Финансовые рейтинги банков второго уровня РК и факторы, определяющие их развитие в условиях усиления конкуренции
Аннотация. Современные требования к банковским институтам РК связаны с усилением их конкурентоспособности и межбанковской конкуренции. Эти требования предполагают учёт системы внутренних и внешних факторов, влияющих на всю банковскую систему государства.
Ключевые слова: банковский сектор РК, банки второго уровня, финансовый рейтинг, конкуренция, конкурентоспособность.
Интеграционные процессы, протекающие в банковском секторе Республики Казахстан в настоящее время, направлены на внедрение в деятельность коммерческих банков программ институционального развития, систем модернизации и автоматизации, международных банковских стандартов. Все эти направления призваны содействовать становлению общенациональной клиринговой системы, получению права кредитования за счет кредитов Всемирного банка и других международных кредитных линий.
Потребность в расширении возможностей выхода казахстанских коммерческих банков на международную арену напрямую актуализирует проблему их конкурентоспособности. Так, например, интеграционный процесс в банковской сфере требует детального анализа банковских систем других стран. В этом плане показательным является высказывание Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева: «Нам нужно учитывать опыт других интеграционных объединений, и в первую очередь - опыт банковской системы Евросоюза». [1]
Казахстанская банковская система, как, впрочем, и банки других стран с ориентацией на рыночную экономику, постоянно испытывает на себе влияние мировых экономических и, в том числе, финансовых кризисов, а также сильнейшую конкуренцию со стороны иностранных банков, в связи с чем банковские структуры РК должны постоянно трансформироваться, изменяя свою структуру. Так, за последние годы произошло слияние таких весьма крупных банков, как АО «Казкоммерцбанк» и АО «БТА Банк», проведена консолидация АО «Альянс Банк», АО «Темiрбанк» и АО «ForteBank», что позволило увеличить их собственный капитал.
Ряду некрупных банков (например, «Банк Астаны» и др.), банков второго уровня весьма сложно удержаться на волне усиления конкуренции со стороны иностранных кредитных институтов, в частности российских, и возрастания жёстких требований к банковским стратегиям и менеджменту в целом.
Отсюда возникла потребность в формировании Комитета по денежному рынку с целью принятия своевременных решений в рамках стратегии, установленной Комитетом по денежно-кредитной политике. В частности, к полномочиям последнего относятся анализ ликвидности банковского сектора; исследование сформировавшегося состояния на внутреннем и внешнем финансовых рынках; установление размеров операций на денежном и валютном рынках; определение и принятие списка инструментов денежно-кредитной политики и перечень залоговых активов по этим инструментам. [2]
Вводится лимит потребительского кредитования и по кредитной нагрузке для населения, рост условий по собственному капиталу банков второго уровня.
С целью преобразования банковской системы, повышения её ликвидности и платёжеспособности Национальным Банком РК для последних определены лимиты объёма обязательств по банковским операциям и собственного капитала. Если сегодня его максимальный нижний предел составляет 10 млрд тенге (а фактически у большинства банков он гораздо ниже), то к январю 2019 года он должен достигать 100 млрд тенге, то есть возрасти в 10 раз. [4]
Естественно, что такие жёсткие требования повлекут за собой снижение общего числа коммерческих банков РК. Так, если по итогам первого полугодия 2018 года в Казахстане функционировали 35 банков второго уровня (4 из них – дочерние банки России, а совокупная доля активов во всем секторе страны занимает свыше 10 %), то в настоящее время фактически их осталось 32. По мнению аналитиков банковского сектора, к 2020 году останется 15-20 крупных банков второго уровня. [3] В то же время некрупные банки будут вынуждены либо сливаться, либо привлекать бóльший объём инвестиций.
Ниже приведена информация о финансовом рейтинге банков Казахстана на основании неконсолидированной отчетности, представленной банками второго уровня в Национальный Банк Республики Казахстан.
