МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ ОДНКНР В СООТВЕТСТВИИ С ОБНОВЛЁННЫМИ ФГОС
И.Ю. Костюк
МБОУ СОШ № 112, г. Екатеринбург
kostuk@mbou112.ru
Аннотация. В статье рассматриваются методические аспекты, технологии, приёмы преподавания предметной области ОДНКНР в соответствии с обновлёнными ФГОС. Автор делится практическим опытом реализации ФГОС в своей образовательной организации.
Ключевые слова: предметная область ОДНКНР, проектно-исследовательская деятельность, информационно-коммуникационные технологии, викторины, смысловое чтение.
В российском обществе активно велись споры по поводу изучения предметов религиоведческого курса в общеобразовательной школе, которая в итоге завершилась введением курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) в начальную школу и курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР) в 5 классе.
Это в полной мере соответствует целям и задачам нового федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) и Стратегии развития воспитания в Российской Федерации, которая определяет приоритетным развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины [4, с.151].
В данной статье рассмотрим возможность использования различных образовательных технологий для достижения вышеуказанных целей на уроках предметной области ОДНКНР.
Широко использую информационно-коммуникационную технологию во многих направлениях деятельности: в учебном процессе, в подготовке к урокам, во внеурочной деятельности.
Целью информационно-коммуникационной технологии является активизация учебной деятельности школьников посредством использования ИКТ в образовательном процессе, повышения учебной мотивации [5, c.7].
На уроках ОДНКНР, ОРКиСЭ обучающимся предлагается просмотр видеороликов (притчи, рассказы о героях, познавательные фильмы о музеях, народных промыслах). Просмотр видео сопровождается такими заданиями, как: записать определения терминов, ответить на вопросы, соотнести события и даты.
Использование информационных технологий поднимает на более высокий уровень интерес детей к учёбе. Обучающиеся сами создают презентации, готовят сообщения, мини-проекты, дополняют готовые презентации.
Закрепление изученного материала на уроке происходит в форме интеллектуальных игр. В группах обучающиеся разгадывают кроссворды и создают собственные, отвечают на вопросы викторины.
Ведущие педагоги всего мира разрабатывают новые технологии и методы, успешно применяющиеся на уроках. Особенно это касается инновационных технологий и методов, которые позволяют наиболее близко подойти к ожидаемому результату. Современный ребенок, выросший в эпоху информатизации, легко воспринимает информацию, которая дается ему с помощью гаджетов. Поэтому, используя на уроках видеоматериалы, презентации, онлайн тесты, виртуальные экскурсии и другие наглядные интерактивные средства обучения, можно без труда вложить в подрастающий разум большой объем важных и полезных знаний.
Одну из лидирующих позиций занимают виртуальные экскурсии. Виртуальные экскурсии – это информационный продукт, который, в отличие от презентации, обладает интерактивностью. Они могут быть следующих видов:
– краеведческие;
– естественнонаучные;
– биографические;
– историко-культурные [1].
Такая форма проведения урока позволяет ученикам ощутить эффект присутствия, а учителю дает возможность не только предоставить информацию по теме урока, но и вызвать живой интерес к данной теме.
Например, на историко-культурной виртуальной экскурсии могут быть показаны различные сооружения, здания, памятники культуры, а в ходе краеведческой, естественнонаучной и биографической экскурсии дети могут познакомиться с местами жизненного пути значимой для религии личности.
Одним из эффективных методов преподавания ОДНКНР является определенный Федеральным государственным стандартом основного общего образования метод «смыслового чтения» как способ формирования межпредметных компетенций школьников.
Методика «смыслового чтения» должна быть направлена на то, чтобы учить учащихся:
– находить в тексте нужную информацию;
– ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
– устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
– резюмировать главную идею текста;
– интерпретировать текст;
– критически оценивать содержание и форму текста;
– овладевать культурой активного использования словарей и других поисковых систем [1, c.6].
Приведем пример использования метода «смыслового чтения» при работе над текстом «Отважное сердце Урал-Батыра».
– Прочтите внимательно поэму.
– Определите по толковому словарю значение непонятных вам слов.
– Сформулируйте главную идею.
– Разделите текст на смысловые отрезки.
– Составьте план текста.
– Какие выразительные средства используются для характеристики Урал-Батыра?
Подготовьте пересказ.
Также на уроках ОДНКНР применяю следующие приёмы работы с текстом:
Составить викторину/тест/кроссворд по данному тексту, задать вопросы классу, дополнить текст недостающими словами.
С целью повышения мотивации обучающихся к предмету, развития познавательной сферы в своей педагогической деятельности широко применяю метод проектов.
Как отмечается в Примерной основной образовательной программе начального общего образования, введение «учебно-исследовательской и проектной деятельности в процесс обучения является важным инструментом развития познавательной сферы, приобретения социального опыта, возможностей саморазвития, повышения интереса к предмету изучения и процессу умственного труда, получения и самостоятельного открытия новых знаний у младшего школьника» [3].
На уроках обучающиеся в группах создают стенгазеты, лэпбуки, коллажи. Готовят проекты по краеведческой тематике: «Народные промыслы», «Фольклор и литература народов России».
Мы провели диагностику школьной мотивации (по Лускановой Н.Г.) среди обучающихся 5-х классов (см. табл. 1).
Таблица 1. Оценка школьной мотивации по (Лускановой Н.Г).
2022-2023 учебный год |
Класс | Кол-во | 1 уровень (низкий) | 2 уровень (ниже среднего) | 3 уровень (средний) | 4 уровень (выше среднего) | 5 уровень (высокий) |
5 | 65 | 12 % | 11 | 34 % | 32 % | 11 % |
2021-2022 учебный год |
5 | 65 | 18 % | 14 % | 32 % | 28 % | 8 % |
Диагностика показала, что мотивация детей на протяжение двух лет возросла. Доля учащихся успешно справляющихся с учебной деятельностью становится больше (уровень 4). Мониторинговое исследование 5 –х классов показало, что у учащихся наблюдается положительная динамика.
Список литературы:
1. Дзебисова З.С. Особенности организации и проведения виртуальных экскурсий на уроках ОДНКНР// Русская словесность как основа русского мира: материалы ХV Международного форума. Липецк, 2020 Издательство: Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского (Липецк).- Текст: непосредственный.
2. Зыбина Т.М. Методические проблемы школьного преподавания дисциплин духовно-нравственного цикла. Теологический вестник Смоленской православной духовной семинарии. 2018. № 4. С.103-110. ISSN: 2415-3591.-Текст: непосредственный.
3. Калина И.И. Культурологический и ценностный подходы к модернизации педагогического образования: монография / М-во образования и науки Российской Федерации, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Марийский гос. технический ун-т». – Йошкар-Ола: МарГТУ, 2009. – 187 с. – Текст: непосредственный.
4. Коновалова Н.Т., Подберезная В.С. Творческий подход в преподавании предметов ОРКСЭ и ОДНКНР // Вестник ГОУ ДПО ТО "ИПК и ППРО ТО". Тульское образовательное пространство. 2021. № 2. С. 151-154. УДК: 372.893. Текст: непосредственный.
5. Крыцина А.С. Информационно-коммуникативная технология на уроках истории и ОДНКНР//Вопросы науки и образования. – 2020.- № 31(115). – с.7-9. ISSN: 2542-081X. Текст: непосредственный.