Статья музыкального руководителя МБДОУ детский сад № 4 с. Ейское Укрепление
«Песня, как средство нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста»
Кем, когда впервые песня была спета?-
Никто не ответит на вопрос такой...
Что такое песня? - вот вопрос попроще,
Но ответ, скажу вам прямо, будет не простой!
Отрывок стихотворения «Что такое песня?»
Нина Серебрякова
Самое большое счастье для родителей – вырастить здоровых и высоконравственных детей. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников.
Из высказываний В.А. Сухомлинского: Патриотическое воспитание имеет множества граней. Первая из них — это видение мира. То, что открывается перед человеком с первых же шагов его сознательной жизни — с того момента, как он подумал и пережил, он должен не только видеть и понимать, но и любить, дорожить, считать своим, чувствовать себя частицей мира, в котором он родился. Позаботьтесь о тысяче тончайших нитей, связывающих личность с Отечеством, — это первый совет отцу, матери и педагогу по патриотическому воспитанию.
Воспитание чувств патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный, начинается с раннего возраста и очень важен для формирования личности ребенка. Смысл этого процесса заключается в постепенном осознании ребенком нравственных, моральных и поведенческих норм и правил, принятых в определенном социуме.
Одним из средств воспитания в детях духа патриотизма является искусство, которое вызывает яркий эмоциональный отклик, а также воздействует на эмоциональную сферу сознания осознания чувств гордости, чести, справедливости и т.д.
Музыкальное искусство очень широко и глубоко захватывает самые различные стороны человека – не только воображение и чувство, но и мысль и волю.
Песня, как одно из средств музыкального искусства, наиболее близка и понятна детям, невозможно переоценить роль песни в нравственно - патриотическом воспитании дошкольников. На песню возлагается задача огромной важности, ведь она является мощным агитатором, пропагандистом и организатором.
На музыкальных занятиях, во время индивидуальной работы, мы с ребятами разучиваем песни военных лет, песни о России, родном крае, песни написанные народом.
П
ри выборе вокальных произведений (песен) патриотической направленности использую различные средства: фотографии с военной тематикой, презентации о песнях ВОВ, отрывки из художественных фильмов и т.д.
Стараюсь с помощью правильной интонации, подобранных слов, доступно и интересно передать содержание и историю произведений.
Особое значение в рамках нравственно – патриотического воспитания имеет тема «Защитников Отечества», песни этой тематики легко запоминаются ребятам, так как в большинстве случаев они написаны в темпе марша.
Г
оворя о защитниках нашей Родины, нельзя оставить без внимания тему Великой Победы, в этой теме мы раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомя воспитанников песнями тех времен («В землянке», «Катюша», «Священная война», «Смуглянка» и т.д.). Все эти песни эхом проносятся в нашей жизни. Они выдержали испытания временем, стали своеобразной летописью Великой Отечественной войны, музыкальным памятником тех далеких, героических лет. Культурное наследие нашей страны всегда отличало нас от других государств - так давайте же беречь, чтить и оберегать патриотические песни.
Не менее важной в патриотическом воспитании является роль народной песни, которая в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом и чувством юмора. Последовательное ознакомление дошкольников с произведениями народного музыкального творчества помогает им лучше понять мудрость русского народа. В
результате у детей развивается интерес, любовь и уважение к своему народу, восхищение его талантом. Правдиво отражая реальную жизнь, народная песня способна оказывать активное организующее, моральное воздействие на сознание детей.
Т
акже одним из этапов нравственно – патриотического воспитания детей, является разучивание песен о Родине. Чувство любви к Родине начинается у ребенка с привязанности к дому, к природе, окружающей его, к родному селу, городу. Развитие, углубление патриотических чувств тесно связано с формированием представлений о родном крае. Поэтому необходимо постепенно расширять круг знаний ребенка о своей стране. К сожалению, хороших песен на эту тему для детей очень немного.
Воспитывая в ребенке патриотизм, мы в первую очередь воспитываем чувства любви, и уважения к матери. Песни о маме, устойчиво входят в детский репертуар. Используются на праздниках и развлечениях: «День матери», «8 марта» (песни о маме, бабушке, про детский сад, о дружбе...) Выразительность музыкального языка помогает детям почувствовать теплоту и сердечность песен.
Для меня, тема патриотической песни близка не только, как для педагога, а также как для участника различных патриотических конкурсов, фестивалей, концертов. Также как и я, мои воспитанники с огромным удовольствием и интересом участвуют в различных мероприятиях патриотической направленности.
Песня – один из лучших способов преподавать ребенку основы морали и любви к окружающему.