СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на на тему "Использование минуток чистописания на уроках русского языка как средство формирования УУД младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Важное место в профессиональной деятельности учителя начальных классов занимает система знаний по методике преподавания русского языка в школе. Составной частью ее является обучение детей письму.

Выработка у младших школьников каллиграфического письма наряду с чтением и вычислительными навыками - задача первостепенной важности, поскольку от степени сформированности и автоматизированности этих действий зависит не только успех продвижения ребенка в учебной деятельности, но и его психическое развитие. Задача начальной школы состоит не только в том, чтобы научить детей писать, то есть освоить графическую систему языка и уметь переводить звуки в буквы, но и научить писать красиво и быстро.

Просмотр содержимого документа
«Статья на на тему "Использование минуток чистописания на уроках русского языка как средство формирования УУД младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО"»

«Использование минуток чистописания на уроках русского языка как средство формирования УУД младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО»

Важное место в профессиональной деятельности учителя начальных классов занимает система знаний по методике преподавания русского языка в школе. Составной частью ее является обучение детей письму.

Выработка у младших школьников каллиграфического письма наряду с чтением и вычислительными навыками - задача первостепенной важности, поскольку от степени сформированности и автоматизированности этих действий зависит не только успех продвижения ребенка в учебной деятельности, но и его психическое развитие. Задача начальной школы состоит не только в том, чтобы научить детей писать, то есть освоить графическую систему языка и уметь переводить звуки в буквы, но и научить писать красиво и быстро.

Проблема красивого, разборчивого почерка стала в наши дни очень актуальной, одной из наболевших проблем современной школы.

Ежегодно на педагогических советах по преемственности учителя русского языка обращают внимание на грязь в тетрадях, ужасный почерк и низкую скорость письма учащихся 5-х классов.

Письмо – сложный координационный навык, требующий слаженной работы мелких мышц кисти, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма — длительный и трудоемкий процесс, который не всем детям дается легко.

Программа УМК «Школа России», предлагает сначала работу в прописях и тетрадях со вспомогательной разлиновкой с двумя или с одной вспомогательными горизонтальными и вертикальными линиями, а с середины 2 класса переход к тетрадям в одну линию, т.е. в широкую линейку. Думаю, такой переход резко ухудшит качество письма и дети вновь будут испытывать психологические трудности, ведь им фактически придется переучиваться писать, приспосабливая свое письмо к совершенно новым условиям однолинейной строки.

Осознав актуальность данной проблемы, я пришла к выводу о необходимости разработки доступной методики освоения навыков каллиграфического письма по программе УМК «Школа России» в тетрадях в широкую линейку с первого класса, которая была бы не только эффективна, но и увлекательна для детей.

Для этого мне в первый год работы по теме самообразования необходимо тщательно изучить теоретический материал и опыт других педагогов по проблеме каллиграфии в современной школе, провести исследования и диагностику в данной области, а также создать методические разработки, применительные к программе УМК «Школа России».

Цель моей работы по теме самообразования: автоматизация навыка письма с сохранением четкости почерка у обучающихся начальной школы.

Обучение первоклассников письму по широкой линейке не ново для начальной школы. Оно связано с желанием закладывать навык письма при планомерном развитии самостоятельности младших школьников. Письмо без переучивания во 2 классе, основанное на сознательной ориентировке детей в тетрадях с первых дней пребывания в школе, дает явное преимущество в скорости выполнения письменных заданий - это то, что требуется от учеников в век современных цифровых технологий.

Работа по чистописанию начинается одновременно с обучени­ем письму, и ее цели и задачи связаны с формированием навыка письма в целом.

Основная цель этой работы — формирование графически пра­вильного, четкого и достаточно скорого письма.

Достижение этой цели зависит от решения таких задач, как:

— ознакомление с правилами посадки и владения инструмен­тами;

— обучение ориентировке на странице прописей и тетради;

— ознакомление с начертаниями букв, их воспроизведение;

— обучение письму слогов, слов и предложений с соблюде­нием наклона и одинаковой высоты, пропорций букв;

— обучение связному (безотрывному), ритмичному и скорому письму;

— предупреждение искажения при написании букв;

— исправление индивидуальных недостатков почерка у отдель­ных учеников.

