ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 4 КЛАССА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ МИНИ-ИССЛЕДОВАНИЙ ОБ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИ В РОССИИ
Н. И. Хейкури студентка
Красноярского педагогического
колледжа №1 им. М. Горького ул. Урицкого
г. Красноярск, Российская Федерация
специальности:44.02.02 Преподавание в начальных классах.
Научный руководитель: Власова Елена Владимировна
Аннотация: В данной статье рассматриваются исследовательские умения младших школьников через цепочку взаимосвязанных категорий: «исследование», «умения», «исследовательская деятельность».
Ключевые слова: исследовательская деятельность, исследовательские умения, 4 класс.
Исследовательская деятельность — это образовательная технология, которая использует в качестве главного средства учебное исследование. Исследовательская деятельность по своей структуре соответствует научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью.
Главная цель исследовательского обучения — формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Формирование исследовательских умений через организацию мини-исследований способствуют развитию умения работать с информацией, выделять главное, осуществлять информационный поиск, собирать и выделять существенную информацию из различных источников.
Обучающиеся развивают исследовательские навыки через исследование темы «История письменности в России» в форме мастерской, где будут приобретать умения работать с информацией, выделять главное в тексте, осуществлять информационный поиск.
Именно исследовательский подход в обучении направлен на развитие таких универсальных способностей, как: самостоятельно ставить учебные цели, находить пути их решения, самообучаться, видеть, понимать и решать проблему.
Задачи исследовательской деятельности:
развивать у учащихся способность аналитически мыслить: классифицировать, сравнивать, обобщать собранный материал;
познакомить обучающихся с методами исследования, их применением в собственном исследовании;
обучить основам оформления своих проектов;
познакомить с основами применения информационных технологий в исследовательской деятельности;
формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию культуры речи.
Исследовательские умения, которые должны сформироваться в 4 классе:
умеют видеть проблему;
выдвигают гипотезы;
планируют ход исследования;
владеют планированием и постановкой эксперимента.
Уровень развития исследовательских умений у младших школьников так же определяется возможностью совершения учеником действий определенной сложности. У ученика, у которого исследовательские умения сформированы достаточно хорошо, не возникает следующих трудностей:
неумение выбирать объект исследования, адекватное решение;
недостаточное умение работать с гипотезами;
несформированность обще учебных умений и навыков (чтение, письмо и др.);
желание работать в группе и при этом неумение «слышать» другого, распределять деятельность между собой;
недостаточность деятельностного подхода и принятие учебной задачи как внешней;
В приобщении детей к исследовательской деятельности важен не результат, а сам процесс. Главное – заинтересовать ребенка, вовлечь в атмосферу деятельности, и тогда результат будет закономерен.
В заключение хочется процитировать слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и, хотя и криво, да сами».
Библиографический список
Проблема формирования исследовательских умений у детей младшего школьного возраста - С 21.
Алексеев Н.Г., Леонтович А.В., Обухов А.С. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников 2002. №1
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Учебная литература – Самара, 2007
2