СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Мотивация на учебную деятельность детей с девиантным поведением"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В этой статье говорится о том, как учителя могут повысить мотивацию к учебной деятельности у детей с девиантным поведением.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Мотивация на учебную деятельность детей с девиантным поведением"»

Мотивация на учебную деятельность детей с девиантным поведением.

Социальный педагог МБОУ «СОШ №2 г. Льгова» Фомина Р.В.

В современных условиях учащиеся средней общеобразовательной школы должны обладать не только определенной суммой знаний, умений и навыков, но и иметь богатый внутренний потенциал способствующий самообразованию в процессе учебной деятельности. В связи с этим основной задачей стоящей перед учителем является создание психолого-педагогических условий для развития мотивации учебной деятельности.
Любая деятельность, в том числе и учебная, осуществляется под влиянием целого ряда условий и факторов, главными из которых являются потребности. Сами потребности вызывают причины поступков человека, которые психологами называются мотивами. Сегодня при переходе на новые образовательные стандарты много говорят о мотивации обучающихся на учебную деятельность. Мне хотелось бы поделиться некоторыми наблюдениями в области мотивации на учебную деятельность детей с девиантным поведением. Ведь таких детей в современном социуме становится все больше, и у педагогов возникает много вопросов по данной актуальной проблеме. Проблема трудных учащихся – одна из центральных психолого – педагогических проблем. Дети сегодня особенно нуждаются в помощи воспитателей и учителей. Но коррекция поведения современного трудного учащегося возможна, если сам педагог очень хорошо разбирается в психологии трудного школьника и в способах педагогического общения с трудным учеником.
В школе часто наблюдается ситуация, когда на разных трудных школьников – ленивых, недисциплинированных, грубых и т. д. – оказываются одинаковые воздействия, главным образом административного характера: выговор перед классом, вызов родителей, обсуждение у директора или на педагогическом совете или совсем недопустимое, разбирательство на родительском собрании перед родителями и учащимися, что очень часто практикуют педагоги. Понятно, что подобные методы не способствуют воспитанию свободной и творческой личности. Они не решают проблему устранения возникающих конфликтов, а загоняют их внутрь. Ребенок становится более агрессивным, замыкаясь в себе, усиливает своё негативное отношение к окружающим. Ни о какой мотивации разговор не пойдет, а наоборот, возникнет полное отвращение к учебному процессу. Поэтому нужно искать пути выхода из сложившейся ситуации. Большинство детей, поступающих в школу, нуждаются в дополнительном коррекционном режиме обучения по самым разным причинам, требуют индивидуального дифференцированного подхода со стороны учителя, щадящего режима. Учитель должен создавать ситуацию успеха, положительного переживания достижений, положительную мотивацию учебной и общественно-полезной деятельности детей, дать возможность каждому ребенку почувствовать себя Человеком, утвердить его веру в собственную неповторимость и талантливость. Еще одна ошибка педагогов - сравнение трудных учеников с сильными или более успешными обучающимися. Результаты деятельности ребенка могут быть сравнимы только с результатами самого ребенка. « Раньше получалось лучше, а что сейчас?» или наоборот. Сравнением неумелый педагог не подтягивает трудного ребенка, а делает его озлобленным, в результате чего он понимает, что дотянуться до высоты для него не реально и уходит в тень, совершая свои деяния. Педагог должен постоянно произносить фразу : «Я в тебя верю, ты справишься». Поэтому особенно актуальной является задача такой организации учебного процесса, при которой было бы возможно успешное овладение знаниями каждым учащимся.
Все это должно быть. А ведь в своей практике мы чаще встречаемся с обратным. Уже в начальных классах дети становятся изгоями по причине неуспешности обучения и недостаточного внимания со стороны педагогов и родителей. Мы, педагоги, ставим им натянутые, а зачастую незаслуженные «троечки»? А затем перетягиваем их из класса в класс еще в начальном звене, вместо того, чтобы понять причины неуспешности в школе и оказать им дополнительную психолого-педагогическую коррекционную помощь. Не получается у ребенка в общеобразовательном классе — покажите его специалистам, которые определят, где лучше учиться этому ребенку, где у него будет получаться, и изменится его отношение к школе, появится интерес к учебе. Ведь низкая интенсивность и низкая эффективность учебной деятельности, пробелы в знаниях, несформированность учебных умений и навыков, низкая техника чтения, несформированность положительной мотивации учения, недисциплинированность приводят к тому, что у детей складываются конфликтные отношения с учителями и одноклассниками, и школа становится холодной, неинтересной для детей, а это толкает их на поиски иной, внешкольной среды общения, иной группы сверстников, начинающей играть решающее значение в социализации подростка, где находят внимание и сочувствие. Поэтому важным аспектом в коррекции учебно-познавательной деятельности подростков является их психолого-педагогическая подготовка к учебной деятельности, мотивация учебно-познавательного процесса.
Познавательный процесс вызывает существенные изменения в характере умственной деятельности подростков. Важно показать ребёнку перспективу предстоящей работы, убедить в значимости знаний и умений, тогда учащиеся проявят более активное отношение к изучению учебного материала. Для этого можно создать ситуацию желания получения знаний: ситуация эмоционально благоприятная для восприятия знаний; ситуация, связанная с раскрытием практической и познавательной значимости материала; ситуация, способствующая осознанию недостаточности своих знаний и умений, необходимости приобретения новых. Для учебной мотивации важную роль играет занимательность, удивление в восприятии предлагаемого материала. Можно просто призвать к особому вниманию или создать особое интеллектуальное напряжение. Для усиления коррекционно-познавательного процесса, нужно обращать внимание на овладение учащимися познавательными умениями. Поэтому необходимо разъяснить назначение данных умений, их роль в приобретении знаний (умение работать с книгой, справочной литературой и др.). Для отстающих школьников с девиантным поведением, в процессе формирования учебных умений, не менее важным является систематичность и последовательность в отработке каждого умения, т. е. не следует переходить к новому, не усвоив предыдущую операцию (обобщение, систематизация материала). Большую роль играет алгоритмизация отработки умений, т. е. точные общепринятые предписания по выполнению в определённой последовательности элементарных операций для разрешения любой из задач. Это дисциплинирует их мысль, приучает к последовательному ходу рассуждений, учит строить умозаключения, делать правильные выводы.

