СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на теме самообразования учителя: Организация учебного исследования обучающихся на уроке информатики

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема самообразования: Организация учебного исследования обучающихся на уроке информатики

Просмотр содержимого документа
«Статья на теме самообразования учителя: Организация учебного исследования обучающихся на уроке информатики»

Тема самообразования: Организация учебного исследования обучающихся на уроке информатики

  1. Теоретическое выступление для заседания ШУМО

Цель: Осветить средства организации учебного исследования обучающихся на уроках информатики

Одна из основных целей современного образования – научить школьников учиться, сформировать способность к саморазвитию, постоянному образованию. В современном мире высоких технологий, изменяющихся изо дня в день, особенно важно постоянно развиваться, идти в ногу со временем. Появляются все новые технологии, новые способы работы с информацией, и учебник – уже не единственный источник, с которым может работать учитель и учащиеся в рамках учебного процесса. Получение знаний отступает на второй план, так как этого оказывается недостаточно. Учебное исследование – это отличный способ для учащегося не только углубиться в изучаемый предмет, но и научиться добывать информацию, работая с различными источниками, применять полученные знания на практике, анализировать результаты своей работы. В процессе учебного исследования достигаются не только предметные, но и личностные, и метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования. А значит, организация учебного исследования в школе является на настоящее время актуальной.

Учебное исследование – это метод, с помощью которого можно добиться всех результатов, требуемых образовательным стандартом. Учебное исследование складывается из решения исследовательских задач, в процессе решения которых учащиеся получают субъективно новые знания [1, с. 7-9].

Говоря конкретно об информатике, стоит помнить, что это наука комплексная, включающая в себя не только теорию, но и практику. Причем эта дисциплина непрерывно расширяется в связи с тем, что современные компьютерные технологии все совершенствуются, и растет практическое применение информатики: она внедряется во все остальные области знаний, становясь прикладной.

Сейчас компьютер – это инструмент для решения практически любой задачи любой профессии, и каждый специалист своего дела должен знать, какие профессиональные задачи он может решить с помощью компьютера, а главное – уметь это делать. Отсюда можно сделать вывод о том, что информатика – тот предмет, в котором очень выражены межпредметные связи [2].

К сожалению, содержание информатики как школьной дисциплины не всегда успевает за техническим прогрессом. Часто школьные учебники обновляются лишь раз в пять лет, что может грозить серьезным отставанием от развития информационных технологий. В частности, учебно-методический комплекс Л.Л. Босовой, один из самых современных, предлагает практическую часть, в которой используются несколько устаревшие компьютерные технологии: обычные настольные компьютеры или ноутбуки, тогда как сейчас каждый школьник имеет в своем кармане целый компьютер – смартфон. И педагогу, чтобы идти в ногу с прогрессом, стоит значительно корректировать работу на уроках, отходить от того, что предлагается в учебнике.

Для решения проблемы актуальности знаний и умений, которые получают ученики на уроках информатики, были разработаны занятия, которые были построены так, чтобы организовать учебное исследование учащихся и при этом использовать наиболее современные средства для проведения исследований и представления полученных результатов.

Целью изучения информатики в 5 классе является обеспечение учащихся необходимой теоретической и практической базой для изучения основного курса информатики[3].

В разработанных занятиях использовались различные методы и формы: например, проблемные ситуации, творческие задания, индивидуальная и групповая работа, непосредственно учебное исследование.

Содержание занятий включает в себя упражнения на отработку учебного материала и исследовательские задания на поиск, обработку и сохранение информации с использованием современных средств информационных технологий, например, облачного хранилища, онлайн презентаций.

Для занятий были взяты упражнения, представленные в учебнике и рабочей тетради Л.Л. Босовой, а также авторские задания [4 – 9].

На занятиях учащиеся использовали различные элементы учебного исследования, для которых активно использовали сеть Интернет для поиска информации, а также облачные сервисы Google, с помощью которых создавались по результатам исследований групповые и индивидуальные презентации.

Для анализа результатов опытной работы была проведена диагностика до и после проведения разработанных занятий. Была использована методика Спилберг-Андреева, которая направлена на изучение уровней познавательной активности, тревожности и гнева как актуальных состояний и как свойств личности.

Для проведения диагностики также использовался облачный сервис – Google Формы.

По результатам диагностики, проведенной в группе до опытной работы, были получены результаты, приведенные в таблице 1.

Условные обозначения:

  1. красный – низкая познавательная активность, высокая тревожность, высокий уровень гнева;

  2. желтый – средний уровень познавательной активности, тревожности и гнева;

  3. зеленый – высокий уровень познавательной активности, низкий уровень тревожности и гнева.


