СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья: "Метод сенсорной интеграции в работе с детьми с ОВЗ в ДОУ".

Нажмите, чтобы узнать подробности

В чем же заключается смысл сенсорной интеграции и что она в себя включает? Сенсорная интеграция – это бессознательный неврологический процесс, который обеспечивает переработку сенсорной информации от разных анализаторов и её интерпретацию для целенаправленной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Статья: "Метод сенсорной интеграции в работе с детьми с ОВЗ в ДОУ".»

Статья на тему: «Метод сенсорной интеграции в работе с детьми с ОВЗ в ДОУ».

В последнее время появилась очень тревожная тенденция к увеличению зарегистрированного количества детей с ограниченными возможностями здоровья. Рост численности детей с ОВЗ может быть обусловлен многими причинами. Хочу отметить самые, на мой взгляд, весомые.

Это, в первую очередь, рост уровня медицины, которая позволяет значительно снизить детскую смертность, но при этом количество детей с отклонениями в развитии пропорционально возрастает. Возможности медицинской диагностики также возросли, поэтому такой диагноз как аутизм, в различных его формах, в настоящее время диагностируется чаще, чем раньше.

Не стоит забывать про социальные причины. Все большее количество женщин откладывают период материнства на более поздние сроки, что повышает риск рождения детей с патологией. Кроме того, претерпевает изменения структура семьи, где родители нацелены в большей степени на материальное обеспечение и выживание, нежели на полноценное общение и развитие детей. У них просто не хватает на это времени и сил.

Меняющиеся условия жизни – цифровизация, компьтеризация, постоянная включенность человека в огромный поток информации не может не сказываться на работе мозга человека. Тем более, если это только развивающийся, формирующийся организм ребенка. Для психологов очень тревожным становится тот факт, что часто сами родители, не понимая всей серьезности вопроса, дают ребенку телефон, чтобы получить «удобного ребенка». К сожалению, часто это проявляется в виде сенсорной перегрузки зрения и слуха на фоне недостаточной стимуляции всех остальных сенсорных систем. Ни для кого не секрет, что современные дети почти не ходят босиком по траве, меньше бывают на природе или в деревне, где множество естественных сенсорных стимулов, менее подвижны, моторно более неловки и редко играют в совместные игры со сверстниками вне стен дошкольного учреждения. Поэтому встает вопрос о более пристальном внимании к вопросу сенсорного развития современных детей и разработке методов для коррекции сенсорного развития.

Следует обратить внимание, что у детей с ОВЗ сенсорные нарушения встречаются значительно чаще, чем у нормотипичных детей. Данные Центра лечебной педагогики за последние 15 лет позволяют утверждать, что у 70-80 % детей, имеющих проблемы в развитии, присутствуют нарушения или дефициты в работе сенсорных систем. Такие данные не могут быть проигнорированы и обязывают нас учитывать их в своей коррекционной работе, с одной стороны, и дают огромное поле для коррекционной деятельности, с другой стороны.

Метод сенсорной интеграции появился еще в 50-х годах 20 века и в основном активно развивался за рубежом. В настоящее время принципы и методы сенсорной интеграции все более активно и продуктивно используются и в нашей стране.

В чем же заключается смысл сенсорной интеграции и что она в себя включает? Сенсорная интеграция – это бессознательный неврологический процесс, который обеспечивает переработку сенсорной информации от разных анализаторов и её интерпретацию для целенаправленной деятельности. Процесс сенсорной интеграции состоит из нескольких этапов:

  1. Сенсорная регистрации происходит благодаря работе наших сенсорных систем: тактильной, вестибулярной, визуальной, аудиальной, проприоцептивной, систем вкуса и запаха. На этом этапе происходит регистрация или сбор различных сенсорных стимулов.

  2. Сенсорная ориентация помогает понять, требует ли новая сенсорная информация нашего внимания или её можно проигнорировать.

  3. Интерпретация сенсорной информации происходит на уровне мозга. На этом этапе происходит анализ и объединение сенсорной информации от разных анализаторов, таким образом, чтобы они могли быть использованы в целенаправленной деятельности, или смогли защитить от опасности.

  4. Организация ответной реакции происходит также на уровне мозга, другими словами, мозг решает, как поступить. Это решение оформляется в виде эмоциональной, когнитивной или моторной реакции на стимул.

  5. Исполнение ответной реакции на сенсорный стимул является финальным этапом процесса сенсорной интеграции.

В норме процесс сенсорной интеграции заканчивается адаптивным ответом, то есть целенаправленным и обоснованным откликом на ощущения, то есть исполнением адекватной ответной реакции.

Однако стоит отметить, что если, на каком - то из этапов происходит сбой в обработке, передаче или интерпретации сенсорных стимулов, адаптивный ответ оказывается неэффективным. Другими словами, ребёнок замедленно считывает сигналы, поступающие из окружающей среды, или интерпретирует их неверно, в результате не формируется правильной реакции на стимул, что проявляется в поведении и развитии.

Эти проявления могут быть очень разнообразными:

  1. Повышенная или пониженная чувствительность к различным стимулам, когда мозг получает или слишком много, или слишком мало сенсорной информации. Проявления таких нарушений могут быть очень разнообразными: повышенная чувствительность к звукам, яркому свету, избирательность в еде, сложности с координацией движений, боязнь тактильных ощущений или, наоборот, постоянный их поиск, чрезмерная реакция на боль или, наоборот, её отсутствие. Часто такие дети тянут несъедобные предметы в рот, могут быть гиперактивными или трудно удерживать баланс, бояться мыть голову и лицо или не понимают, что лицо, нос грязные.

  2. Сенсорные нарушения могут проявляться в виде трудностей в различении и понимании ощущений. Такие расстройства принято называть сенсорно-дискриминационными. Они проявляются в слабом осознании своего тела, неумении различать предметы на ощупь, неспособности определить запахи, вкусы, разницу в ощущениях боли и температуры.

