Адаптированная образовательная программа как
условие получения образования ребенком с ОВЗ
Сегодня мы говорим об инклюзивном образовании. Основополагающий принцип инклюзивного образования следующий: «Все люди должны иметь возможность учиться вместе, независимо от каких-либо трудностей, имеющихся на этом пути, или различий в способности к обучению, которые они могут иметь».
В действующем Законе «Об образовании» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года в статье 79 говорится, что «…образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность», но во всех случаях для них должны быть созданы специальные образовательные условия.
В пункте 3 статьи 79 ФЗ чётко прописывает условия получения образования ребёнком с ОВЗ.
«Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития, включающие в себя:
использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов;
использование специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;
предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь;
проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;
обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья».
«...Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида...». Это новое явление для нашей образовательной практики.
Что же такое адаптированная образовательная программа,
как она создается?
Пункт 28 статьи 2 Закона «Об образовании» звучит так: «Адаптированная образовательная программа (АОП)- образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц».
Адаптированная образовательная программа для обучающихся с ОВЗ, имеющих инвалидность, дополняется индивидуальной программой реаби-литации (ИПР) инвалида в части создания специальных условий получения образования.
Адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ разрабатывается на основе:
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29.12.2012г.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.04.2002г. N 29/2065-н «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г. N 1598 «Об утверждении ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г. N 1599 «Об утверждении ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Постановление Правительства РФ от 01.12.2015г. №1297 «Об утверждении государственной программы РФ «Доступная среда» на 2011 – 2020годы.
Адаптированная образовательная программа разрабатывается на базе основной общеобразовательной программы школы с учетом адаптированной основной образовательной программы для категории детей с ОВЗ, к которой относится ребенок.
При этом модификации, то есть изменению, преобразованию, адапти-рованию, в соответствии с образовательными потребностями и индивидуальными возможностями учащихся, подлежат программы учебных предметов; учебники и рабочие тетради; электронные средства и формы организации обучения; формы организации учебного процесса; способы учебной работы с учащимися.
Адаптирование учебных программ предусматривает:
Частичное выполнение учебной программы в соответствии с возможностями ученика с ОВЗ
Сокращение числа и объема учебных заданий с акцентированием внимания на главных, ключевых темах, понятиях
Альтернативное замещение трудновыполнимых заданий
Предоставление выбора объекта изучения в рамках одной темы (например, выучить наизусть большое или маленькое стихотворение)
Предоставление альтернативы объемным письменным заданиям (несколько небольших сообщений, устное сообщение по результатам наблюдения, экскурсии и т.п.)
Адаптированная образовательная программа также предусматривает включение разделов (модулей), обеспечивающих коррекционно-развивающую направленность образования.
Структура индивидуальной образовательной программы для ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида включает в себя:
Титульный лист
Пояснительная записка
Индивидуальный учебный план
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся (на соответствующей ступени образования)
Мониторинг достижений обучающихся
Заключение и рекомендации
На титульном листе указываются:
наименование учреждения;
назначение программы;
срок реализации;
адресность программы (фамилия, имя воспитанника, год обучения);
гриф утверждения руководителем;
В пояснительной записке указываются:
сведения о ребенке: возраст, класс, социальное окружение, интересы;
диагноз;
психолого-педагогическая характеристика ребенка;
данные углубленной диагностики различных сфер развития ребенка;
структура индивидуальной образовательной программы, её цель и задачи;
основные общеобразовательные и парциальные программы, на основании которых разработана ИОП;
обоснованность и варьирование используемых программ;
перераспределение количества часов, отводимых на изучение определенных разделов и тем, изменение последовательности изучения тем и др. (при необходимости).
В индивидуальном учебном плане отражается варьирование внутри содержания индивидуальной программы путем усиления отдельных тем, разделов (при необходимости).
Содержание программы включает в себя следующие компоненты:
Образовательный компонент-
Индивидуальный образовательный план
Задачи по предметным областям
Критерии оценивания достижений по образовательным областям
Календарно-тематическое планирование;
Коррекционный компонент-
Индивидуальный маршрут развития ребёнка, в рамках которого излагаются направления коррекционной работы специалистов сопровождения (учителя-логопеда, педагога-психолога, социального педагога, медицинского работника) с обучающимися, её приёмы, методы и формы, рекомендации выше указанных специалистов учителю и родителям.
Социализация (воспитательный компонент)-
содержит раздел классного руководителя, условия взаимодействия учителей и специалистов с ребёнком с ОВЗ или ребёнком-инвалидом, а также с родителями в процессе психолого-педагогического сопровождения
В мониторинге достижений обучающегося сформулированы результаты реализации программы на уровне динамики показателей психического и психологического развития обучающегося и уровне сформированности ключевых компетенций (динамика развития ребёнка, оценка результатов обучения и социализации).
