Статья на тему:
Духовно-нравственное становление личности Ребёнка (из опыта работы).
«Личное участие учителя в судьбе ребенка
есть условие воспитания в нем личности»
Ш.А. Амонашвили
Так как кризис нравственности и духовности в современном обществе наблюдается повсеместно, перед образованием ставиться новая цель: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Миссия дошкольного образования: становление и развитие личности в ее индивидуальности, уникальности, неповторимости. Федеральный стандарт дошкольного образования должен нормативно обеспечить гарантии равенства - возможностей для каждого ребенка в получении дошкольного образования, приоритетом которого является духовно-нравственное воспитание.[1] От задач по духовно-нравственному воспитанию зависит будущее страны, которое связано не только с решением политических, экономических, социальных проблем, но, прежде всего, с воспитанием гражданина Отечества, развитием его духовности, нравственности, исторически сложившейся ментальности. [3]
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (ст.19, п.2) указывает, что содержание образования должно обеспечивать «духовно-нравственное развитие личности на основе общечеловеческих социокультурных ценностей; ее интеграцию в национальную, российскую и мировую культуру». [2]
Ответственность за то, каким вырастит Ребенок, ложиться на нас, взрослых: родителей и педагогов. «Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь». [4] В детском саду дети проводят основную часть своего времени, воспитатель для них становится, словно второй мамой. Дети наблюдают за ним со стороны, оценивают его поступки и доброта воспитателя, его забота надолго оставляют след в детской душе. Значит, Воспитатель – совсем не маленький человек [5], которого постоянно проверяют и контролируют, это, прежде всего образец для подражания, пример того, что и как надо делать. Конечно, дети разные. И воспитатель должен быть именно таким, чтобы понять, принять и полюбить каждого!
В детском саду «Умка», где я работаю воспитателем, реализуется гуманно – личностный подход к детям Шалвы Амонашвили, программа становления гражданско-правовой культуры детей дошкольного возраста «Растим юного гражданина» и «Мир в твоих руках». Работая по данным направлениям, я приняла для себя утверждения, которые стали для меня аксиомами: Если малыш полюбил меня, то значит, что он пристрастился и к знаниям. Если ребенок меня недолюбливает, то и знание, которое я хочу донести, теряет для него всякий смысл. Только через любовь к своему воспитателю ребенок входит в мир знаний и оценивает все окружающее, осваивает моральные ценности общества. Поэтому, я стараюсь, чтобы дети полюбили меня и полностью мне доверяли, рассказывали о своих горестях и радостях. О своих детях я знаю буквально всё: какой у них климат в семье, чем они увлекаются, какие кружки посещают, какие виды деятельности особенно любят, в какие игры играют дома. Это мне очень помогает в работе. Я стараюсь организовывать детей так, чтобы они занимались делом, которое им нравится.
Трудно ли Воспитателю так работать? Конечно, трудно. Искусство педагогики многогранно, здесь нет ничего лишнего и малозначащего, здесь многое, если не все, зависит от личности педагога, от его жизненной позиции, способности к рефлексии, развития своих способностей и непрерывного самообразования. Иными словами, воспитание детей начинается с воспитания педагогом самого себя.
Шалва Александрович Амонашвили, этот выдающийся педагог-новатор, основатель гуманной педагогики призывает нас к тому, «чтобы каждый Ребенок – воспитывался Человеком Благородным и Великодушным,
– развивался духовно и нравственно,
– овладевал знаниями, расширяющими его сознание и влекущими к творчеству и созиданию блага,
– учился выражать, беречь и утверждать в жизни свою свободную волю,
– любил Родину, ценил и бережно относился к многовековой культуре своего народа и человечества».
Это возможно, только если Воспитатель сам обладает такими качествами. Однако, многим, выбравшим себе путь гуманной педагогики, приходится и придётся заниматься сложным трудом преображения, чтобы возвысить себя до уровня понимания и творческого воплощения идей гуманной педагогики в образовательной практике.
Нам нужно будет:
расширять своё сознание и учиться мыслить и действовать согласно понятию духовности;
взращивать в себе любовь к детям и учиться нести её красиво;
пристраститься к источникам педагогической мудрости;
постоянно совершенствовать своё педагогическое искусство, наполняя его глубоким содержанием и изяществом исполнения;
взращивать в себе понимание, терпение, благородство, великодушие, внутреннюю культуру;
и, конечно же, избавляться от дурных привычек и склонностей, если замечаем в себе такое.
Но, шагая навстречу гуманной педагогике, педагогике будущего, с уверенностью можно сказать, что, прав Ш.А. Амонашвили, говоря: в духовном возрождении человечества первую роль играет учитель! [6] Ведь Воспитатель – самый первый учитель – зажигает искорку любознательности в доверчивых глазах детей и подпитывает ее своим интересом к знаниям, пытливостью своего ума, желанием не останавливаться на достигнутом, пока не загорится огонек доброты, человечности, желания познать неизвестное в сердцах и умах его маленьких спутников. Так и я, предлагаю ребенку вместе со мной начать большой жизненный путь к добру, к любви, к человеческой мудрости, путь, духовно-нравственного восхождения.
Литература:
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. 2013.
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации».2013. -31с.
Воспитывая маленького гражданина…Г.А.Ковалева, Москва: АРКТИ, 2004.
Амонашвили Ш.А. Школа жизни. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2000.
Манифест гуманной педагогики. Абакан, 2011.
Амонашвили Ш.А. Баллада о воспитании. Истинное воспитание ребенка – в воспитании самих себя. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2007.