СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на тему: "Формирование навыков смыслового чтения в начальной школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему: "Формирование навыков смыслового чтения в начальной школе"»

«Формирование смыслового чтения у обучающихся начальной школы: виды, характеристика видов (просмотровое, ознакомительное, исследовательское и функциональное чтение)»

 

 Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека.

     Зная и понимая это, учитель должен создавать благоприятные условия для овладения школьниками приёмами понимания текстов разных стилей и жанров, приёмами совершенствования техники чтения, умело использовать на уроке различные типы и виды чтения. В том числе и смысловое чтение.

Смысловое чтение в начальной школе.

Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения.

Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.

       Когда ребенок действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.

В процессе обучения смысловому чтению у младших школьников формируются умения:

  • понимать текст;

  • анализировать;

  • сравнивать;

  • видоизменять;

  • генерировать (создавать тексты под свои цели и задачи).

Виды смыслового чтения.

Выделяют следующие виды чтения:

  • просмотровое;

  • ознакомительное;

  • изучающее (исследовательское);

  • функциональное (поисковое)

  • рефлексивное.

Просмотровое чтение — вид смыслового чтения, при котором происходит поиск конкретной информации или факта.

Ознакомительное чтение — вид, с помощью которого в тексте определяется главный смысл, ключевая информация. Ознакомительное чтение, направленно на извлечение ключевой информации или выделение главного содержания текста;

Изучающее чтение — вид смыслового чтения, при котором, в зависимости от цели, происходит поиск полной и точной информации и дальнейшая ее интерпретация. Из всего написанного выделяется главное, а второстепенное опускается. Такое   чтение требует от читателя умений сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по теме; выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей; сопоставлять иллюстративный материал с текстовой информацией; переносить информацию текста в виде кратких записей; различать темы и подтемы научного текста; ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

Рефлексивное чтение — самое вдумчивое чтение. Во время такого процесса читающий предвосхищает будущие события, прочитав заголовок или по ходу чтения. Вдумчивое (медленное, рефлек­сивное, художественное) чтение как наиболее востребованный вид чтения заключается в овладении также целым комплексом умений: предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; понимать основную мысль текста, прогнозировать содержание по ходу чтения; анализировать изменения своего эмоционального состояние в процессе чтения и др.

Функциональное чтение -- это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определённого задания. В нём применяются приёмы сканирования и аналитического чтения.

Формирование функционального чтения

ФГОС  предполагает на уровне начальной школы формировать навыки функционального чтения, т.е. это чтения с целью получения информации и ее оценки. Владение навыком функционального чтения - опора для развития когнитивного и творческого мышления.

            При чтении ученик должен решить для себя проблему выбора информации. Он читает текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, например, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации, ищет ответы на поставленные вопросы. Таким образом, развивается когнитивное (познавательное) мышление.

Приемы активной работы с текстом, через которые можно формировать навык функционального чтения:

1) Прием «Чтение с остановками» используется, чтобы заинтересовать ребенка, привлечь его к осмыслению текста. Задача читателя выявить связь отдельных элементов анализируемого текста и сложить единый художественный образ.

2) Прием «Тонкие и толстые вопросы» может быть использован на любой из трех фаз урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении - демонстрация понимания пройденного.

Таблица " толстых " и " тонких " вопросов

 



Толстые ?

Тонкие ?

 

Дайте 3 объяснения, почему...? Объясните, почему...? Почему Вы думаете ...? Почему Вы считаете ...? В чем различие ...? Предположите, что будет, если... ? Что, если ... ?

Кто ? Что ? Когда ? Может ..? Будет ...? Мог ли ... ? Как звать ...? Было ли ...? Согласны ли Вы ...? Верно ли ...?

 

 

 

 




3) Одним из активных методов чтения является прием маркировки текста с использованием значков "v", "+", "-", "?"

4) К активным методам чтения относятся также выбор ключевых (опорных) слов, составление плана, постановка вопросов к прочитанному.

5) Прием «Кластеры» удобно использовать для понимания научно-познавательного текста. При чтении выделяются смысловые единицы текста и графически оформляются в определенном порядке в виде грозди. Грозди - графический прием в систематизации материала. Рисуется графическая модель «солнечной системы»: звезда, планеты и их спутники. В центре звезда - это наша тема, вокруг нее планеты - крупные смысловые единицы, соединяем их прямой линией со звездой, у каждой планеты свои спутники, у спутников свои.

       Технология смыслового (продуктивного) чтения включает в себя три этапа работы с текстом:

I этап. Работа с текстом до чтения

1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).

         Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

2. Постановка  целей  урока (учитывается общая готовность учащихся к работе).  

 II этап. Работа с текстом во время чтения

1. Первичное чтение текста. 

Самостоятельное чтение в классе или чтение - слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

2. Перечитывание текста.

Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов).

3.Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов, предложений, абзацев, смысловых частей и прочее).  Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

4. Беседа по содержанию текста.

Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.

5. Выразительное чтение.    

III этап. Работа с текстом после чтения

1.Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.

Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

2.Знакомство с писателем.

Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

3.Работа с заглавием, иллюстрациями.

Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.

4.Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

  Виды стратегий смыслового чтения

         «Стратегии смыслового чтения» - различные комбинации приемов, которые используют учащиеся для восприятия графически оформленной текстовой информации, а также ее переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей.

         Стратегия смыслового чтения обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения.

         Виды стратегий смыслового чтения:

Направленное чтение.

Цель: сформировать умение целенаправленно читать учебный текст. Задавать проблемные вопросы, вести обсуждения в группе.

Читаем и спрашиваем.

Цель: сформировать умение самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать вопросы, работать в парах.

Чтение с пометками.

Цель: сформировать умение читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли автора своими словами. Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию по следующему алгоритму:

Синквейн.

Цель: развить умение учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания, проявлять творческие способности.

Метод реконструкции текста

Цель: определять уровень развития чтения (тест Ясюковой). Обучающимся для самостоятельного прочтения предлагается связный текст, в котором пропущены 10 слов, отсутствие которых, тем не менее, позволяет понять общий смысл текста.

Заключение

   Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет ребёнку находить и выделять из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир.

 

Список литературы

  1. Антипина Е.А. //Смысловое чтение как основа формирования

универсальных учебных действий. -Педсовет. -2015

  1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. «Концепция универсальных учебных действий»

  1. Граник Г. Г. Как учить работать с книгой – М. 2007

  2. Ивченко Н.Н. Технология смыслового чтения. - 2009

  3. Коновалова В.М. Функциональное чтение. - Калининград. -2012 

  1. Кудряшова М.Г. Приемы изучающего чтения в работе с детьми. Журнал "Начальная школа»

Источники

http://psyjournals.ru/sgu_socialpsy/issue/30334_full.shtml

http://www.6hm.eduhmao.ru/info/1/3757/23562/

http://rus.1september.ru/article.php?ID=200702305


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!