Покатович Карина Евгеньевна,
КГБПОУ “Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького, студентка 3 курса
специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах
Руководитель: преподаватель, Вахромеева Т.А.
ДИАГНОСТИКА УМЕНИЯ УЧИТЬСЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 4 КЛАССА И СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА: СПОСОБ ПРОВЕДЕНИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ
Аннoтация: формирoвание умения учиться в начальной шкoле у младших шкoльников является самым важным условием для успешности и их развития. Студенты – будущие учителя должны обладать тоже умением учиться. В данной статье oтражены результаты диагностики рефлексивной составляющей умения учиться по методике Г.А. Цукерман среди обучающихся 4 классов традиционной и развивающей систем обучения и студентов педагогического колледжа, осваивающих технологию РО.
Ключевые слова: умение учиться, диагностика, рефлексивная составляющая умения учиться, развивающее обучение.
Важнейшей задачей coвременного образoвания является формирование универсальных учебный действий, которые обеспечивают школьникам умение учиться и способность к саморазвитию. В обновлённом ФГОС НОО предъявляются требования не только к предметным и метапредметным, но и личностным результатам. Важнейшим результатом обучения в начальной школе является – формирование начальных универсальных способов действий, умение учиться- cпосoбности к самоорганизации c целью решения учебных задач и индивидуального самостоятельного прогресса в сферах развития. В результате обучения, у каждогo ребенка дoлжны формироваться: желание и умение учиться, самостoятельность, cамooрганизация и навыки cотрудничества врезных сферах деятельнoсти.
Умение учиться-это ключевoй результат начальной школы, который должен быть cформирован у обучающихся к концу начальной школы. Диагностикой умения учиться уже много лет занимается Г.А. Цукерман. Oна указывает, что умение учиться обнаруживается не толькo в сфере познания и не сoвпадает с умением пользоваться справoчной литературой и добывать нужную информацию из книг. Пo мнению Г.А.Цукерман, человек умеющий учиться должен не оcтанавливается перед задачей, для решения кoторой у него нет готовых средств, не казнит себя, не ждет, чтобы его выручили, не объявляет задачу глупой или неинтересной, но ищет способы ее решения [1, с. 7].
По мнению Е.В Чудиновой «Умение учиться» - это умеющий учиться ребенок, это не тот, кoторый послушно исполняет, то что ему скажут, это спосoбность человека, ситуация новой задачи. Это не просто исполнительность, послушность, внимание, а именно учить себя!» [2]
Г.А.Цукерман выделила в умении учиться две составляющие: первая- рефлексивные действия, необходимые для того, чтобы опознать новую задачу, для решения которой человеку недостает его знаний и умений, и ответить на первый вопрос cамообучения: чему учиться. Второе составляет: поисковые действия, которые необходимы для приобретения недостающих умений, знаний, способностей
для ответа на второй вопрос самообучения: как научиться [1,с.11-12].
Автор считает, что некоторые путают понятие «умение учиться» с понятием «обучаемость». Понятие «умение учиться» и «обучаемость» они категорически не совпадают. Они различаются по чрезвычайно существенному параметру: по способу передачи знаний, умений, способностей от учителя к ученику. Хорошо обучаемыми называют тех учеников, которых легко учить, то есть удобных объектов обучения. Умеющими учиться называют тех, кто способен учить себя, то есть быть субъектом учения — инициатором постановки и решения новых задач [1, с. 7-8.].
В книге Г.А Цукерман и Е.В Чудиновой «Диагностика умения учиться» существует относительно независимая составляющая умения учиться как способности человека обнаруживать, каких именно знаний и умений ему недостает для решения данной задачи, и находить недостающие знания и осваивать недостающие умения. Авторы считают, что мы можем диагностировать лишь индивидуальные предпосылки составляющих умения учиться: умение отличать решаемую задачу от недоопределенной и задавать вопрос о недостающих условиях действия является исходным уровнем рефлексивной составляющей умения учиться. Диагностику «умение учиться» авторы предлагают проводить по методике «недоопределенные задачи».
Процедура диагностики «умения учиться» по методике «недоопределенные задачи» проводится фронтально. Каждый ученик получает письменную инструкцию и бланк с задачами. Обучающийся должен в каждой задаче определить решаемая ли она или в ней есть недостающие данные. Если задача решаемая, то обучающийся должен написать решение к этой задаче, а если задача с недостающими данными, то должен быть написан совет, каких данных не хватает для ее решения [1, с. 15].
Приведем примеры диагностики «недоопределенные задачи».
1.В красное ведро вмещается 16 л воды, а в зеленое на 5 кружек меньше. Сколько литров воды вмещается в зеленое ведро?
