СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Международное исследование «PISA» и использование подобных заданий в урочной и внеурочной деятельности".

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повышение качества образования выступает одним из стратегических приоритетов Российской Федерации: вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования является одной из приоритетных целей развития нашего государства на ближайшие несколько лет. Существенную роль в оценке качества российского образования играют международные сравнительные исследования, результаты которых позволяют выявить особенности подготовки российских школьников по сравнению со школьниками других стран в части овладения важными и признанными на международном уровне компетенциями.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Международное исследование «PISA» и использование подобных заданий в урочной и внеурочной деятельности".»

Редькина А.В.

Международное исследование «PISA» и использование подобных заданий в урочной и внеурочной деятельности.


Повышение качества образования выступает одним из стратегических приоритетов Российской Федерации: вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования является одной из приоритетных целей развития нашего государства на ближайшие несколько лет. Существенную роль в оценке качества российского образования играют международные сравнительные исследования, результаты которых позволяют выявить особенности подготовки российских школьников по сравнению со школьниками других стран в части овладения важными и признанными на международном уровне компетенциями.

Так, например, демонстрируя традиционно высокий уровень "классической" академической подготовки, российские школьники испытывают затруднения с применением знаний в реальных или незнакомых ситуациях при решении практических задач, о чем свидетельствуют их относительно невысокие результаты в международном исследовании PISA.

TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study) – международное исследование по оценке качества математического и естественнонаучного образования.

Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) является мониторинговым исследованием качества общего образования, которое отвечает на вопрос "Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?". Цель этого масштабного тестирования — провести оценку грамотности 15-летних школьников в разных видах учебной деятельности: естественнонаучной, математической, компьютерной и читательской.

Общая информация:

  • PISA – это стандартизированная оценка подготовки подростков

15 лет. Материалы разработаны совместно странами-участницами международной программы.

  • Проводится в 32 странах.

  • Было протестировано от 4 500 до 10 000 учащихся в каждой стране.

Направления оценивания:

  • Исследование подготовки учащихся проводится по трем направлениям: "грамотность чтения", "математическая грамотность" и "естественнонаучная грамотность". Каждое из них соответствует определенным школьным предметам.

  • Особое внимание уделяется пониманию учащимися основных понятий, овладению основными методами, изучаемыми в рамках трех указанных выше направлений, и умению использовать свои знания в разнообразных ситуациях.

  • Изучается состояние основных знаний и умений, необходимых во взрослой жизни и приобретенных при изучении школьных предметов, а также оценка межпредметной компетентности учащихся (использованию знаний, полученных в рамках изучения различных предметов или из других источников информации, для решения поставленной задачи).

Общая характеристика заданий:

  • Используется письменная форма контроля (тесты). На выполнение теста ученику отводится два часа (120 минут).

  • В тесты включены задания с готовыми ответами, из которых надо выбрать верный, а также задания, на которые учащийся должен дать собственный краткий или полный обоснованный ответ. Некоторые задания состоят из нескольких вопросов различной сложности, которые относятся к одной и той же жизненной ситуации.

  • Составляется несколько вариантов тестов. При этом одна и та же группа заданий может быть включена в несколько вариантов.

  • Информация об учащихся собирается с помощью анкетирования. Директора школ в течение 30 минут заполняют анкеты, в которых они предоставляют информацию о своих школах. Полученная информация используется для выявления влияния заранее выделенных факторов на результаты обучения.

Основные показатели:

  • Количественные показатели, характеризующие состояние основных знаний и умений 15-летних учащихся.

  • Количественные показатели, характеризующие состояние факторов, оказывающих влияние на результаты обучения учащихся и положение дел в школе.

  • Количественные показатели, характеризующие тенденции изменения результатов с течением времени.



В рамках реализации задач федерального проекта "Современная школа", а также проведения в субъектах Российской Федерации оценки качества общего образования на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся в общеобразовательных организациях Российской Федерации проводятся следующие мероприятия (в период до 2024 года):

1. Международное исследование PISA (международная программа по оценке образовательных достижений учащихся). Исследование проводится циклами раз в три года среди 15-летних школьников по всему миру. Новый цикл международного исследования пройдет в 2021 году, основное внимание в нем будет уделено математической грамотности, а в качестве дополнительного направления впервые будет исследоваться креативность мышления учащихся.

Международные тесты Международная программа по оценке качества обучения PISA (Programme for International Student Assessment) проводится раз в 3 года, начиная с 2000 г., и проходит под патронажем Организации экономического сотрудничества и развития. Цель этого масштабного тестирования — провести оценку грамотности 15-летних школьников в разных видах учебной деятельности: естественнонаучной, математической, компьютерной и читательской.

