Статья «Мониторинг сформированности универсальных учебных действий в адаптационный период как основа успешности обучения»
Руденко Е.А., учитель начальных классов ГОУ «Свердловский УВК № 1»
Необходимость воспитания современного человека, владеющего многими умениями для жизни в ритме современного общества, поставила перед всеми ступенями образования задачу изменения подходов в обучении, а именно:
- цель и основной результат образования – развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;
- признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального, познавательного развития обучающихся;
- учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения.
Стандартом выделяются четыре вида универсальных учебных действий: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные.
Личностные обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся, то есть умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения, а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Регулятивные обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности (планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция).
Познавательные включают общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблем.
Коммуникативные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Сформировать УУД можно только в совместной деятельности учителя, ученика и родителя, используя возможности как учебной, так и внеурочной и внеклассной деятельности. УУД, конечно, не оцениваются, и оценку в журнале не увидим, но их несформированность будет отражаться на качестве знаний по предметам, поэтому считаю необходимым отслеживать степень сформированности всех УУД. В нашем арсенале следующие возможности: тестирование, анкетирование, наблюдение, беседа. Для начала я выделила конкретные компетенции в каждом УУД, потом продумала, каким образом можно отследить результаты, провела все необходимые диагностические процедуры, проанализировала, провела родительское собрание, и совместно с родителями мы продумали дальнейший план наших действий.
Для тестирования я использовала методики: опросник «Что мне нравится в школе?» и другие. Большую тревогу вызвали результаты в области личностных УУД. Среди многих составляющих данного УУД в первом классе считаю важным мотивационную и психологическую составляющие, поэтому мониторингу подверглись именно они. Не секрет, что человек, знающий, что он делает и для чего, может горы свернуть. Не смотря на то, что в первом классе безотметочное обучение, которое призвано сформировать мотивацию внутреннюю, чтобы сам процесс учения вызывал интерес и стимулировал познавательную активность человека, для многих детей изначально характерна внешняя мотивация: родители уже рассказали, что учиться надо хорошо, чтобы приносить домой пятерки. Дети зачастую после устного развернутого оценочного суждения об их работе просят поставить «пятерку куда-нибудь», «скажите маме, что я поднимал руку», «а дадут за это грамоту, приз» и т.д. Кроме того большая часть первоклассников на первый план в школе ставит общение с одноклассниками, учителем или вообще желание играться. Как показывает практика, если не ведется специальная работа по воспитанию внутренней мотивации, то у детей с неустойчивым отношением к учению развивается безразличие, равнодушие к работе. Из таких учащихся в лучшем случае выходят исполнители готовых инструкций, лишенных стремления к поиску. Понятно, что у первоклассников необходимо сформировать умение и прививать желание учиться, работать. Считаю, что задача учителя и родителей найти баланс между внешним, игровым и осознанным, внутренним мотивом обучения. Учитель может, используя весь арсенал современных технологий, постепенно сформировать понимание того, что учиться надо, чтобы быть образованным, интересным, современным, свободным и т.д.
Для того, чтобы повышать познавательный интерес, необходимо:
- раскрывать значимость и необходимость знаний;
- использовать наглядность и занимательность;
- всти уроки и занятия самоподготокой эмоционально;
- применять активные и игровые методы обучения;
- побуждать детей задавать «умные» вопросы;
- уделять особое внимание вопросу оценивания учащихся: оценка учителя повышает мотивацию, если она относится не к способностям ученика в целом, а к тем усилиям, которые прилагает ученик при выполнении задания. Важно, чтобы воспитатель сравнивал успехи воспитанника не с успехами других детей, а с его прежними результатами. Имеет значение не только результат, но и процесс работы; важно побуждать детей к само- и взаимооцениванию;
- применять задания, предусматривающие выбор, творческое выполнение и др.
