СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Методика вокального мастерства по Огородному"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методика музыкального воспитания должна быть на уровне современных требований, то есть быть комплексной и действенной, чтобы она позволяла выявлять и развивать все задатки музыкальных способностей учащихся, в том числе их творческие способности, интеллектуальную и эмоциональную активность.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Методика вокального мастерства по Огородному"»

Методическая разработка для уроков музыки


Дмитрий Огороднов: «Пение рождается на кончиках пальцев...»


На уроке музыки особое место уделяется вокально-хоровой деятельности. Хоровое пение является наиболее активной, действенной и доступной формой музыкального обучения в школе. В процессе хорового исполнения развиваются не только музыкальные способности, такие, как слух, память, чувство ритма, но и способности и свойства, имеющие значение в общем развитии личности школьника: воображение, творческая активность, целеустремленность, взаимовыручка, чувство локтя.

Хоровое пение содействует овладению культурной речи, выработке четкого, выразительного произношения.

Мне очень нравится Метод комплексного музыкально-певческого воспитания (КМПВ) по методике Д.Огородного. Автору методики удалось соединить вокальное воспитание с обще музыкальным. Все упражнения построены на музыкальной основе (согласно законам музыкальной формы, метроритма, лада). В ходе упражнений по данной методике согласованно работают голосовой аппарат, руки, зрение, слух, мозг. Человек начинает точнее управлять не только своим голосом, но и собой.

Методика музыкального воспитания должна быть на уровне современных требований, то есть быть комплексной и действенной, чтобы она позволяла выявлять и развивать все задатки музыкальных способностей учащихся, в том числе их творческие способности, интеллектуальную и эмоциональную активность. Я хочу поделиться с вами и рассказать о методике преподавания выдающегося вокально-хорового педагога и методиста Дмитрия Ерофеича Огороднова — создателя уникальной системы воспитания певца. «Музыкальный слух» — вообще неправильное понятие, — говорил он. — Петь, не фальшивя, могут все, от мала до велика. И я готов сам научить этому каждого...». Его методика существенно отличается от традиционной системы музыкального образования. Согласно ей, например, в постановке голоса активно участвуют жесты рук... Даже если человеку от природы «медведь наступил на ухо», но при этом есть большое желание получить музыкальное образование, ему даётся шанс. В этой системе не отбраковывается никто: у каждого, кто готов настойчиво работать над собой, есть возможность стать певцом и музыкантом. В настоящее время доказано, что основным «музыкальным инструментом» человека является не слух, а голосовой аппарат в целом (в него входит и слуховой орган как приемник звука и как механизм обратной связи). Это любопытный парадокс. Ведь ухом, посредством барабанной перепонки мы ничего не чувствуем. Чувствуем сердцем, а еще больше «горлом», где расположены тончайшие голосовые мышцы. Музыкальные эмоции — это, на самом деле, реакция нервно-мышечной системы голосового аппарата. Поэты давно подметили: «В горле — горе комом...», «Её душили слезы...», «Радость клокочет в горле...». Мы сопереживаем и тогда, когда не слышим, а видим человеческое горе, и слух в этом вообще не участвует. А голосовой аппарат выполняет эту роль, поскольку он — аппарат речи, с которой связано в человеке всё человеческое...

Руки непосредственно участвуют в постановке голоса. И не только голоса. Все музыкальные способности развиваются благодаря активной работе рук. Руки — наш второй артикуляционный аппарат, а ещё их называют «второй головной мозг». Между состоянием рук человека и свойствами его личности существует самая тесная связь. Чтобы добиться художественного результата, научить свой голос быть гибким и послушным, надо «приручить» его — и образно, и буквально взять в свои руки, научиться общаться с ним при их помощи. Работа с голосом идет напрямую через пластику жеста. Без рук — никуда!


Методика КМПВ предлагает 6 видов художественных музыкальных движений в коллективной хоровой работе:

  1. художественное тактирование;

  2. работа по алгоритм постановки голоса и воспитанию вокальных навыков и музыкальности;

  3. ладово-вокальные жесты;

  4. декламацию с жестикуляцией;

  5. вспомогательные движения при вокальной работе над песней;

  6. поиски выразительных движений во время слушания музыки.

Первые три вида движений мы называем дидактическими, поскольку каждый из них старого регламентирован и требует точности в выполнении их формы. Следующие за ними три вида носят творческий характер, поскольку являются импровизационными по форме и произвольными по эмоциональному содержанию.




Художественное тактирование подготавливает голос, слух и двигательный аппарат учащегося к исполнению более сложной задачи - музыкальному воспроизведению звуко высотных отношений. Развитие метроритмического чувства происходит естественным путем. Оно помогает формированию самого ладового чувства, поскольку то и другое имеет общую психофизиологическую основу. Так же как неустойчивый звук тяготеет к устойчивому звуку, так и слабая доля тяготеет к сильной доле в смежных тактах.

Работа по алгоритму постановки голоса

Этот алгоритм наилучшим образом организует:

  1. певческое дыхание;

  2. звукообразование;

  3. работу резонаторной системы;

  4. артикуляцию



Технология постановки голоса по алгоритму обеспечивает комплексное включение в работу всех частей голосового аппарата. Все движения голосового аппарата при вокализации синхронно и эмоционально согласуются с движениями руки. Алгоритм составлен в музыкальной форме в трехдольном размере. 

Я использую алгоритм следующим образом, используя игру "Ворон", "Филин". Поется алгоритм на тонике на гласном "У".





ВОСПИТАНИЕ ЛАДОВОГО ЧУВСТВА

Воспитание ладового чувства дает школьнику полноценное развитие самого голосового аппарата, воспитание вокальных навыков.

Движения всегда выполняются обеими руками, эмоционально, выразительно.






При использовании ладово-вокальных жестов в работе надо помнить, что ступени лада существуют не сами по себе каждая, а в связи друг с другом. С тяготением неустойчивых ступеней в устойчивые звуки, и, в конечном счете - в тонику.

Методы и приемы озвучивания литературного текста и музыкальной интонации.

Методика работы над песней предполагает несколько этапов:

  1. показ песни;

  2. беседа о содержании песни;

  3. озвучивание литературного текста и музыкальной интонации;

  4. работа над совершенствованием вокальных навыков;

  5. работа над художественным образом;

  6. исполнение песни.

Используя инновационные технологии и методы работы на уроках эстетического направления, мы не должны забывать о самой главной задаче - это воспитание ребенка, формирование свойства личности. Воспитательный процесс отличается длительностью, вариативностью, неопределенностью.