«PISA позволяет понять, какая страна будет более конкурентоспособной в будущем за счёт потенциала подрастающего поколения»

Галина Ковалёва руководитель центра оценки качества образования Института содержания и методов обучения РАО, координатор PISA в России

Помимо PISA существуют и другие международные мониторинговые исследования, имеющие более узкую направленность. Тестирование TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study), например, нацелено на проверку качества математического и естественнонаучного образования учеников четвёртых и восьмых классов. Проводится оно при поддержке Международной ассоциации по оценке учебных достижений IEA. Помимо мониторинга качества знаний TIMSS призвано ещё и выявить различия в национальных системах образования разных стран.

А тестирование PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) Направлено на то, чтобы оценить качество чтения и понимания текста у ребят начальной школы. Так же, как и TIMSS, оно показывает различия в национальных системах образования. Исследование PIRLS проводится раз в пять лет, и проходило уже четыре раза: в 2001, 2006, 2011 и 2016 годах.

PISA и функциональная грамотность

В исследование PISA включены задания разного типа. Почти половину из них составляют вопросы, предполагающие свободные ответы. А есть вопросы с определённым, нерасширяемым списком ответов. Это значит, что ученик должен выдать самостоятельный ответ, который будет ограничен конкретными словами или числами. Почти треть всех заданий в тесте составляют вопросы с готовыми вариантами ответов.

Главное отличие программы PISA от ЕГЭ, ОГЭ и других российских тестов заключается в том, что она, в первую очередь, оценивает возможность школьников руководствоваться здравым смыслом и логикой при выполнении нестандартных задач. В этом отношении можно сказать, что PISA следует современным образовательным трендам, ведь способность учеников применять школьные знания в жизни — это важнейший аспект функциональной грамотности и навыков XXI века.

Задания PISA проверяют не заученный материал по биологии, географии, физике и обществознанию, а владение учеников компетенциями в различных контекстах этих предметов и межпредметного взаимодействия: здоровье человека, природные ресурсы, окружающая среда, экология, открытия в области науки и технологии. Существуют интерактивные задания, направленные на наблюдение за каким-то объектом, в которых нужно сделать вывод о том, как функционирует этот объект. Есть задания с аналитическим решением, в которых стоит задача предусмотреть дальнейшее развитие событий или действие каких-то предметов. В 2015 году появились в PISA и задания для коллективного выполнения — коллаборативные. В таких задачах предусмотрено совместное решение проблем. В качестве партнёров выступают виртуальные помощники, с которыми можно обсуждать, анализировать и решать заданную проблему: что-то организовать, создать, придумать, переделать или наладить. Такие задания показывают, как ученик взаимодействует с партнёром, как распределяет обязанности, и умеет ли договариваться.



Примеры заданий PISA разных лет: Задание PISA.























Позиции России и мнения экспертов Показатели России в международном рейтинге стран, ученики которых проходили тестирование PISA, из года в год остаются невысокими. Но надо признать, что в последнее время нашей стране всё-таки удалось их немного улучшить. Российское Министерство образования решило сделать приоритетными другие направления учебной деятельности и объявило, что коммуникация, совместная работа и умение выстраивать свою деятельность станут ключевыми навыками, развитию которых должно способствовать обучение в школе.

Ну а самыми хорошими результатами в международном рейтинге могут похвастаться страны Азии: Китай, Тайвань, Сингапур, Южная Корея, Япония. После них по уже сложившейся традиции расположились Финляндия, Лихтенштейн, Швейцария и Нидерланды.

Профессор департамента психологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ Александр Поддьяков считает, что тесты PISA имеют и некоторые недочёты: многие интерактивные творческие задания, по его мнению, должны иметь более гибкую систему ответов. В нескольких заданиях подобного типа эксперт заметил ошибки: разработчики попросту не смогли предвидеть другие (тоже правильные!) варианты решения тестов.

А вот американский профессор педагогики Университета Аризоны Дэвид Берлинер заявляет, что результаты теста PISA связаны вовсе не с уровнем образования, а с качеством жизни в стране. В США, кстати, тестирование PISA ученики проходят не блестяще: в 2015 году страна заняла 28-е место по математике, 24-е место по чтению и 25-е — по естественным наукам. Позиции России тогда были такими: 23-е, 26-е и 33-е места по тем же дисциплинам.

Галина Ковалёва, координатор PISA в России, отмечает: низкие результаты теста в нашей стране связаны с тем, что учителя превосходно обучают предмету, однако не замечают, как знания по этому предмету усваивают отдельные ученики в классе. Кроме того, Ковалёва говорит, что российская система образования заметно отличается, например, от финской (а Финляндия почти всегда лидирует в PISA). У нас существуют целые школы для способных детей, но при этом отстающие ученики оказываются совершенно «заброшенными». В Финляндии же нет «лицейских» классов и школ «с уклоном»: одарённым школьникам разрешено заниматься самостоятельно, а для отстающих разрабатываются специальные индивидуальные программы обучения.