Таблица 1 – Оценка результатов первой диагностики

Пол

Познавательная активность

Тревожность

Гнев

Мотивация достижения


Уровень мотивации

1

Ж

25

26

14

30


15

III

2

Ж

16

32

14

18


-12

V

3

Ж

25

28

19

34


12

IV

4

Ж

13

34

16

17


-20

V

5

Ж

30

25

14

32


23

III

6

Ж

26

26

15

28


13

III

7

Ж

26

22

13

28


19

III

8

Ж

18

35

31

20


-28

V

9

Ж

23

21

11

25


16

III

10

Ж

19

31

13

18


-7

V

11

М

20

24

16

23


3

IV

12

М

26

23

16

25


12

IV

13

М

17

28

19

21


-9

V

14

М

29

20

14

32


27

III

15

М

32

19

16

35


32

II


После проведения опытной работы была проведена повторная диагностика, которая показала новые результаты, приведенные в таблице 2.


Таблица 2 – Оценка результатов второй диагностики

Пол

Познавательная активность

Тревожность

Гнев

Мотивация достижения


Уровень мотивации

1

Ж

31

22

12

33


30

II

2

Ж

21

24

11

22


8

IV

3

Ж

30

20

14

36


32

II

4

Ж

19

26

13

21


1

IV

5

Ж

33

17

13

32


35

II

6

Ж

31

19

13

30


29

II

7

Ж

32

15

12

31


36

II

8

Ж

25

29

19

25


2

IV

9

Ж

29

19

12

27


25

III

10

Ж

26

29

12

22


7

IV

11

М

25

22

13

26


16

III

12

М

32

23

14

26


21

III

13

М

18

25

16

23


0

IV

14

М

31

18

15

36


34

II

15

М

34

16

15

37


40

II


При сравнении результатов первичной и повторной диагностики можно заметить наличие положительной динамики в уровне познавательной активности и мотивации, а также снижение уровня тревожности и гнева у учащихся. Это может говорить о положительном результате организации учебного исследования на уроке информатики, о том, что учебное исследование способствует развитию познавательной активности учащихся, формирует положительное отношение к учению и мотивацию.

Также среди учащихся был проведен опрос, который подтвердил, что в результате проведенных занятий учащимися были получены знания и умения учебного исследования и навыки поиска, обработки и хранения информации средствами современных компьютерных технологий.



Класс: 5-7

Раздел программы: Техника безопасности в компьютерном классе

Тема урока: Исследуй компьютер на загрязнения. Познай себя (или техника безопасности в компьютерном классе)

Планируемые результаты:

Личностные:

  • развитие коммуникативных навыков, способностей к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные:

  • умение строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

  • соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;

Предметные:

  • формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

Цель урока: повторить ТБ и правилом поведения в компьютерном классе

Задачи урока:

  • Обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе;

  • Сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;

  • Научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Тип урока: урок исследования

Оборудование: демонстрационный компьютер, микросхемы, компьютерный стол и стул, проектор, интерактивная доска, компьютерный класс

Литература:

  1. «Информатика 5 класс» Учебник Босова Л.Л Москва БИНОМ. Лаборатория знаний 2007г.

  2. «Уроки информатики в 5-7 классах» Методическое пособие Москва БИНОМ. Лаборатория знаний 2007г.

  3. Мультфильм. "Смешарики. Азбука безопасности - Тушение электроприборов. Серия 8. Часть 2"

  4. «Супер физкультминутка» Videouroki.net


Ход урока:

1-й этап: Постановка цели и задачи урока.

Ученики заходят в класс каждый к своему рабочему месту, готовятся к уроку.

Учитель после звонка на урок приветствует учеников и проверяет домашнюю работу.

А теперь просит посмотреть на доску.

Демонстрируется ролик (видео) как правильно тушить пожар (Смешарики. Азбука безопасности. Серия 8. Часть 2)

Учитель: Как вы думаете, какая тема нашего урока?

Ученики выдвигают предположение о теме урока.

Учитель: Чтобы такого не случилось ни в школе, ни дома мы с вами поговорим о ТБ и о правилах поведения в помещениях, в которых размещены приборы, подключенные к электричеству, исследуем компьютер на загрязнения и выясним, как нужно правильно работать за ним.

Учитель: Почему актуален вопрос о технике безопасности в компьютерном классе?

Ученики: В кабинете вычислительной техники установлена дорогостоящая, сложная и требующая осторожного и аккуратного обращения аппаратура — компьютеры, принтеры и другие технические средства, которые подключены к электричеству.

Учитель: Какое из правил вы уже выполнили верно?

Ученики: Мы вошли в класс, не спеша, не толкаясь, спокойно, предварительно сняв портфели с плеч.

