СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на тему: Формирование познавательных универсальных учебных действий обучающихся с задержкой психического развития с помощью мнемотехники

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование познавательных универсальных учебных действий обучающихся

с задержкой психического развития с помощью мнемотехники

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему: Формирование познавательных универсальных учебных действий обучающихся с задержкой психического развития с помощью мнемотехники»

Формирование познавательных универсальных учебных действий средствами мнемотехники у младшего школьника

с задержкой психического развития

К.Е. Гайсина,

ГБПУ СО «Каменск-Уральский педагогический колледж» г. Каменск-Уральский [email protected]

Цель: формирование умения учиться у младших школьников с задержкой психического развития, через овладение универсальными учебными действиями.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) определяет цели современного российского образования, как развитие личности обучающихся на основе усвоения универсальный учебных действий. Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к обучающемуся, становится развитие его способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Обучающийся сам должен стать "архитектором и строителем" образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД). [2]

По данным исследований, в России до 30% детей младшего школьного возраста имеют проблемы в обучении и не справляются с требованиями школьной программы. Наиболее многочисленной является категория обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР). Это дети с нарушением нормального развития психики, которое характеризуется отставанием в развитии отдельных психических функций; они испытывают значительные трудности в учебе из-за повышенной утомляемости, неустойчивого внимания, плохой памяти, недостаточного уровня развития мышления и речи. [20]

В 2014 году введен федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для обучающихся с ОВЗ (ФГОС НОО ОВЗ), который устанавливает требования к личностным, метапредметным и предметным результатам. [1]

Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), которые составляют основу умения учиться, обеспечивают овладение межпредметными знаниями, приобретение опыта познания и осуществление разных видов деятельности. [3]

Особенность познавательной сферы обучающихся с ЗПР является причиной трудностей в формировании познавательных учебных действий. Трудность в развитии высших психических функций. У младших школьников с задержкой психического развития наблюдается отставание в развитии всех форм мышления, это отставание обнаруживается в наибольшей степени во время решения задач, предполагающих использование словесно-логического мышления. Менее всего у них отстает в развитии наглядно-действенное мышление. Младшие школьники с задержкой психического развития, обучающиеся в специальных школах или специальных классах, к IV классу начинают решать задачи наглядно-действенного характера на уровне их нормально развивающихся сверстников. Что касается заданий, связанных с использованием словесно-логического мышления, то они решаются детьми рассматриваемой группы на гораздо более низком уровне. Такое значительное отставание в развитии мыслительных процессов убедительно говорит о необходимости проводить специальную педагогическую работу с целью формирования у младших школьников с задержкой психического развития интеллектуальных операций, развития навыков умственной деятельности и стимуляции интеллектуальной активности. [13]

У младших школьников в задержкой психического развития нарушены такие свойства восприятия, как предметность и структурность. Проявляется это в том, что дети затрудняются в узнавании предметов, находящихся в непривычном ракурсе. Кроме того, они испытывают затруднения при необходимости узнать предметы на контурных или схематических изображениях, особенно если они перечеркнуты или перекрывают друг друга. Дети не всегда узнают и часто смешивают сходные по начертанию буквы или их отдельные элементы, часто ошибочно воспринимают сочетания букв и т.д. Польский психолог X.Спионек отмечает, что отставание в развитии зрительного восприятия является одной из причин трудностей в обучении, испытываемой данной категорией детей. [11] С. К. Сиволапова отмечает, что страдает и целостность восприятия. Имеются данные, указывающие на то, что дети с задержкой психического развития испытывают трудности при необходимости вычленить отдельные элементы из объекта, который воспринимается как единое целое. Эти дети затрудняются в достраивании целостного образа по какой-либо его части. Целостный образ из отдельных элементов формируется замедленно. Эти недостатки восприятия обычно и приводят к тому, что младший школьник не замечает чего-то в окружающем его мире, «не видит» многого из того, что показывает учитель, демонстрируя наглядные пособия, картины. [17] А. Н. Цымбалюк отмечает, что у детей нарушены не только отдельные свойства восприятия, но и восприятие как деятельность, включающая и мотивационно-целевой компонент, и операциональный, на уровне действий идентификации, приравнивания к эталону, перцептивного моделирования. Детям с ЗПР свойственна общая пассивность восприятия , что проявляется в попытках подменить более сложную задачу более легкой, в желании побыстрее «отделаться». Данная особенность обусловливает наличие у детей крайне низкого уровня анализирующего наблюдения, проявляющегося в:

  • ограниченном объеме анализа;

  • преобладании анализа над синтезом;

  • смешении существенных и несущественных признаков;

  • преимущественной фиксации внимания на видимых различиях объектов;

  • редком использовании обобщенных терминов, понятий.

Непроизвольная память. Наиболее онтогенетически ранняя форма запечатления поступающей информации — непроизвольная память. У младших школьников с задержкой психического развития отмечаются определенные недостатки в развитии данной формы памяти. Т.В.Егорова отмечает, что ввиду сниженной познавательной активности страдает непроизвольное запечатление информации.

Согласно Н.Г. Поддубной она устанавливает, что на продуктивность непроизвольного запоминания детей влияет характер материала и выполняемой с ним деятельности. Так, наглядно предъявляемый материал запоминается лучше, чем вербальный, при этом возможность манипулировать им создает более благоприятные условия для запоминания.

