СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на тему "ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ БАЗОВЫХ ЛОГИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 1 КЛАССЕ."

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дидактическая игра является важным элементом в формировании такого метапредметного результата, как базовые логические действия. Дидактическая игра позволит обучающимся строить умозаключения, приводить доказательства, высказывания, логически связанные между собой, делать выводы, обосновывая свои суждения. 

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему "ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ БАЗОВЫХ ЛОГИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 1 КЛАССЕ."»

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ БАЗОВЫХ ЛОГИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 1 КЛАССЕ.


О.А. Шелковникова

КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1

им. М. Горького»

Научный руководитель А.А. Шестаков, преподаватель


ФГОС НОО ориентирован на достижение планируемых результатов. Планируемые результаты делятся на три группы: предметные, метапредметные, личностные. Одним из видов метапредметных результатов являются базовые логические действия. Обратимся к ФГОС НОО 2021г.: 42.1. Овладение познавательными УУД: базовые логические действия: сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; объединять части объекта (объекты) по определенному признаку; определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты.

Сформированность данных логических действий отражает уровень сформированности логического мышления. Развитие у детей логического мышления — это одна из важных задач начального обучения. Умение мыслить логически - необходимое условие успешного усвоения учебного материала. Больше возможностей для развития логического мышления имеет урок математики. Проблемой изучения логического мышления младших школьников занимались отечественные психологи Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, педагоги П.Я. Гальперин, Л.В. Занков, В.В. Давыдов и др. Уже в начальной школе дети должны овладеть элементами логического мышления. Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является развитие самостоятельной логики мышления, которая позволила бы детям строить умозаключения, приводить доказательства, высказывания, логически связанные между собой, делать выводы, обосновывая свои суждения.

Логические действия – как универсальные учебные действия являются частью познавательных универсальных учебных действий и направлены на формирование: анализа, синтеза, сравнения, классификации, установление причинно - следственных связей, представление цепочек объектов и явлений; построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование [5].

(А.Г. Асмолов)

Базовые логические УУД являются эффективным способом развития познавательной активности младших школьников. Формировать базовые логические действия необходимо именно в данный период, поскольку познавательная активность, а именно логическое мышление, наиболее продуктивно развивается в младшем школьном возрасте. Благодаря данным действиям у детей формируется логическое мышление, которое способствует в преодолении трудностей, возникающих в образовательной деятельности.

Дидактическая игра - это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения [1].

(В. Н. Кругликов)

Использование дидактических игр на уроках является эффективным средством формирования универсальных учебный действий, в том числе и базовых логических действий у младшего школьника. Это обусловлено тем, что ведущей деятельностью в первом классе у детей остается игровая деятельность. Использование игры в образовательном процессе способствует развитию таких процессов как мышление, память, контроль и другие. Также игра вовлекает ребенка в активную деятельность, что в свою очередь благотворно сказывается на мотивации обучающегося к изучению нового материала. Именно с помощью игры реализуется и достигается множество образовательных метапредметных и личностных результатов.

Далее мы хотим привести несколько примеров дидактических игр на уроках математики:

1. Игра «Сортировщик»

Дидактическая цель: формирование умения классифицировать по самостоятельно найденному основанию.

Задание: распределите линии, изображенные на рисунке, на 3 группы. Назовите номера линий, которые вы относите к первой группе, ко второй, к третьей.

Ответ: первое основание - прямые (2, 5, 8); второе - ломаные (4, 7, 9); третье - кривые (1, 3, 6).

2. Игра «Будь внимателен!»

Дидактическая цель: формирование умения классифицировать по заданным признакам.

Задание: для этой игры необходимо, чтобы у каждого из обучающихся была цветная сигнальная карточка. Учитель произносит число, а дети, в зависимости от того, какое число - четное или нечетное (однозначное, двузначное) - они слышат, поднимают (или не поднимают) карточки. Выиграет тот, кто ни разу не ошибался, поднимал карточку только в нужной ситуации.

3. Игра «Логическая задача»

Дидактическая цель: формирования умения логически мыслить.

Задание: от пяти квадратов из спичек нужно вычесть три спички так, чтобы осталось три таких же квадрата.

Подводя итог, можно отметить, что дидактическая игра является важным элементом в формировании такого метапредметного результата, как базовые логические действия. Дидактическая игра позволит обучающимся строить умозаключения, приводить доказательства, высказывания, логически связанные между собой, делать выводы, обосновывая свои суждения.


Библиографический список

1. Деловые игры и другие методы активизации познавательной деятельности / В. Н. Кругликов, Е. В. Платонов, Ю. А. Шаранов ; Санкт-Петербургская акмеологическая акад. (ин-т). - Санкт-Петербург : П-2, 2006 (СПб. : Тип. "Наука"). - 189 с

2. Методические рекомендации "Использование дидактических игр на уроках математики как средство формирования логического мышления" https://infourok.ru/metodicheskie-rekomendacii-ispolzovanie-didakticheskih-igr-na-urokah-matematiki-kak-sredstvo-formirovaniya-logicheskogo-myshleni-5240482.html

3. Статьи на тему дидактических играх на уроках в начальной школе https://n-shkola.ru/articles [Электронный ресурс]

4. ФГОС НОО https://fgosreestr.ru/uploads/files/14e6445c39109a753ec3b7d239e46fdb.pdf [с.28]

5. Формирование универсальных учебных действий в Ф79 основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2010. — 159 с



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!