СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на тему "ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 4 КЛАССА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ МИНИ-ИССЛЕДОВАНИЙ ОБ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИ В РОССИИ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему "ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 4 КЛАССА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ МИНИ-ИССЛЕДОВАНИЙ ОБ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИ В РОССИИ"»

ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 4 КЛАССА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ МИНИ-ИССЛЕДОВАНИЙ ОБ ИСТОРИИ ПИСЬМЕННОСТИ В РОССИИ

Н. И. Хейкури студентка

Красноярского педагогического

колледжа №1 им. М. Горького ул. Урицкого

г. Красноярск, Российская Федерация

специальности:44.02.02 Преподавание в начальных классах.

Научный руководитель: Власова Елена Владимировна



Аннотация: В данной статье рассматриваются исследовательские умения младших школьников через цепочку взаимосвязанных категорий: «исследование», «умения», «исследовательская деятельность».

Ключевые слова: исследовательская деятельность, исследовательские умения, 4 класс.


Исследовательская деятельность — это образовательная технология, которая использует в качестве главного средства учебное исследование. Исследовательская деятельность по своей структуре соответствует научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью.

Главная цель исследовательского обучения — формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Формирование исследовательских умений через организацию мини-исследований способствуют развитию умения работать с информацией, выделять главное, осуществлять информационный поиск, собирать и выделять существенную информацию из различных источников.

Обучающиеся развивают исследовательские навыки через исследование темы «История письменности в России» в форме мастерской, где будут приобретать умения работать с информацией, выделять главное в тексте, осуществлять информационный поиск.

Именно исследовательский подход в обучении направлен на развитие таких универсальных способностей, как: самостоятельно ставить учебные цели, находить пути их решения, самообучаться, видеть, понимать и решать проблему.

Задачи исследовательской деятельности:

  • развивать у учащихся способность аналитически мыслить: классифицировать, сравнивать, обобщать собранный материал;

  • познакомить обучающихся с методами исследования, их применением в собственном исследовании;

  • обучить основам оформления своих проектов;

  • познакомить с основами применения информационных технологий в исследовательской деятельности;

  • формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию культуры речи.

Исследовательские умения, которые должны сформироваться в 4 классе:

  • умеют видеть проблему;

  • выдвигают гипотезы;

  • планируют ход исследования;

  • владеют планированием и постановкой эксперимента.

Уровень развития исследовательских умений у младших школьников так же определяется возможностью совершения учеником действий определенной сложности. У ученика, у которого исследовательские умения сформированы достаточно хорошо, не возникает следующих трудностей:

    1. неумение выбирать объект исследования, адекватное решение;

    2. недостаточное умение работать с гипотезами;

    3. несформированность обще учебных умений и навыков (чтение, письмо и др.);

    4. желание работать в группе и при этом неумение «слышать» другого, распределять деятельность между собой;

    5. недостаточность деятельностного подхода и принятие учебной задачи как внешней;

В приобщении детей к исследовательской деятельности важен не результат, а сам процесс. Главное – заинтересовать ребенка, вовлечь в атмосферу деятельности, и тогда результат будет закономерен.

В заключение хочется процитировать слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и, хотя и криво, да сами».



Библиографический список

  1. Проблема формирования исследовательских умений у детей младшего школьного возраста - С 21.

  2. Алексеев Н.Г., Леонтович А.В., Обухов А.С. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников 2002. №1

  3. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Учебная литература – Самара, 2007

2