2-й этап

Учитель организует работу в классе по решению проблемных ситуаций и проведения экспериментов.

Проблемная ситуация 1

А вот мальчик Витя помогал папе в гараже чинить машину, а потом сразу отправился к нам на занятия в компьютерный класс

Как вы думаете, что он забыл сделать?

Ученики отвечают на вопрос, доказывая, аргументируя свою точку зрения. По мере необходимости исправляют, дополняют, уточняют озвученный анализ.

Эксперимент 1

Вот что может быть, если собирается грязь и пыль.

Учитель сдувает пыль с задней поверхности системного блока демонстрационного компьютера.

Используя демонстрационную микросхему, ученик проводит по ней ватной палочкой и демонстрирует грязь.

Ученики анализируют результат эксперимента. Учитель при необходимости корректирует и оценивает ответ.

Эксперимент 2

А если работать грязными руками на клавиатуре.

Учитель демонстрирует клавиатуру с грязными клавишами.

Ученики анализируют результат эксперимента. Учитель при необходимости корректирует и оценивает ответ.

Проблемная ситуация 2

Олег набирал на компьютере длинный и сложный текст, а Витя наблюдал за его действиями. Внезапно он изо всех стал трясти Олега за плечо и со всего размаху ткнул пальцем в монитор так, что последний начал вибрировать.

– Ты совершил ошибку! – закричал Витя. – Это слово пишется по-другому!

Олег посмотрел на Витю и…

Как вы думаете, что в ответ сказал Олег?

Ученики отвечают на вопрос, доказывая, аргументируя свою точку зрения. По мере необходимости исправляют, дополняют, уточняют озвученный анализ.

Эксперимент 3

А теперь посмотрите на монитор через лупу.

Вот что бывает, если его трогать пальцами рук (демонстрируются отпечатки пальцев).

Ученики анализируют результат эксперимента. Учитель при необходимости корректирует и оценивает ответ.

Учитель просит выйти одного из учеников и обращает внимание всех, на то в какой чистой одежде, со сменной обувью, с чистыми руками надо приходить ученику в компьютерный класс.

Эксперимент 4

Учитель просит одного из учеников сесть за демонстрационный компьютер, положить ненужные предметы на компьютерный стол, начать есть.

Учитель: что ученик делает не верно, и почему?

Ученики отвечают на вопрос и делают вывод. Учитель анализирует ответы.

Примерные варианты ответа: нельзя класть посторонние вещи на системный блок, клавиатуру, это мешает работе, есть за компьютером, т.к. крошки могут испортить устройство, произойдет замыкание электрической схемы.

Проблемная ситуация 3

Учитель: а вот внезапно погас экран. Ваши действия?

Ученики отвечают на вопрос.

В зависимости от варианта ответа, учитель исправляет или одобряет ответ.

Эксперимент 5

Используя компьютерный стул, учитель просит ученика подбирать тот вариант посадки, который ему удобен.

Учитель делает вывод: правильно он сидит или нет

Теперь давайте измерим расстояние от экрана монитора до глаз.

Это верно (если нет, то учитель показывает на каком расстоянии должны находиться глаза)

Учитель. При работе с компьютером положение монитора должно со­ответствовать направлению взгляда, а середина экрана монитора располагаться на горизонтали, проведённой на уровне глаз, находящемся на расстоянии не менее 50—60 см от глаз. Ноги ставятся прямо на пол. Туловище должно находиться от стола на расстоянии 15-16 см.

Плечи расслаблены, локти – слегка касаются туловища. Предплечья должны находиться на той же высоте, что и клавиатура.

3-й этап

Вывод

Сделаем вывод, что запрещается делать в компьютерном классе и как правильно себя вести.

Учитель: Расставьте картинки в нужное поле.

Ученики структурируют знания. Осуществляется самоконтроль и взаимоконтроль выполнения задания. Учитель оценивает результат деятельности.

Учитель: Вы немножечко устали, сделаем разминку.

Ученики делают разминку под видеоролик «Супер физкультминутка»

Учитель организует деление класса на группы для отгадывания ребусов за компьютером и кроссворда лежащего на парте.

Ученики планируют свои действия по организации работы, кооперируют усилия по решению учебной задачи, осуществляют взаимоконтроль процесса выполнения задания. По окончании работы обсуждаются и проверяются варианты ответов.

Учитель оценивает результат работы и выставляет оценки.

4-й этап Рефлексия

Вот наш урок подошел к концу.

Что понравилось на уроке, что нет?

5-й этап Домашняя работа

Учитель объясняет сущность домашнего задания: нарисовать плакат по технике безопасности в компьютерном классе.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!