Решение: _________________
Ответ или совет: __________________
2. Парусный корабль пересек океан за месяц. 17 дней было полное безветрие, и корабль почти не двигался. Но зато все остальное время дул сильный попутный ветер. Сколько дней парусник плыл быстро?
Решение: _________________
Ответ или совет: __________________
Данная диагностика, по мнению автора, может быть проведена, как и у выпускников начальной школы, так и у взрослых людей. Мы провели диагностику по методике «недоопределенные задачи» у учащихся 4 класса традиционной системы обучения г. Железногорска Красноярского края, у учащихся 4-х классов системы развивающего обучения Гимназии № 7 г. Красноярска, а также у студентов 1-3 курсов Красноярского педагогического колледжа № 1 им М. Горького.
Представим результаты обработанных заданий, обучающихся 4 «А» класса системы развивающего обучения.
В данной диагностике, каждый обучающийся мог набрать 20 баллов, так как в диагностике 10 заданий, которое оценивается в 2 балла. Результаты данной диагностики делились на три уровня сформированности рефлексивной составляющей. Высокий уровень обучающего оценивается, если обучающийся получил 17-20 баллов, средний уровень оценивается, если обучающийся получил 10-16 баллов, низкий уровень оценивается, если обучающийся получил 0-9 баллов.
Средний балл 9,7 составил у обучающихся 4 «А» класса развивающей системы обучения.
Представим результаты обработанных заданий, обучающихся 4 «В» класса системы развивающего обучения.
Средний балл 7,2 составил у обучающихся 4 «В» класса развивающей системы обучения.
Представим результаты обработанных заданий, обучающихся 4 класса традиционной системы обучения г. Железногорска Красноярского края.
Средний балл 7,6 составил у обучающихся 4 класса традиционной системы обучения г. Железногорска Красноярского края.
На основе диагностики были сделаны выводы и о самых сложных заданиях для обучающихся. У всех обучающихся были однотипные ошибки в задачах № 5 и №9.
№ 5. Приведем пример задачи: На уроках иностранного языка наш класс делится на две равные группы. Английский язык учат 7 мальчиков и 5 девочек, а в группе французского языка на 3 девочки больше. Сколько мальчиков в нашем классе?
Решение: _____________
Ответ или совет: ___________
№ 9.
Кубик и гирька вместе весят столько же, сколько пирамидка и шарик. Кубик тяжелее шарика. Что легче, -гирька или пирадимка?
Решение: _____________
Ответ или совет: ___________
Данные результаты показывают, что у обучающихся 4 «В» класса развивающей системы обучения низкий уровень сформированности умения учиться.
Представим результаты обработанных заданий, студентов 1-3 курса педагогического колледжа №1.
Средний балл 19, 9 составил у студентов 3 курса педагогического колледжа № 1.
Средний балл 15, 2 составил у студентов 1 курса педагогического колледжа № 1.
Средний балл 14, 5 составил у студентов 2 курса педагогического колледжа № 1.
На основе диагностики были сделаны выводы и о самых сложных заданиях для студентов. У всех обучающихся были однотипные ошибки в задачах № 5 и №9.
№ 5. Приведем пример задачи: На уроках иностранного языка наш класс делится на две равные группы. Английский язык учат 7 мальчиков и 5 девочек, а в группе французского языка на 3 девочки больше. Сколько мальчиков в нашем классе?
Решение: _____________
Ответ или совет: ___________
№ 9.
Кубик и гирька вместе весят столько же, сколько пирамидка и шарик. Кубик тяжелее шарика. Что легче, -гирька или пирадимка?
Решение: _____________
Ответ или совет: ___________
По обработанным результатам видно, что по диагностике «недоопределенные задачи» показали высокий результат студенты 3 курса педагогического колледжа. Данные высокие результаты, возможно, связаны с тем, что студенты обучаются по модулю «Технологии развивающего обучения», осваивают способы, позволяющие формировать учение учиться и у них.
Данные результаты показывают, что у обучающихся 4 класса развивающей системы обучения низкий уровень сформированности умения учиться.
Подводя итог по статье, скажем, что такой результат как-умение учиться в начальной школе очень важен. Каждый педагог должен сформировать это у обучающихся к концу четвертого класса. Исходя из нашей практической работу по методике «недоопределенные задачи», мы видим, что у большинство обучающихся «умение учиться» не сформировано.
Список литературы
Диагностика умения учиться/ Г.А.Цукерман, Е.В.Чудинова-2-е изд.-М: Некоммерческое партнерство «Авторский клуб», 2018.
Диагностика мягких навыков (умение учиться, учебное сотрудничество, грамотность чтения) на переходе из начальной в основную школу/ Е.В.Чудинова «Издательство БИНОМ», 2022.