Следующим моментом в работе с трудными подростками является изменение содержания и характера общения. Немаловажную роль в мотивации учения играет педагогическое общение. Итак, вспомним, педагогическое общение, что это?

«Педагогическое общение – это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее определённые педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, а также и другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися».

А.А. Леонтьев

1. Приемы, способствующие накоплению социально-положительного опыта.

• Организация успехов в учении (заключается в организации помощи ученику, пока он не добьётся успешности в обучении);

• Моральная поддержка (заключается в поднятии авторитета школьника среди сверстников, а также в укреплении веры ученика в себя);

• Убеждения (заключается в разъяснении и доказательствах правильности поведения);

• Доверие (заключается в том, чтобы поручать ученику ответственные задания);

• Ожидание лучших результатов (учитель заявляет ученику, что ждёт от него более значительных успехов, это способствует формированию мотивации к учению);

2. Приёмы, содействующие улучшению взаимоотношений между педагогом и воспитанником:

• Просьба (способствует повышению авторитета ученика в коллективе, вызывает у него чувство собственного достоинства);

• Поощрение - похвала, награда, одобрение;

• Авансирование личности (высказывание положительного мнения о школьнике несмотря на то, что он этого пока не заслуживает, в результате чего ученик ощущает моральную обязанность вести себя соответствующим образом);

• Обходное движение (подразумевает отведение от ученика заслуженного обвинения со стороны коллектива, что вызывает у него чувство признательности к педагогу);

• Проявление огорчения (пробуждает у школьника чувство стыда);

• Прощение (в определённой ситуации педагог не прибегает к наказанию, не смотря на совершённый школьником проступок);

• Поручительство (взятие виновного ученика на поруки, обещание от своего имени, что ученик будет достойно себя вести);

• Проявление умений и превосходство учителя (ученики уважают своего учителя, признают его авторитет, что способствует положительным изменениям в поведении).

«Критерии продуктивного педагогического общения – это:

  • Создание благоприятного психологического климата.

