СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на тему :"Финансовые рейтинги банков второго уровня РК и факторы, определяющие их развитие в условиях усиления конкуренции"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современные требования к банковским институтам РК связаны с усилением их конкурентоспособности и межбанковской конкуренции. Эти требования предполагают учёт системы внутренних и внешних факторов, влияющих на всю банковскую систему государства

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему :"Финансовые рейтинги банков второго уровня РК и факторы, определяющие их развитие в условиях усиления конкуренции"»

Финансовые рейтинги банков второго уровня РК и факторы, определяющие их развитие в условиях усиления конкуренции



Аннотация. Современные требования к банковским институтам РК связаны с усилением их конкурентоспособности и межбанковской конкуренции. Эти требования предполагают учёт системы внутренних и внешних факторов, влияющих на всю банковскую систему государства.


Ключевые слова: банковский сектор РК, банки второго уровня, финансовый рейтинг, конкуренция, конкурентоспособность.


Интеграционные процессы, протекающие в банковском секторе Республики Казахстан в настоящее время, направлены на внедрение в деятельность коммерческих банков программ институционального развития, систем модернизации и автоматизации, международных банковских стандартов. Все эти направления призваны содействовать становлению общенациональной клиринговой системы, получению права кредитования за счет кредитов Всемирного банка и других международных кредитных линий.

Потребность в расширении возможностей выхода казахстанских коммерческих банков на международную арену напрямую актуализирует проблему их конкурентоспособности. Так, например, интеграционный процесс в банковской сфере требует детального анализа банковских систем других стран. В этом плане показательным является высказывание Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева: «Нам нужно учитывать опыт других интеграционных объединений, и в первую очередь - опыт банковской системы Евросоюза». [1]

Казахстанская банковская система, как, впрочем, и банки других стран с ориентацией на рыночную экономику, постоянно испытывает на себе влияние мировых экономических и, в том числе, финансовых кризисов, а также сильнейшую конкуренцию со стороны иностранных банков, в связи с чем банковские структуры РК должны постоянно трансформироваться, изменяя свою структуру. Так, за последние годы произошло слияние таких весьма крупных банков, как АО «Казкоммерцбанк» и АО «БТА Банк», проведена консолидация АО «Альянс Банк», АО «Темiрбанк» и АО «ForteBank», что позволило увеличить их собственный капитал.

Ряду некрупных банков (например, «Банк Астаны» и др.), банков второго уровня весьма сложно удержаться на волне усиления конкуренции со стороны иностранных кредитных институтов, в частности российских, и возрастания жёстких требований к банковским стратегиям и менеджменту в целом.

Отсюда возникла потребность в формировании Комитета по денежному рынку с целью принятия своевременных решений в рамках стратегии, установленной Комитетом по денежно-кредитной политике. В частности, к полномочиям последнего относятся анализ ликвидности банковского сектора; исследование сформировавшегося состояния на внутреннем и внешнем финансовых рынках; установление размеров операций на денежном и валютном рынках; определение и принятие списка инструментов денежно-кредитной политики и перечень залоговых активов по этим инструментам. [2]

Вводится лимит потребительского кредитования и по кредитной нагрузке для населения, рост условий по собственному капиталу банков второго уровня.

С целью преобразования банковской системы, повышения её ликвидности и платёжеспособности Национальным Банком РК для последних определены лимиты объёма обязательств по банковским операциям и собственного капитала. Если сегодня его максимальный нижний предел составляет 10 млрд тенге (а фактически у большинства банков он гораздо ниже), то к январю 2019 года он должен достигать 100 млрд тенге, то есть возрасти в 10 раз. [4]

Естественно, что такие жёсткие требования повлекут за собой снижение общего числа коммерческих банков РК. Так, если по итогам первого полугодия 2018 года в Казахстане функционировали 35 банков второго уровня (4 из них – дочерние банки России, а совокупная доля активов во всем секторе страны занимает свыше 10 %), то в настоящее время фактически их осталось 32. По мнению аналитиков банковского сектора, к 2020 году останется 15-20 крупных банков второго уровня. [3] В то же время некрупные банки будут вынуждены либо сливаться, либо привлекать бóльший объём инвестиций.