Приучая школьников к аккуратному и четкому письму, учи­тель воспитывает у них аккуратность, трудолюбие, старательность и добросовестность.

В период обучения грамоте необходимо научить правильно записывать буквы и их соединения в словах, сформировать первоначальные навыки грамотного письма без пропуска и замены букв. Уроки письма проводятся на материале тетради «Пропись», где пред­ставлены образцы написания букв, их соединений, отдельных слогов, слов и предложений, а также содержатся упражнения, направленные на развитие мышления и речи детей.

В период обучения письму решаются следующие задачи (см. Приложение – Диагностические таблицы «Навыки, приобретенные в ходе обучения письму»):

1. Научить правильно сидеть, держать ручку и тетрадь, пользо­ваться ручкой, придерживаться строки, соблюдать поля.

2. Научить осмысливать слова, воспринимая их на слух и зри­тельно, разделять их на звуки, обозначать звуки буквами.

3. Сформировать четкие образы графического изображения письменных букв.

4. Научить писать буквы в соответствии с образцами «Пропи­си», соединять буквы между собой, соблюдая размеры по высоте и ширине.

5. Научить записывать слова и предложения из 3—4 слов после звукобуквенного анализа.

6. Научить списывать и писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением; проверять написанное по образцу или способом проговаривания

7. Научить записывать собственные предложения, взятые из устного| составленного рассказа.

Почерк — устойчивое индивидуальное образование. Письмо связано с различными анатомо-физиологическими структурами мозга. Нарушения некоторых областей коры головного мозга ведут к различным расстройствам письма и письменной речи. К школьному возрасту у ребенка еще не все участки коры головного мозга функционально развиты.

Обучение письму — это в первую очередь выработка графического навыка. Как и всякий навык, он воспитывается в результате обучения путем формирования умений и выполнения на их основе ряда упражнений.

Особенности графического навыка состоят в том, что, с од­ной стороны, это двигательный навык, т.е. такое действие, кото­рое опирается, на первый взгляд, лишь на мускульные усилия. С другой же стороны, в процессе письма осуществляется замена ос­мысленных единиц речи на графические знаки (перекодировка), что придает ему характер сознательной деятельности.

Сознательный характер письма состоит в (см. Приложение – Диагностические таблицы):

1) правильном соотнесении звука и буквы;

2) соблюдении ряда графических и орфографических правил;

3) использовании письменного навыка для передачи своих собственных мыслей, чувств, намерений.

Навык письма тесно связан с навыком чтения. Если ребе­нок плохо читает, ему трудно овладеть письмом, потому что вслед за навыком слогового чтения формируется навык слого­вого письма: списывая или готовясь к письму слова, составлен­ного на наборном полотне, дети запоминают и воспроизводят его не по буквам, а по слогам. Это важно и для чтения, и для слогоделения, и для будущих упражнений в выделении безудар­ных гласных и их проверки, т.е. для развития орфографического навыка.

Медленно читающие дети даже в процессе письма слишком много усилий тратят на чтение того, что пишут, и это отрица­тельно сказывается на результатах письма. При хорошем чтении пи­шущий ребенок все внимание сосредоточивает на процессе письма и навык письма формируется успешнее.

В формировании графического навыка могут быть выделены следующие этапы:

1) заштриховка фигур, обводка трафаретов и другие упражне­ния, направленные на выработку умения соблюдать строку, нужным образом располагать и держать письменные принадлежности, вести прямую линию и закруглять ее, соизмерять длину линий и т.п.;

2) письмо элементов букв;

3) письмо отдельных букв без соединения с другими буквами;

4) письмо сочетаний букв, слогов, целых слов для выработки навыка соединения букв.

Конечная цель формирования двигательной стороны графического навыка состоит в выработке плавных и быстрых ритмических колебательных движений кисти руки, на которые накладываются дополнительные микродвижения, связанные со спецификой напи­сания каждой отдельной буквы.