- К PISA можно относиться по-разному. Конечно, в этой системе есть свои нюансы, просчёты и даже ошибки. Как и большинство систем оценки знаний, тестирование PISA несовершенно, и слепо гнаться за топовыми позициями в  международном рейтинге было бы не самым умным решением для нашей страны. Но игнорировать итоги тестирования и вовсе глупо, ведь изначально исследования PISA направлены не просто на оценку достижений учеников, а на выявление слабых мест в системе школьного образования страны в целом. Результаты PISA — это результаты владения новыми важными компетенциями, ставшими не просто трендами международного образования, а ключевыми навыками современного человека, от которых зависит успех, реализация творческого потенциала и полноценное взаимодействие с обществом.

Возможности использования потенциала урочной и внеурочной деятельности для формирования у обучающихся опыта выполнения заданий PISA


Конструирование задач в формате РISА в рамках урочной и внеурочной деятельности.

Специфика задач PISA в основном заключается в том, что условия и вопросы заданы как самостоятельные и на первый взгляд не связаны друг с другом. Связать условия и вопросы – задача ученика.

Для подобного "связывания" необходимо привлечение личного опыта, дополнительной информации, необходима работа с контекстом. Отсюда и дизайн задач PISA – они чаще всего представляют собой описание ситуации (кейс), взятые из реальной жизненной практики. Ни условия задачи, ни форма вопроса не привязаны жестко к предметной ситуации. Напротив, перевод жизненной ситуации в предметную и составляет трудность задач. Каждая задача – ситуация, случай, требующие решения. Вопрос и условия задачи соотносятся с личным опытом, дополнительной информацией из других разделов, следовательно, задачи PISA являются интегрированными.

Составляя задачи в формате PISA, необходимо учитывать их следующие признаки:

  • условия представлены в зашумленном виде, есть условия, которые не требуются для ответа на вопрос;

  • много лишних деталей, а часть необходимой информации может отсутствовать, она обнаруживается, например в вопросе;

  • необходимая информация представлена в разных форматах (текст, графики, таблицы, справочники, собственные знания);

  • необходимая информация задана в логике отнесения ее не к конкретному предмету (учебному или научному), а к конкретной жизненной ситуации;

  • форма требуемого ответа не задана или задана в зашумленной форме. Ответ, согласно вопросу, должен соответствовать требованиям, которые также не были сформулированы четко.

Задания в формате PISA позволяют учителю решить одновременно несколько задач:

  • оценить уровень развития читательской компетенции учащихся, т.е. насколько ученик в состоянии разобраться в тексте и и из него необходимую информацию;

  • оценить уровень развития предметных знаний и умений;

  • оценить уровень развития общеучебных умений и навыков (интеллектуальных, познавательных, культуру письменной и устной речи и т.д.);

  • оценить способность самостоятельно приобретать знания и выбирать способы деятельности, необходимые для успешной адаптации в современном мире, т. е. результативно действовать в нестандартных ситуациях;


  • формировать познавательный интерес к предмету через развитие исследовательской компетенции;

  • способствовать сравнению прогресса учащихся в отношении каждого учебного предмета и образования в целом;

  • определять пути для понижения различий между текущими и ожидаемыми результатами.

Урочная деятельность


Решение контекстных задач в рамках уроков по всем предметам учебного плана.



Внеурочная деятельность

1. Проектно-исследовательская работа обучающихся с активным использованием метапредметных и межпредметных проектов и исследований.

2. Включение в план внеурочной деятельности образовательной организации образовательных событий, направленных на совместную работу всего педагогического коллектива, по формированию функциональной грамотности (межпредметные недели, учебно-исследовательские конференции, межпредметные марафоны и т.д.).

https://fioco.ru/примеры-задач-pisa



Дефицит: интерпретация графической информации

Вопрос 1: ОЗЕРО ЧАД Какова глубина озера Чад на сегодняшний день?

  1. Около двух метров.

  2. Около пятнадцати метров.

  3. Около пятидесяти метров.

  4. Оно полностью исчезло. E.Информация об этом отсутствует.

Вопрос 2: ОЗЕРО ЧАД

Определите, какой период времени (какой примерно год) соответствует начальной точке графика на рисунке 1?

Вопрос 3: ОЗЕРО ЧАД

Почему автор выбрал именно этот год в качестве начальной точки на графике?

Вопрос 4: ОЗЕРО ЧАД Рисунок 2 основан на предположении о том, что:

A. животные, изображенные на наскальных рисунках, обитали в районе озера Чад в то время, когда их рисовали.

B художники, рисовавшие животных, имели высокую технику рисунка.

C. художники, рисовавшие животных, имели возможность путешествовать на дальние расстояния.

D. не было попытки приручить животных, изображенных на наскальных рисунках.

Вопрос 5: ОЗЕРО ЧАД

Для ответа на этот вопрос вам нужно объединить информацию, представленную на рисунках 1 и 2.

Исчезновение носорога, гиппопотама и зубра с наскальных рисунков пустыни Сахара произошло:

  1. в начале самого последнего Ледникового периода.

  2. в середине периода, когда глубина озера Чад достигала наивысшего уровня.

  3. после того, как уровень озера Чад снижался в течение более тысячи лет.

  4. в начале непрерывного сухого периода.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!