Возможности родителей совместно обсуждали на родительском собрании, в копилке появились наблюдения и идеи:
- найти баланс между самостоятельностью и попустительством. Делать можно совместно, а не вместо. Надо разрешить ребенку самому собирать портфель в соответствии с расписанием, доверять что-то передать учителю, а не самому родителю «бежать» в школу и т.д.;
- обязательно надо интересоваться не похвалами учителя, а тем, что делали на уроке, на перемене; показывая свой интерес к тому, что происходит в классе, родитель формирует интерес к этому и у ребенка; рассказывая, он и материал лучше запомнит, и поймет, что процесс важнее, чем результат любой ценой. Недопустимо, чтобы рисунок, выполненный ребенком на уроке в понедельник, находился в портфеле до пятницы;
- скажите «нет» методу кнута и пряника: психологи считают, что поощрение в виде конфет или походов в цирк за хорошие оценки возможно только в самом младшем возрасте и лишь изредка, так как это лишь внешняя мотивация, не формирующая внутреннего стимула;
- не надо бояться «потерянного» времени, например, в магазине, выясняя сколько еще можно купить продуктов на определенную сумму, ведь только на примерах реальной жизни ребенок может понять важность обучения, в данном случае математики;
- установите режим и следите за дисциплиной: если ребенок каждый день в одно и то же время будет делать уроки, это в конце концов, войдет в привычку и перестанет быть проблемой и предметом для споров;
- не ведите счет ошибкам ребенка, хвалите его за достижения, обсуждайте и анализируйте поступки, результаты работы. Самооценка является ядром самосознания личности, выступая как система оценок и представлений о себе, своих качествах и возможностях, своем месте в мире и в отношениях с другими людьми. В этом плане очень важно вести портфолио первоклассника, которое решено было делать самостоятельно каждой семье.
Самым сложным для первоклассников оказалось умение осуществлять какие-либо продуманные действия и доводить дело до конца: при первом же сложном, а вернее непонятном для детей задании, ученики тут же прибегают к помощи учителя, абсолютно не стараясь самостоятельно попробовать решить эту проблему. Для формирования этого УУД большими возможностями обладают уроки технологии и изобразительного искусства, где дети учатся сначала думать, анализировать, выстраивать в голове свои действия и только лишь потом начинать работать соглано созданному плану.
С первых же дней сентября была выявлена проблема взаимодействия детей друг с другом. Мои первоклассники при любом удобном и неудобном случае тут же применяли силу в решении спорных вопросов. Пришлось проводить беседы, анализ реальных и литературных ситуаций, акции «Найди общий язык», «Мой друг», организовывать коллективно-творческие дела, групповые занятия и др. В течение полугода мы смогли сформировать мысль, что класс – это единое целое, в котором каждому должно быть хорошо. Дети перестали «лупить» друг друга, и учатся конструктивно решать возникшие проблемы. Результаты тестирования по коммуникативному аспекту показали положительную динамику.
В плане формирования УУД большой потенциал имеют учебные проекты. Считаю, что и первым классам можно и нужно участвовать в них. Родителям на собрании объяснила важность и нужность такой работы, поэтому со стороны родителей была только поддержка. Первым нашим проектом была совместная работа «Моя осень». Дети вместе с родителями сделали интересные фотографии, и в результате получилась презентация для праздника осени. Интерес вызвал и проект по окружающему миру «Волшебное семечко». Дети дома выращивали из семян различные растения. При этом они вели наблюдения, делали записи, фотографировали каждый этап и в конце проекта первоклассники представили свою работу другим детям. В течение нескольких недель шел проект по математике «Сказочная цифра». На первом этапе учитель рассказал о своей любимой цифре. Далее дети выбрали свою сказочную цифру и подобрали как минимум 3 аргумента. Далее ребята объединились в группы по одинаковым цифрам и составили общую презентацию своему выбору. В моем классе особый интерес вызывает работа с пластилином, поэтому многие цифры были выполнены в этой технике, но среди пластилинового рая были и папье-маше, и рисунки, сладкие цифры и т.д.
Работа над формированием УУД, конечно, должна проводиться систематически. Сформированность УУД выступает необходимым условием успешности обучения ребенка в начальной школе. Убеждена, что учителю необходимо проводить серьезную работу по объединению программ внеклассной и внеурочной деятельности с целью оптимизации работы по повышению развивающего потенциала образовательных программ и качественному формированию универсальных учебных действий у младших школьников.