СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Музей расширяет пространство"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Музей — это интерактивное образовательное пространство, в котором ребёнок может действовать самостоятельно с учётом собственных интересов и возможностей, по своему выбору обследовать предметы, делать выводы, умозаключения, отражать в речи собственные наблюдения, впечатления, общаться со сверстниками по поводу увиденного.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Музей расширяет пространство"»

Минина Мария Юрьевна

педагог дополнительного образования МБУДО «Центр детского творчества», г. Тула


Музей расширяет пространство

(Роль музейной педагогики в образовательном процессе дошкольников)



Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать,

прививая духовную оседлость,

так как без корней в родной местности,

стороне человек похож на иссушенное

растение перекати-поле».


Академик Д.С. Лихачев.


Современные дети живут в эпоху развития информационных технологий, они любознательны, пытливы, активно познают окружающий мир посредством компьютера, но он не даёт в полном объёме представления о предметах, явлениях окружающей действительности и не способствует речевому развитию дошкольников. Работая в предшкольном образовании мной, совместно с коллегами, была создана программа интегрированного курса «Эврика», объединяющего программы «Окружающий мир», «АБВГдейка», «Считалочка», «Умелые ручки», «Веселые нотки».

Основным принципом реализации содержания дополнительных образовательных общеразвивающих программ курса является интеграция, позволяющая целостно и объемно раскрыть содержание изучаемой темы.

При расширении образовательного пространства реализации данной программы достойное место заняли музеи нашего города, выступая как средство развития познавательной сферы.

Выражение, приписываемое Конфуцию: «Я слышу - и забываю. Я вижу - и вспоминаю. Я делаю и постигаю» стало основным принципом данного направления образовательно - воспитательной деятельности.

Тула - город музеев. Однако как часто наши дети посещают их? На основании проведённого анкетирования выяснилось, что большая часть воспитанников Центра детского творчества ни разу не была в музее.

Причины различные: многие родители считают, что дошкольникам еще рано посещать такие учреждения, а также многим папам и мамам просто не приходит в голову идея такой экскурсии, либо занятость родителей.

Музей — это интерактивное образовательное пространство, в котором ребёнок может действовать самостоятельно с учётом собственных интересов и возможностей, по своему выбору обследовать предметы, делать выводы, умозаключения, отражать в речи собственные наблюдения, впечатления, общаться со сверстниками по поводу увиденного.

Знакомство с музейными экспозициями, прослушивание сообщений экскурсоводов во время тематических экскурсий, участие в интерактивных программах, мастер-классах на площадках музеев города невольно приглашают ребенка самому манипулировать с предметами, извлекая из них полезную информацию, при этом и самому делать выводы. На практике ребенок включается в активный познавательный процесс - процесс получения «информации через глаз», «знаний через руки». Таким образом полученные знания становятся личным приобретением и жизненным опытом каждого ребенка.

Целью такого вида деятельности является создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея.

Любая экспозиция должна основываться на следующей логической цепочке: восприятие — понимание — осмысливание — закрепление — применение.

Работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации. В ходе знакомства с экспозициями музеев - важно добиться у детей пробуждения творческой активности.

Началу знакомства дошкольников с музеями города предшествует весьма необходимая серьезная предварительная работа, направленная на эмоциональную подготовку, расширение знаний и представлений о музеях, формирование навыков музейного поведения.

К предварительной работе можно смело отнести посещение детьми на базе нашего Центра детского творчества и созданного непосредственно нашими коллегами мини-музея, где представлены экспонаты, связанные

  • с ремёслами и народными изделиями Тульского края,

  • с событиями Великой Отечественной войны.

Экскурсия по мини-музею обогащает образовательный процесс, служит дополнительным средством передачи информации. Происходит внедрение в образовательно - воспитательный процесс методов музейной педагогики, которая перекликается с изучаемыми темами на занятиях программ «АБВГдейка», «Считалочка», календарными праздниками и событиями.

Изучение письменной и устной речи, знакомство с разными литературными жанрами конечно не обходится без погружения детей в творчество нашего знаменитого земляка – Льва Николаевича Толстого, и, конечно, это погружение лучшим образом происходит на территории музея – усадьбы «Ясная поляна».

При посещении этого мемориального комплекса и подробно знакомясь с творчеством великого земляка дети узнают понятия «экспонат, экскурсия», на практике изучают правила посещения.

Познакомиться с природой родного края, обитателями тульских лесов, полей и водоёмов, археологическими находками дети могут при посещении Областного краеведческого музея. Сотрудники этого музея специально для наших дошколят регулярно проводят занимательную интерактивную экскурсию «Узнай след и голос». Практические знания, полученные в результате такой экскурсии, органично дополняют темы программы, касающиеся «Окружающего мира».

Не менее гостеприимным для дошкольников стал и музей «Тульские древности». Сотрудники этого музея широко распахивают свои двери для маленьких посетителей и в будние дни, и во время праздников.

Интерактивные программы этого музея помогают глубже познакомиться с особенностями Тульского края, погрузиться в историю родного города. В дальнейшем новые понятия и приобретённые знания закрепляются на занятиях программ «АБВГдейка», «Считалочка», «Весёлые нотки».

Музей «Тульские древности» активно проводит для дошколят и тематические познавательные мероприятия - экскурсии и мастер-классы: «Что игрушки рассказали», «Один день в русской избе», «Сказки из сундучка».

В дни праздников и памятных дат сотрудники этого музея раскрывают маленьким посетителям многие интересные подробности событий нашей истории (интерактивная экскурсия «Мамаево побоище», приуроченная ко дню празднования Дня России, интерактивная программа «Учился человек писать» - ко дню Славянской письменности). А в «Избе» этого музея в Новогодние и рождественские праздники детей ждёт Дед Мороз. В уютных стенах «Избы» и на территории Ремесленного двора «Добродей» дошкольники провожают зиму и встречают весну, отмечают Пасху.

В дни обороны Тулы и в преддверии празднования Дня защитника Отечества дети посещают музей в Центре «Патриот».

Всемирный День Театра, как правило, дошколята отмечают в стенах Тульского академического Театра Драмы во время экскурсии «В Закулисье».

Музей – это пространство, которое объединяет взрослых и детей, позволяя вместе ощутить удивительный мир познания и открытий. И благодаря включению музейной педагогики в процесс освоения интегрированного курса «Эврика», является увлекательным, познавательным, эмоционально насыщенным.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!