Таблица 1 – Финансовый рейтинг банков Казахстана по состоянию на 01.09.2018 г. млрд тенге
Позиция | Банк | Активы | Собственный капитал | Ссудный портфель | Депозитный портфель |
1 | Народный банк Казахстана | 4647695 | 810 | 2632 | 3272 |
2 | QazKom | 3280 | 252 | 1413 | 2504 |
3 | Цеснабанк | 2069 | 187 | 1688 | 1513 |
4 | Сбербанк | 1679 | 144 | 1154 | 1262 |
5 | Kaspi bank | 1434 | 163 | 956 | 978 |
6 | Fortebank | 1405 | 181 | 555 | 1049 |
7 | АТФБанк | 1341 | 97 | 797 | 940 |
8 | Банк ЦентрКредит | 1337 | 113 | 903 | 943 |
9 | Евразийский Банк | 947 | 91 | 602 | 656 |
10 | Жилстройсбербанк | 793 | 793 | 474 | 549 |
11 | Citibank | 677 | 135 | 92 | 506 |
12 | Bank RBK | 520 | 110 | 214 | 178 |
13 | Альфа Банк | 415 | 55 | 199 | 246 |
14 | Altyn Bank | 413 | 35 | 123 | 338 |
15 | Нурбанк | 400 | 62 | 219 | 192 |
16 | Банк Астаны | 344 | 44 | 178 | 271 |
17 | Qazaq Banki | 344 | 48 | 229 | 180 |
18 | Банк Хоум Кредит | 234 | 49 | 199 | 101 |
19 | Банк Китая в Казахстане | 225 | 32 | 13 | 189 |
20 | ТПБ Китая в г. Алматы | 166 | 20 | 51 | 140 |
21 | AsiaCredit Bank | 151 | 26 | 92 | 69 |
22 | Банк ВТБ (Казахстан) | 147 | 17 | 88 | 67 |
23 | Tengri Bank | 125 | 22 | 90 | 62 |
24 | Банк Kassa Nova | 118 | 15 | 69 | 89 |
25 | Эксимбанк | 84 | 16 | 84 | 24 |
26 | Capital Bank Kazakhstan | 74 | 22 | 49 | 15 |
27 | KZI Bank | 62 | 25 | 38 | 27 |
28 | Шинхан Банк | 32 | 13 | 11 | 14 |
29 | Al-Hilal | 23 | 15 | 9 | 5 |
30 | First Heartland Bank | 18 | 13 | 0 | 131 |
31 | Заман-Банк | 15 | 12 | 13 | 0 |
32 | Национальный Банк Пакистана | 5 | 4 | 4 | 0 |
Источник: [5]
Таким образом, если рассматривать финансовые показатели банков второго уровня с позиций будущих требований к объёму собственного капитала, то очевидными аутсайдерами являются банки, занимающие рейтинговые позиции 14 и 16 – 32, то есть 18 БВУ (объём собственного капитала менее 50 млрд тенге). Достаточно низкие шансы достигнуть требуемого объёма собственного капитала и у банков с рейтинговыми позициями 13 (Альфа Банк) и 15 (Нурбанк), чей объём собственного капитала колеблется в пределах 50 – 65 млрд тенге. Безусловным лидером в этом плане является Народный Банк Казахстана, а его непосредственным конкурентом – Жилстройсбербанк. Возможность остаться на рынке банковских услуг существует у банков с рейтинговыми позициями 7 (АТФ Банк) и 9 (Евразийский банк).
Итак, активными участниками рынка банковских услуг на территории РК могут стать лишь 12 БВУ из 32- х, то есть менее одной трети всех банковских структур второго уровня.
Сегодня современные казахстанские банки реализуют стратегию формирования конкурентных преимуществ одного из трёх типов: 1) стратегия доминирования по издержкам; 2) стратегия расширения услуг; 3) стратегия фокусирования на определённой рыночной нише. Рынок находится в стадии роста. Конкуренция очень жёсткая и продолжает расти. Банковский рынок развивается как количественно, так и качественно: появляются новые игроки (в том числе из России и дальнего зарубежья – и с Запада - Нидерланды, Италия, и с Востока – Турция, Китай, Пакистан). Весьма агрессивна кредитная политика, что зачастую отрицательно сказывается на уровне ликвидности и доходности казахстанских банков. Идёт острая борьба за привлечение вкладов и депозитов как источников обеспечения ресурсной базы банков.