Очень важно для овладения навыком письма развитие движе­ния пальцев и кисти руки, которое к моменту поступления в школу еще не совершенно, так как не закончено окостенение пальцев кисти. В связи с этим в изображении прямых линий, овалов заметно дрожание, прямые черты получаются изогнутыми, овалы не всегда замкнуты.

Успешность в обучении письму и чистописанию во многом определяется созданием таких гигиенических условий, как:

— правильный подбор мебели;

— правильная посадка;

— положение тетради;

— направление освещения;

— оптимальность формы ручки;

— продолжительность беспрерывного письма и т.д.

В I классе надо на всех уроках повторять с детьми правила посадки. Для наглядности используется плакат. Следует научить де­тей готовить рабочее место, рационально размещать тетрадь и дру­гие принадлежности на парте.

Важное значение имеет правильное определение длительности непрерывного письма: для I класса 5 мин; для II — 8; для.,III — 12; для IV — 15 мин.

Это учитывается при планировании урока: чередование письменных и устных видов работ, проведение 2—3 физкультминуток, упражнения для пальцев и кисти рук.

Рассмотрев развитие методов чистописания, необходимо остановиться на приемах, которыми пользуется учитель, обучая детей письму и чистописанию.

Это:

— показ написания учителем;

— списывание с готового образца;

— копировальный метод;

— воображаемое письмо;

— анализ формы букв;

— усвоение правил письма;

— письмо под счет (тактирование);

— анализ ошибочного написания.

Показ написания учителем. Основным приемом обучения письму является показ учителем процесса письма, сопровождаемый объяснением способа написания. Показ осуществляется на доске для всего класса или индивидуально в тетради ученика. Написанное на доске можно еще раз обвести указкой. Такой показ обязателен, если учащиеся впервые знакомятся с буквой или соединением. Объяснение учителя должно сопровождать показ и ориентировать учащихся, где начинать писать букву, куда вести руку, где сделать поворот, какой формы или величины та или иная часть буквы. Вначале объяснение дается учителем, а на этапе выработки навыка написания это могут делать уче­ники.

Списывание с готового образца. Прием основывается на том, что учащиеся подражают, воспроизводят образцы письма, данные в про­писях, на доске или в тетрадях. Этот способ необходимо отличать от копировального, при котором происходит обведение образца. При списывании ребенок постоянно сравнивает свою работу с образцо­вым написанием. Правильное письмо учителя является примером и для неосознанного подражания, поэтому любые записи учитель вы­полняет аккуратно, красивым разборчивым почерком.

Копировальный способ. При копировании ученик упражняется в выполнении правильного движения. Но поскольку обведение выполняется механически, продолжительная работа утомляет ученика. В связи с этим копирование необходимо чередовать с самостоятельным написанием.

Методика использования данного приема такова: ученик об­водит две буквы, после чего двигательный образ остается на неко­торое время в памяти, и следующие 1—2 буквы ученик пишет по­чти без ошибок, затем для закрепления он обводит еще букву — и снова самостоятельное письмо и т.д. Главное при копировании — это правильные движения руки при письме. Копировать можно через прозрачную бумагу, кальку.

Воображаемое письмо (письмо в воздухе). Письмо в воздухе отличается от копировального способа тем, что учащийся опирает­ся не только на двигательные ощущения, но и на зрительно воспринимаемый образец. Это позволяет усвоить и движение, и правильную форму всей буквы. Воображаемое письмо проводится по написанному учителем образцу на доске или вслед за письмом учителя, а также по про­писям. Можно писать и вовсе без образца.

И копировальный способ, и воображаемое письмо являются вспомогательными приемами.

Анализ формы букв. Анализ формы буквы можно вести

по-разному:

1) раскладывая ее на зрительные элементы;

2) с точки зрения движений при письме;

3) в сравнении с ранее изученными буквами;

Впервые изучаемая буква сначала анализируется по количе­ству элементов. Затем учитель объясняет, как писать букву, вы­деляя основные элементы движения, указывая ее пропорции и особенности.

Эффективным приемом формирования образа буквы является конструирование из элементов-шаблонов.

