Метод рационализации при решении показательных и логарифмических неравенств ВВЕДЕНИЕ
В предыдущей статье мы подробно рассмотрели методы решения рациональных и дробно-рациональных неравенств. В основе этих методов лежит очевидный факт: непрерывная функция на отрезке между двумя нулевыми значениями не изменяет знак (положительна или отрицательна). Некоторые элементарные свойства многочленов, связанные с понятием кратного корня, позволяют быстро установить знак дробно-рациональной функции на каждом таком интервале монотонности. Заметим, что в общем случае требуется вычислять значения функции в «пробных» точках на каждом интервале, что более трудоемко.
В этой статье мы рассмотрим примеры сведения логарифмических и показательных неравенств, у которых основание, выражение под знаком логарифма, степень – многочлены. Оказывается, такие неравенства эффективно сводятся к дробно-рациональным или рациональным, причем (что важно, например, на ЕГЭ) полученные решения будут более компактными по сравнению с традиционными.
Сведение логарифмического неравенства к системе рациональных неравенств
Рассмотрим логарифмическое неравенство вида
, (1)
где
- некоторые функции (об их природе будем говорить ниже).
Стандартный метод решения такого неравенства предполагает разбор двух случаев на области допустимых значений неравенства.
В первом случае, когда основания логарифмов удовлетворяют условию
, знак неравенства обращается:
.
Во втором случае, когда основание удовлетворяет условию
, знак неравенства сохраняется:
.
На первый взгляд – все логично, рассмотрим два случая и потом объединим ответы. Правда, при рассмотрении второго случая возникает определенный дискомфорт – приходится на 90 процентов повторять выкладки из первого случая (преобразовывать, находить корни вспомогательных уравнений, определять промежутки монотонности знака). Возникает естественный вопрос – можно ли все это как-нибудь рационализировать объединить?
Ответ на этот вопрос содержится в следующей теореме.
Теорема 1. Логарифмическое неравенство
равносильно следующей системе неравенств:
(2)
Доказательство. Начнем с того, что первые четыре неравенства системы (2) задают множество допустимых значений исходного логарифмического неравенства. Обратим теперь внимание на пятое неравенство. Если
, то первый множитель этого неравенства будет отрицателен. При сокращении на него придется изменить знак неравенства на противоположный, тогда получится неравенство
. Если же
, то первый множитель пятого неравенства положителен, сокращаем его без изменения знака неравенства, получаем неравенство
. Таким образом, пятое неравенство системы включает в себя оба случая предыдущего метода. Терема доказана.
Пример. Решить неравенство
.
Решение. Воспользуемся теоремой 1. получим следующую систему неравенств:
Решая первые четыре неравенства, практически находим ОДЗ исходного неравенства:
Откуда:
.
Решим теперь пятое неравенство системы. После элементарных преобразований получим неравенство
.
Умножим второй сомножитель на -1 и поменяем знак неравенства:
.
Нетрудно заметить, что корнями второго множителя в этом неравенстве являются числа 1 и -2. Поэтому, раскладывая второй множитель на одночлены первого порядка, получаем:
.
Это неравенство легко решить методом интервалов:
.
С учетом найденного ранее ОДЗ, получаем окончательный ответ.
Ответ:
.
Замечание. Обращаем внимание тех, кто собирается применять метод рационализации на ЕГЭ на следующее: критерии проверки таковы, что при ошибочном решении, но правильно найденном ОДЗ (при дополнительных условиях) можно получить балл. Поэтому рекомендуется сначала отдельно найти ОДЗ, а затем перейти к решению основного (пятого) неравенства.
Сведение показательного неравенства к системе рациональных неравенств
Теперь рассмотрим показательное неравенство вида
(3)
Так же, как в предыдущем пункте,
- некоторые функции.
И снова вспомним, что традиционное решение такого неравенства приводит к двум случаям. В первом основание степени положительно, но меньше единицы (знак неравенства обращается), во втором случае основание степени больше единицы (знак неравенства сохраняется).
Как и в случае с логарифмическим неравенством, имеется возможность значительно укоротить решение задачи, используя метод рационализации. Этот метод основан на следующей теореме.
Теорема 2. Показательное неравенство
равносильно следующей системе неравенств:
(4)
Нетрудно заметить, что система (4) аналогична системе (2) из теоремы 1 (правда, в ней нет требования положительности степеней). Доказательство теоремы 2 легко получить теми же рассуждениями, что и в теореме 1.
Пример. Решить неравенство
.
Решение. Составим систему неравенств, аналогичную системе (4) из теоремы 2:
Решив два первых неравенства, найдем ОДЗ исходного показательного неравенства:
Откуда ОДЗ:
.
Далее рассмотрим основное неравенство
, которое упрощается к виду:
.
Корни первого множителя этого неравенства мы нашли ранее:
. Корни второго множителя равны:
,
,
.
Теперь перед нами встала нетривиальная задача упорядочения корней. Так как
, то
. Применив метод интервалов, получим следующее решение основного неравенства:
.
Учитывая найденную ранее ОДЗ, получаем окончательный ответ:
.
Контрольная работа №2 для учащихся 11 классов
Приведенные ниже задания являются контрольной работой №2 для учащихся 11 классов. Каждая задача оценивается в 7 баллов, для зачета нужно набрать не менее 35 баллов.
Правила оформления работ:
Решения по каждому предмету оформляется отдельно. Каждое задание имеет свой шифр (М 11.2.1 и т.д.), который указывается перед записью решения. Переписывать текст задачи не надо, достаточно краткой записи, если это необходимо. Оформлять решения в порядке следования заданий. Можно присылать нам столько решений, сколько удалось вам сделать, даже если оказалось невозможным выполнить всю работу.
Подробнее познакомиться сайт: www.khspu.ru/~khpms/. Там же, на форуме, можно проконсультироваться по вопросам, связанным с решением задач (и не только).
Решите следующие неравенства