Ниже приведена информация о финансовом рейтинге банков Казахстана на основании неконсолидированной отчетности, представленной банками второго уровня в Национальный Банк Республики Казахстан.


Таблица 1 – Финансовый рейтинг банков Казахстана по состоянию на 01.09.2018 г. млрд тенге

Позиция

Банк

Активы

Собственный

капитал

Ссудный

портфель

Депозитный

портфель

1

Народный банк Казахстана

4647695


810

2632

3272

2

QazKom

3280

252

1413

2504

3

Цеснабанк

2069

187

1688

1513

4

Сбербанк

1679

144

1154

1262

5

Kaspi bank

1434

163

956

978

6

Fortebank

1405

181

555

1049

7

АТФБанк

1341

97

797

940

8

Банк ЦентрКредит

1337

113

903

943

9

Евразийский Банк

947

91

602

656

10

Жилстройсбербанк

793

793

474

549

11

Citibank

677

135

92

506

12

Bank RBK

520

110

214

178

13

Альфа Банк

415

55

199

246

14

Altyn Bank

413

35

123

338

15

Нурбанк

400

62

219

192

16

Банк Астаны

344

44

178

271

17

Qazaq Banki

344

48

229

180

18

Банк Хоум Кредит

234

49

199

101

19

Банк Китая в Казахстане

225

32

13

189

20

ТПБ Китая в

г. Алматы

166

20

51

140

21

AsiaCredit Bank

151

26

92

69

22

Банк ВТБ

(Казахстан)

147

17

88

67

23

Tengri Bank

125

22

90

62

24

Банк Kassa Nova

118

15

69

89

25

Эксимбанк

84

16

84

24

26

Capital Bank Kazakhstan

74

22

49

15

27

KZI Bank

62

25

38

27

28

Шинхан Банк

32

13

11

14

29

Al-Hilal

23

15

9

5

30

First Heartland Bank

18

13

0

131

31

Заман-Банк

15

12

13

0

32

Национальный Банк Пакистана

5

4

4

0

Источник: [5]


Таким образом, если рассматривать финансовые показатели банков второго уровня с позиций будущих требований к объёму собственного капитала, то очевидными аутсайдерами являются банки, занимающие рейтинговые позиции 14 и 16 – 32, то есть 18 БВУ (объём собственного капитала менее 50 млрд тенге). Достаточно низкие шансы достигнуть требуемого объёма собственного капитала и у банков с рейтинговыми позициями 13 (Альфа Банк) и 15 (Нурбанк), чей объём собственного капитала колеблется в пределах 50 – 65 млрд тенге. Безусловным лидером в этом плане является Народный Банк Казахстана, а его непосредственным конкурентом – Жилстройсбербанк. Возможность остаться на рынке банковских услуг существует у банков с рейтинговыми позициями 7 (АТФ Банк) и 9 (Евразийский банк).

Итак, активными участниками рынка банковских услуг на территории РК могут стать лишь 12 БВУ из 32- х, то есть менее одной трети всех банковских структур второго уровня.

Сегодня современные казахстанские банки реализуют стратегию формирования конкурентных преимуществ одного из трёх типов: 1) стратегия доминирования по издержкам; 2) стратегия расширения услуг; 3) стратегия фокусирования на определённой рыночной нише. Рынок находится в стадии роста. Конкуренция очень жёсткая и продолжает расти. Банковский рынок развивается как количественно, так и качественно: появляются новые игроки (в том числе из России и дальнего зарубежья – и с Запада - Нидерланды, Италия, и с Востока – Турция, Китай, Пакистан). Весьма агрессивна кредитная политика, что зачастую отрицательно сказывается на уровне ликвидности и доходности казахстанских банков. Идёт острая борьба за привлечение вкладов и депозитов как источников обеспечения ресурсной базы банков.