Шаблоны элементов букв изготавливаются из плотной бумаги, при этом лицевая сторона отличается по цвету от изнаночной. Анализируя букву по форме, учащиеся подбирают необходимые элементы и конструируют букву. Затем пальцем выполняют движения написания буквы по шаблону. Для этого лучше иметь таблички с выпуклыми буквами, сделанными из шершавой бумаги.

Усвоение правил письма. Это способствует сознательному овладению навыком письма. Правила формулируются кратко, их должно быть немного. Правила складываются из тех задач, которые учитель ставит перед учащимися на данном этапе обучения. Например:

I класс — буквы надо писать с одинаковым наклоном;

— буквы в словах надо писать на одинаковом расстоянии;

— писать надо красиво.

II класс — буквы в словах надо писать одинаковой высоты;

— слог пишется безотрывно;

— писать надо быстро и красиво.

Чтобы учащиеся могли выполнить каждое из этих правил, учи­тель должен им объяснить, от чего зависит его выполнение.

Письмо под счет (тактирование). Письмо в такт счету способствует выработке плавного, ритмичного письма определенного темпа. Это вспомогательный прием, который не следует применять слишком длительно.

Счет зависит от того, какой элемент пишется. Движение ос­новное («на себя») сопровождается счетом «раз, два, три». Соеди­нительное движение («от себя») производится на счет «и». При этом продолжительность произнесения звука [и] зависит от длительнос­ти движения.Поначалу учитель пишет на доске и тактирует, затем считает, сопровождая письмо учащихся.Тактирование используется и при письме соединений, слогов и коротких слов.

Анализ ошибочного написания. При таком анализе в I классе ошибочное написание не выносится на доску. Учащиеся рассматривают письмо в своих тетрадях и отвечают на вопросы:

— Кто не довел палочку до верхней (до нижней) линии?

— Все ли элементы имеют одинаковый наклон?

— У кого элементы вышли за строку?

При этом учитель или учащиеся объясняют, что надо де­лать, чтобы ошибки не повторялись. Во II и III классах общую для многих учащихся ошибку учитель выносит на доску. Дети находят ошибку, объясняют, как ее следует избежать. Для ис­правления ошибки прописывают букву, чередуя с написанием ее дополнительного элемента.

Письмо проводится непосредственно за уроком обучения грамоте. При этом урок чтения подготавливает к работе на уроке письма. Урок письма закрепляет материал, изученный на уроке чтения.

В последнее время распространяется практика интегрированных уроков обучения грамоте и письму.

Урок обучения письму проводится по следующей схеме.

Схема урока письма

1. Оргмомент. Упражнения для пальцев.

2. Звуковой анализ: выделение изученного нового звука; зна­комство с письменной буквой, сравнение ее с печатной.

3. Рассматривание образца на доске, в прописи; анализ зри­тельных элементов буквы.

4. Показ учителем с одновременным объяснением; анализ двигательных элементов.

5. Письмо новой буквы: воображаемое, копировальное, по об­разцу.

6. Чтение и звукобуквенный анализ соединений (слогов).

7. Письмо соединений (слогов).

8. Чтение и звукобуквенный анализ слов, предложений.

9. Письмо слов, предложений; выполнение различных заданий.

10. Сравнение новой буквы с ранее изученными и их запись.

В течение урока нужно 2—3 раза проводить физпаузы как сидя за партами (для пальцев), так и в движении (для корпуса). Упраж­нения в письме следует чередовать с устной работой, чтобы предотвратить утомляемость детей. Необходимо использовать игровой материал, занимательные формы работы.

Уроки обучения письму, приемы, используемые на этих уроках, будут эффективными лишь в тех случаях, когда вся деятельность учителя будет направлена на преодоление трудностей, испытываемых отдельными учениками. В связи с этим большое значение приобретает индивидуальная работа с детьми. Не следует торопиться при обучении начертанию первых букв. На нескольких первых уроках следует выявить уровень подготовки каждого ученика к письму и оказывать индивидуальную помощь тем, кто испытывает наибольшие трудности.