  • Формирование определённых межличностных отношений в учебной группе.

  • Межличностные отношения должны формироваться целенаправленно.

Поэты Древнего Востока говорили, что ученики подобны фруктовому саду, а учитель – садовнику. Поначалу деревца слабые и их жизнь полностью зависит от хлопот садовника, но потом, окрепнув, они растут сами и приносят сладкие плоды.

Эффективное педагогическое общение всегда направлено на формирование позитивной Я-концепции личности, на развитие у учащегося уверенности в себе, в своих силах, в своём потенциале.

Чтобы это подтвердить, привожу результаты одного классического эксперимента, проведённого в американской школе психологом Р. Розенталем.

Состоял он в следующем: психолог диагностировал школьников по различным шкалам интеллекта, а затем наугад выбрал из списка каждого пятого, независимо от результатов теста и объявил учителям, что именно эти несколько детей показали наиболее высокий уровень интеллекта, уровень способностей и что в будущем именно они покажут наиболее высокие результаты в учёбе. А в конце учебного года он повторил тестирование этих же детей и, как ни странно, выяснилось, что те, кого психолог выбрал наугад и высоко оценил как наиболее способных, действительно учатся лучше других.

Результаты эксперимента свидетельствуют: Я-концепция зависит, от социального окружения ребёнка, от особенностей отношения к нему в процессе педагогического общения.

Установка, данная учителям, передалась детям по нескольким направлениям:

1 направление

Учитель верил, что ребёнок, в самом деле, способный, и начинал различать в нём потенциал, который раньше мог остаться незамеченным. Открыв способности, он неоднократно даст ученику положительную вербальную оценку. Похвала стимулирует положительное отношение ребёнка к себе, веру в свои силы

2 направление

Веря в потенциал ребёнка, учитель вероятнее всего, и в учебном процессе будет рассчитывать на ребёнка, как на наиболее способного.

Это отразится в его общении с учеником, уже не только на речевом уровне, но и в организации такого предметного взаимодействия которое позволяет эффективно развивать эти способности.

Этот феномен получил название «эффект Пигмалиона»

«Эффект Пигмалиона» формулируется следующим образом: если к какому-нибудь событию или явлению относиться, как к реально совершившемуся, оно и в самом деле происходит.

Проецируя на Я – концепцию ребёнка, получаем:

  • Мы относимся к ребёнку как к ответственному, дисциплинированному и даём ему это понять.

  • Тем самым создаём предпосылки для того, чтобы он и в самом деле таковым становился.

  • В противном случае отрицательное отношение запустит тот же механизм, но в обратную сторону.

  • Ребёнок будет плохо относиться к себе, а педагог тем самым заложит основу его будущего комплекса неполноценности.

Успех в учёбе – завтрашний успех в жизни.

Заметно повышает мотивацию учащихся благоприятный и продуктивный микроклимат на уроке. Его поддержанию на уроке способствует вовлечение в деятельность всех учащихся класса; создание нестандартных ситуаций; демонстрация достижений каждого учащегося на каждом уроке; умение хвалить любого ученика на каждом уроке, даже за малые достижения и успехи.

Значительное влияние на развитие мотивации учения могут оказывать родители. Для формирования положительной мотивации родителям можно опираться на следующие советы педагогов:

  • интересоваться делами, учебой ребенка;

  • помогать при выполнении домашних заданий в форме совета, не подавлять самостоятельность и инициативность;

  • объяснять ребенку, что его неудачи в учебе – это недостаток приложенных усилий (что-то не доучил, что-то не доработал);

  • чаще хвалить детей за их успехи, тем самым давать стимул двигаться дальше.

Воспитанию положительной мотивации учения способствует общая атмосфера в

школе и классе: включенность ученика в разные виды деятельности, отношения

сотрудничества учителя и учащегося, помощь учителя в виде советов, направляющих

самого ученика на правильный путь решения, привлечение учащихся к оценочной

деятельности и формирование у них адекватной самооценки

Таким образом успешность образования трудных подростков путем повышения мотивации к учебной деятельности достигается совокупностью специальных педагогических методов и приёмов, являющихся условием для повышения успешности обучения детей.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!