Факторы, определяющие развитие банковского сектора РК, приведены в таб. 2.

Таблица 2 - Факторы, определяющие развитие банковского сектора РК

Внешние факторы

Внутренние факторы

Укрепление банковского сектора.

Диверсификация сфер деятельности

коммерческих банков.

Конкуренция на местном, регио­нальном

и межрегиональном уров­нях.

Потребность в освоении новых рынков для сохранения по­зиций банков на региональном рынке. Поиск путей повыше­ния эффективности деятельности коммерческих банков.

Экспансия крупных банков в ре­гионы.

Понимание значимости управления взаимоотношениями с ключевыми клиентами банков.

Универсализация и специализа­ция

коммерческих банков.

Необходимость обеспечения качества и уровня требований клиентов банков, относящихся к разным группам, изучения потребностей клиентов в новых банковских услугах.

Развитие информационных техно­логий,

средств коммуникации.

Внедрение информационных технологий, автомати­зированных банковских систем, осуществляющих систематизацию, хранение, обработку информации.

Появление новых банковских

технологий, банковских продуктов,

финансовых инструментов.

Развитие ассортимента банковских услуг. Индивидуальный подход при обслуживании ключевых клиентов коммерческих банков.

Источник: составлено автором.

Конкуренция в банковском секторе под влиянием факторов субъективного и объективного характера приняла в большей степени форму «псевдоконкуренции». Например, большая часть доходов банков на банковском рынке РК формируется за счет инфляционной составляющей в виде спекулятивных операций на финансовом рынке. Принятый НБ РК курс на укрупнение банковских институтов обусловил резкое сокращение числа коммерческих банков в периферийных районах страны и привел, по существу, к монополизации рынка крупнейшими коммерческими банками. Усиление конкуренции на рынке банковских услуг за наиболее доходные сегменты, снижение процентной маржи, недостатки в финансовой деятельности предъявляют к коммерческим банкам высокие требования по выработке и уточнению стратегии развития, эффективной организации работы с клиентами. Вместе с тем в настоящее время часть коммерческих банков РК пользуется интуитивными методами работы с клиентами, в условиях конкуренции мало эффективными; в банках сохраняется традиционная функциональная организационная структура, ориентированная на предоставление различных видов банковских услуг, а не на потребности однородных групп потребителей; разработка продуктов не всегда отвечает потребностям клиентов; не все сотрудники банков достаточно подготовлены для индивидуальной работы с ключевыми клиентами, существует ряд проблем с отбором и переподготовкой персонала; практически не используются маркетинговые исследования для изучения потребности клиентов в услугах, повышения качества обслуживания; с большим трудом внедряется маркетинговое планирование для развития долгосрочных отношений с клиентами и создания новых услуг.

Следовательно, задача казахстанских банков второго уровня, в конечном итоге, одна - увеличить собственные конкурентоспособные преимущества. [5]



Литература:


1 Евразийскому Союзу нужно учитывать опыт ЕС [Электронный ресурс]. - https://finance.nur.kz/315579-nazarbaev-evrazijskomu-soyuzu-nuzhno-uchityvat-opyt-es.html

2 Официальный сайт Агентства по финансовому контролю и надзору за банковской деятельностью Республики Казахстан[Электронный ресурс] - https://afk.kz.

3 В Казахстане функционируют 35 банков 2-го уровня [Электронный ресурс]. - https://forum.banker.kz›…v-kazahstane…bankov-2-go-urovnja/

4 Официальный сайт Национального Банка Республики Казахстан [Электронный ресурс]. - https:// nationalbank.kz.

5 Финансовый рейтинг банков Казахстана [Электронный ресурс]. - https:// - prodengi.kz




13



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!