  3. Достаточно большую группу составляют сенсорные моторные нарушения. Эти нарушения связаны с положением тела, равновесием, билатеральной координацией, трудностями моторного планирования

Все эти и многие другие проявления, очень многообразны и требую от психолога индивидуального подхода к каждому ребенку в вопросах диагностики и коррекции.

Диагностическая часть работы строиться на данных полученных в результате наблюдения за деятельностью ребенка (игрой, приемом пищи, дневным сном, контактами с окружением) и беседы с родителями. Дополнительную, и более точную информацию, можно получить с помощью тестирования, однако на сегодняшний момент стандартизированных методик на русском языке нет.

В работе частично можно использовать «Опросник сенсорной интеграции», опубликованный на сайте «Ассоциация Специалистов Сенсорной интеграции» (sentsint.ru). Частичное использование опросника обусловлено его объемным содержанием и необходимостью обязательного пояснения для родителей ряда пунктов. Поэтому его используют в дополнение к беседе и наблюдению, в тех случаях, когда после беседы и наблюдения, нет четкого понимания, как работает конкретная сенсорная система ребёнка.

Следующий этап работы – это непосредственная коррекционная деятельность. Каждое занятие строится в виде игры. Процесс обучения в сенсорной интеграции происходит только через игру и должен быть ребенку интересен и увлекателен. Поэтому так важно на занятиях по – разному организовывать взаимодействие с ребенком (эффект новизны) и подавать старые упражнения по-новому или в новых контекстах занятия.

Коррекционная деятельность в рамках метода сенсорной интеграции предполагает наличие достаточно большого количества специализированного оборудования:

  • Гамак, качели, батут, фитбол, тоннель, бочка, качающееся бревно, маты, вестибулярная тарелка или доска, подвесная лестница и платформа, утяжелители для рук и ног, утяжеленный жилет, сухой бассейн и мн. др, позволяющее активизировать работу вестибулярной или проприоцептивной системы (в зависимости от способа использования).

  • Оборудование, обеспечивающее тактильными ощущениями: мочалки, массажёры, мешочки с сыпучими материалами, тактильное лото, песок, лизуны, антистрессовые игрушки, тактильные мячики, пушистые помпоны, кисточки, щетки, ортопедические дорожки и др.

  • Предметы, используемые для развития слухового восприятия: колокольчик, баночки-шумелки, бубен, звуковые мешочки, погремушки, звуковые игрушки и т.д.

  • Предметы с многофункциональным значением: ведра, коробки, канаты, подушки, пластиковые бутылки, палки, игрушки.

  • Оборудование для сенсо - моторных игр: кольцеброс, кегли, обручи, мешочки для метания, мячи разные по текстуре и размеру и т.п.

Чем разнообразнее оборудование, тем легче сделать каждое занятие с ребёнком неповторимым и интересным. Но при наличии даже минимального количества оборудования можно провести продуктивное и интересное занятие.

Занятия лучше проходят в индивидуальной форме, их длительность зависит от возраста ребенка и составляет, 20 или 30 минут. Структура и содержание занятия индивидуальна для каждого ребенка. В занятиях можно использовать полосу препятствий, при прохождении которой, ребенок получает удовольствие – в виде какой-то любимой или новой игрушки, игрового действия или эмоционального подкрепления.

Пример игры: «Покорми мишку рыбкой».

Инструкция ребёнку: «Мишка очень голоден. Давай его покормим?» (Дети, как правило, с удовольствие соглашаются). «Только посмотри, рыбку сначала надо поймать…»

Для игры используется магнитная рыбалка с удочкой и одним из условий такой игры может быть, что ловить рыбу, надо сидя на большом валике – бревне, наклоняясь и удерживая равновесие. Обязательно поэтапно ребенку объяснить, показать все этапы прохождения полосы препятствий. В полосу препятствий могут входить: мостики, лабиринты, скользкие горки, массажные коврики, бочки, ортопедические коврики, валики разные по размеру и тяжести, качели и мн. другое. Для выработки навыка и закрепления нужного сенсорного опыта, как правило, необходимо неоднократное повторение. Поэтому часто в игре с преодолением полосы препятствий, бывает такое условие: «За 1 раз можно поймать и принести только 1 рыбку».

Метод сенсорной интеграции предполагает использование родителями и работниками детского сада, определённых сенсорных стратегий и активностей, которые в зарубежных источниках принято называть сенсорной диетой. Она необходима для того, чтобы нервная система ребенка постоянно получала необходимые сенсорные стимулы. Сенсорная диета включает в себя возбуждающие, успокаивающие и организующие мероприятия. При построении сенсорной диеты обязательно учитывается распорядок дня ребенка, его сенсорные особенности и ресурсы семьи.

Одним из самых важных компонентов в коррекционной работе по методу сенсорной интеграции является эффективное взаимодействие педагога с родителями ребенка и их активную позицию в коррекционном процессе.

Подводя итоги, необходимо отметить, что использование метода сенсорной интеграции в работе педагога часто позволяет найти «волшебный ключик» к взаимодействию с ребенком, имеющем сложностив обучении, развитии и социализации.

Литература

  1. Айрес, Э.Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития/ Э. Дж. Айрес; [пер. с англ. Юлии Даре]. – 5-е изд. – М.:

Теревинф, 2017. – 272с.

  1. Кислинг,Улла. Сенсорная интеграция в диалоге: понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие/ Улла Кислинг; по ред. Е.В.

Клочковой; [пер. с нем.К. А. Шарр]. – 7-е изд.-М.: Теревинф, 2017. – 240 с.





Учитель-дефектолог: Тутарова М. С.