Факторы, определяющие развитие банковского сектора РК, приведены в таб. 2.
Таблица 2 - Факторы, определяющие развитие банковского сектора РК
Внешние факторы | Внутренние факторы |
Укрепление банковского сектора. | Диверсификация сфер деятельности коммерческих банков. |
Конкуренция на местном, региональном и межрегиональном уровнях. | Потребность в освоении новых рынков для сохранения позиций банков на региональном рынке. Поиск путей повышения эффективности деятельности коммерческих банков. |
Экспансия крупных банков в регионы. | Понимание значимости управления взаимоотношениями с ключевыми клиентами банков. |
Универсализация и специализация коммерческих банков. | Необходимость обеспечения качества и уровня требований клиентов банков, относящихся к разным группам, изучения потребностей клиентов в новых банковских услугах. |
Развитие информационных технологий, средств коммуникации. | Внедрение информационных технологий, автоматизированных банковских систем, осуществляющих систематизацию, хранение, обработку информации. |
Появление новых банковских технологий, банковских продуктов, финансовых инструментов. | Развитие ассортимента банковских услуг. Индивидуальный подход при обслуживании ключевых клиентов коммерческих банков. |
Источник: составлено автором.
Конкуренция в банковском секторе под влиянием факторов субъективного и объективного характера приняла в большей степени форму «псевдоконкуренции». Например, большая часть доходов банков на банковском рынке РК формируется за счет инфляционной составляющей в виде спекулятивных операций на финансовом рынке. Принятый НБ РК курс на укрупнение банковских институтов обусловил резкое сокращение числа коммерческих банков в периферийных районах страны и привел, по существу, к монополизации рынка крупнейшими коммерческими банками. Усиление конкуренции на рынке банковских услуг за наиболее доходные сегменты, снижение процентной маржи, недостатки в финансовой деятельности предъявляют к коммерческим банкам высокие требования по выработке и уточнению стратегии развития, эффективной организации работы с клиентами. Вместе с тем в настоящее время часть коммерческих банков РК пользуется интуитивными методами работы с клиентами, в условиях конкуренции мало эффективными; в банках сохраняется традиционная функциональная организационная структура, ориентированная на предоставление различных видов банковских услуг, а не на потребности однородных групп потребителей; разработка продуктов не всегда отвечает потребностям клиентов; не все сотрудники банков достаточно подготовлены для индивидуальной работы с ключевыми клиентами, существует ряд проблем с отбором и переподготовкой персонала; практически не используются маркетинговые исследования для изучения потребности клиентов в услугах, повышения качества обслуживания; с большим трудом внедряется маркетинговое планирование для развития долгосрочных отношений с клиентами и создания новых услуг.
Следовательно, задача казахстанских банков второго уровня, в конечном итоге, одна - увеличить собственные конкурентоспособные преимущества. [5]
Литература:
1 Евразийскому Союзу нужно учитывать опыт ЕС [Электронный ресурс]. - https://finance.nur.kz/315579-nazarbaev-evrazijskomu-soyuzu-nuzhno-uchityvat-opyt-es.html
2 Официальный сайт Агентства по финансовому контролю и надзору за банковской деятельностью Республики Казахстан[Электронный ресурс] - https://afk.kz.
3 В Казахстане функционируют 35 банков 2-го уровня [Электронный ресурс]. - https://forum.banker.kz›…v-kazahstane…bankov-2-go-urovnja/
4 Официальный сайт Национального Банка Республики Казахстан [Электронный ресурс]. - https:// nationalbank.kz.
5 Финансовый рейтинг банков Казахстана [Электронный ресурс]. - https:// - prodengi.kz
13