В заключении и рекомендациях дается
обоснование внесения корректив по результатам промежуточной диагностики;
заключение о реализации АОП в целом при обсуждении данного вопроса в рамках итогового психолого-медико-педагогического консилиума в конце учебного года.
Комплектование инклюзивных классов осуществляется на основании заключения городской ПМПК при совпадении желания родителей (законных представителей) и наличии в учреждении необходимых условий, включающих кадровое обеспечение специалистами, имеющими право на ведение профессиональной деятельности в сфере коррекционно-развивающего обучения, службу сопровождения, учебно-методическое обеспечение и развитую материально-техническую базу.
Внутри учреждения всем ходом инклюзивного образования руководит школьный психолого-медико-педагогический консилиум. Он же осуществляет необходимые изменения образовательных маршрутов школьников, если в этом возникает необходимость.
Прежде чем составлять адаптированную образовательную программу и индивидуальный учебный план, педагогам необходимо ознакомиться с рекомендациями ПМПК и результатами диагностики ребенка специалистами пси-холого-медико-педагогического консилиума школы (педагога-психолога, учителя-логопеда, социального педагога). Причем роль учителя состоит в определении не степени готовности или неготовности ребенка, а возможности его обучения и развития через определение «зоны ближайшего развития» и постановку соответствующих целей и задач обучения.
Черноусова Е. С.: что касается моего класса, то он сформировался в сентябре прошлого года. В классе 21 ученик. Из них 1 ребёнок - Кансаев А. c ОВЗ, который занимается по АОП варианта _8.2 (обучающиеся с расстройствами аутистического спектра).
Аутизм (расстройства аутистического спектра) - расстройство общего развития, при котором имеются такие группы нарушений, как качественные расстройства взаимодействия, качественные расстройства коммуникации, а также стереотипные проявления, которые проявляются в жестко ограниченных интересах, поведении и действиях.
Павлычева Т.Г. В моём классе 28 учеников.Из них 1 ребёнок с ОВЗ, занимающиеся по АОП варианта 7.2 (ЗПР).
Адаптированная рабочая программа обучающегося с задержкой психического развития направлена на овладение обучающимся учебной деятельностью и формирование у него общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.
На уроках эти дети испытывают определённые трудности:
познавательные:
невозможность воспроизведения ранее изученного материала на следующем уроке;
невозможность воспроизведения правила в измененной ситуации;
неумение работать по наглядным моделям и схемам;
коммуникативные:
психомоторные:
Для этих учащихся была разработана адаптированная программа (согласно рекомендациям городской ПМПК). С данными детьми проводят коррекционно- развивающие занятия логопед и психолог.
Классы инклюзивного обучения объединяют самых разных детей, заметно отличающихся друг от друга. Учителю важно понимать и принимать каждого ребенка, учитывая его индивидуальные особенности, правильно относится к имеющимся между детьми различиям. Только принимая ребенка как личность, можно воспитать и развить в нем положительные личностные качества.
Таким образом, в нашем выступлении и выступлении коллег были определены наиболее важные положения, касающиеся разработки и реализации специальных образовательных условий для детей с ОВЗ. Но на практике, какие бы идеальные условия не были бы разработаны, как бы хороши они не были по отношению к потребностям конкретного ребенка – положительный эффект будет в том случае, если в процесс их реализации будет вовлечен весь педагогический коллектив и специалисты сопровождения.
Хотелось бы закончить наше выступление высказыванием из Конвенции ООН о правах ребёнка:
«Мы работаем в первую очередь в интересах детей.
Все дети имеют надежду и возможности.
Все дети имеют право на охрану здоровья,
безопасность и развитие.
Все дети имеют право голоса и возможность влиять
на решения, касающиеся их жизни».
Литература
1. Кутепова Е.Н. Адаптированная образовательная программа как условие получения образования ребенком с ОВЗ: Учебно- методическое пособие / Педагогический университет «Первое сентября», 2014.
2. Лебединцев В.Б., Горленко Н.М. Позиции педагогов при обучении по индивидуальным образовательным программам// Народное образование. 2011. № 09. С. 224–231.
3. Лебединцев В.Б., Запятая О.В. Индивидуальные образовательные программы школьников // Народное образование. 2010. № 6. С. 189–197.
4. Организация инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья: Учебное пособие/отв.ред. С.В.Алехина, Е.Н.Кутепова. М.: МГППУ, 2013.
5. Организация специальных образовательных условий для детей с огра ниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации / Отв. ред. С.В. Алехина. М.: МГППУ, 2012.
6. Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе: Методические рекомендации для учителей начальной школы / Под. ред. Е.В. Самсоновой. М.: МГППУ, 2012.
7