

И если раньше мы эту цель достигали заучиванием, то при введении ФГОС пришлось свою работу перестраивать, а значить, снова искать новые формы работы.

Специфика работы по УМК ПНШ, а так же реализация основной идеи Стандарта образования второго поколения: подготовить обучающегося применять полученные знания в жизни, уметь мыслить нестандартно, абстрактно, привели меня к методу интеллек-карт. Метод Т.Бьюзена не нов. Американский психолог начал его разработку ещё в 70-х годах XX века. Нечто подобное было и у нас в образовании. Это опорные схемы, карточки-памятки по методу Шаталова.

Большинство из нас думает стандартно, шаблонами. Нам так привычнее, удобней, на все есть готовый ответ. К этому придут и наши дети, если мы с вами не поможем им.

Большой интерес в современном обществе вызывают методики на развитие памяти, скоростного счета. Мнемо техника и ментальная арифметика прекрасно справляются с этой задачей. Но на их освоение требуется дополнительное образование, а в случае с ментальной арифметикой ещё и определённый возраст. У учителя есть только урок, содержащий свои этапы.

Увлекательные, интересные уроки проходят перед младшими школьниками, формируя новые учебные умения. Но зачастую, маленький ученик не видит взаимосвязи между уроками, воспринимая их, как череду ярких картинок калейдоскопа, которые не связаны между собой. Помочь структуировать учебный материал, представив его в виде стройной системы, и призваны ментальные карты. Составление ментальных карт является вместе с тем и способом формирования универсального учебного умения – моделирования. Обучать составлению ментальных карт, думаю, нужно с начальной школы. Цели создания карт могут быть самые различные: запоминание сложного материала, передача информации, прояснение для себя какого-то вопроса. Их можно использовать в большом количестве разнообразных ситуаций: в профессиональной деятельности, в обучении, для индивидуального планирования и т. д.

Я использую интеллект-карты на своих уроках для:

1) работы с лексическим материалом: введение новой лексики, закрепление новой лексики, контроль лексики.

2) работы с грамматическим материалом.

Можно составлять мыслительные карты по изученному грамматическому материалу с целью его усвоения и запоминания.(простейшие интеллект-карты по грамматическому материалу можно встретить в учебнике).

3) работы с текстовым материалом.

Составление планов пересказов текстов в виде мыслительных карт и т. д.

4) обучения устному монологическому высказыванию при помощи вербальных опор.

Мыслительная карта выступает в качестве вербальной опоры высказывания. Эффективно использовать карты при подготовке к экзамену, так как на запоминание и повторение информации тратится меньше времени, её воспроизведение становится более осмысленным.

5) При подготовке к ВПР

6) представления результатов проектной деятельности.

Вот некоторые особенности работы с ментальными картами в начальной школе.

На первом этапе, объясняя новый материал, прибегаю к ментальной карте, как к демонстрационной, опорной таблице, размещая её на доске.

Затем первоклашки пытаются составить карты по образцу и под руководством учителя. Для того чтобы изображения у них получились более аккуратными, раздаю шаблоны кружков, подсказываю, каким цветом делать надписи. Следующий этап заключается в обсуждении с детьми, что они считают важным, необходимым для размещения на карте по изучаемой теме, нахождении ключевых слов. И, наконец, самостоятельное создание своих ментальных карт. Происходит самостоятельное конструирование знаний, результатом которого выступает деятельностный образовательный продукт. Учащиеся становятся активными участниками образовательного процесса. Выполнение деятельностных  заданий создаёт условие для развития у учащихся не только продуктивных речевых умений (предметный результат), но и способствует достижению личностных и метапредметных результатов.

Ментальные карты можно использовать на этапе изучения новой темы, на этапе закрепления и при проверке изученного на уроке. При изучении нового, дети создают свою ментальную карту или слушают объяснение учителя с опорой на ментальную карту.

При закреплении изученного материала можно предложить восстановить ментальную карту или разместить на карте элементы, явлющиеся примером содержания. Так, например, изучая птиц, дети классифицируют их (зимующие, перелетные, насекомоядные, хищные и т.д.) и размещают картинки с изображением птиц на ментальной карте. Изучая разделительный мягкий знак, ученики учатся отличать разделительный мягкий знак от мягкого знака – показателя мягкости согласного и размещают карточки со словами на определенном месте ментальной карты.

Можно на этапе обобщения предложить установить взаимосвязь между словами на карточках с ключевыми словами, объединив их на одной схеме.

Метод ментальных карт созвучен содержанию ФГОС и деятельностному подходу в обучении. Думаю, его использование в системе обязательно даст результаты.