Произвольная память. По продуктивности произвольного запоминания младшие школьники с задержкой психического развития занимают промежуточное положение (как, впрочем, и по всем показателям психического развития), между нормально развивающимися сверстниками и умственно отсталыми. При этом расхождение между уровнем невербальной памяти и вербальной у данной категории детей значительно выше, чем у нормально развивающихся детей. Произвольное запоминание предполагает сознательные усилия по поиску «узелков на память», т.е. специальных способов запоминания предъявляемой информации. Младшие школьники с задержкой психического развития свойственно отсутствие активного поиска рациональных приемов запоминания и воспроизведения. Без помощи взрослых им трудно удерживаться в рамках требуемой задачи, следовать инструкции. [9]

Изучение речи младших школьников с задержкой психического развития обнаруживает:

  • недостаточность их словаря (особенно активного); неотдифференцированность грамматических понятий;

  • примитивность грамматических конструкций, слабую ориентацию в звуковом и слоговом составе слов;

  • по уровню речевого развития эти дети соответствуют нормально развитым детям более младшего возраста. Например, изучая особенности младших школьников с задержкой психического развития в овладении грамматическим строем речи, Р.Д.Тригер отмечала сложности в усвоении ими грамматической категории рода;

  • при экспериментальных исследованиях Г.Н. Рахмаковой наблюдались нарушения согласования в падеже («Воздушные гимнасты выступали под купол цирка»);

  • согласования определения с определяемым словом («Первое сентября дети идет в школу с цветами»);

  • нарушения порядка в предложениях, сказуемого с подлежащим;

  • неумение синтаксически правильно оформить предложение (например, отсутствие точки в конце предложения и заглавной буквы в его начале).

Как организовать деятельность младших школьников с задержкой психического развитии в формировании познавательных УУД?

А. Г. Асмолов сгруппировал познавательные универсальные учебные действия на компоненты общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем. [6]

Общеучебные универсальные действия:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

  • структурирование знаний;

  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

  • смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

  • моделирование;

  • преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

  • анализ;

  • синтез;

  • сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;

  • подведение под понятие, выведение следствий;

  • установление причинно-следственных связей;

  • построение логической цепи рассуждений;

  • доказательство;

  • выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

  • формулирование проблемы;

  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Возникает потребность в разработке новых приемов в обучении познавательных УУД младших школьников с задержкой психического развития. Приёмов по формированию познавательных УУД много, и одним из приёмов является мнемотехника.

МНЕМОТЕХНИКА – это система внутреннего письма, позволяющая последовательно записывать в мозг информацию, преобразованную в комбинации зрительных образов. Система запоминания «Джордано»
Техника – это совокупность технических устройств, предназначенных для использования в деятельности человека, общества. Козаренко В.
Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации. Пер­вый сох­ра­нив­ший­ся труд по мне­мони­ке при­писы­ва­ют Ци­церо­ну. Мне­мотех­ни­ку изу­чал, раз­ра­баты­вал и пре­пода­вал Джор­да­но Бру­но: ею ин­те­ресо­вал­ся Арис­то­тель и обу­чал это­му ис­кусс­тву сво­его уче­ника Алек­сан­дра Ма­кедон­ско­го. Фе­номе­наль­ной па­мятью, ос­но­ван­ной на мне­мотех­ни­ке, об­ла­дали Юлий Це­зарь и На­поле­он Бо­напарт.[15]

Виды мнемонической информации:

  • образная;

  • речевая(текстовая);

  • точная.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

  • моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

Данное умение используют на всех уроках начальной школы. Например, приём мыслительных картин, на уроке Литературное чтение при составлении рассказа по картинкам, совместно с учителем обучающиеся придумывают сюжет, зарисовывают его в знаково-символических объектах, после чего дети опираясь на эти объекты, без труда составляют полный рассказ. (Рисунок 9)

Рисунок 9

Общеучебные универсальные действия:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

Данное умение можно использовать в начале урока, когда обучающиеся ставят цель урока. Например, Русский язык в 1 классе. Для того чтобы обучающимся продолжать изучение букв, им нужно вспомнить какую букву они изучали ранее, какую букву им предстоит изучить и что им понадобиться для изучения буквы. ( Рисунок 1)

Знания
Умения
Навыки

Буква Е

Буква Г

Русский язык





Рисунок 1

  • поиск и выделение необходимой информации;

  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Данные умения можно использовать на любом этапе урока. Например, урок математики этап самостоятельной работы. Обучающимся необходимо из предложенных чисел записать только те числа, в которых два десятка. ( Рисунок 2)

28

62

40





25

30

20





Рисунок 2

  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

Это умение можно использовать на любом уроке начального общего образования. Например, метод свободных ассоциаций. На уроке математика, когда дети знакомятся и изучают нумерацию цифр. (Рисунок 3)

Рисунок 3

Так например, на уроке Окружающий мир, когда нужно обобщить или повторить материал. «В лесу разнообразные виды деревьев, чистый воздух и в лесу обязательно живут животные, это их дом». (Рисунок 4)

Рисунок 4



Таким образом, задержка психического развития проявляется в замедленном темпе созревания эмоционально-волевой сферы и в интеллектуальной недостаточности. Значительно страдает познавательная сфера, отставание и своеобразие обнаруживается в мыслительной деятельности. У всех младших школьников с задержкой психического развития наблюдаются недостатки памяти, причем это касается всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного. Отставание в мыслительной деятельности и особенности памяти наиболее ярко проявляются в процессе решения задач, связанных такими компонентами мыслительной деятельности, как анализ, синтез, обобщение и абстрагирование.

Для формирования познавательных УУД у младших школьников с задержкой психического развития, необходимо включение в педагогическую деятельность нестандартных ситуаций, использование новых педагогических приемов, построение урока в технологии деятельностного подхода обучения.

Для этого служат приемы мнемотехники - системы методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, вследствие того, что обучение носит непроизвольный характер: дети лучше запоминают факты предметы, явления, события близкие их жизненному опыту.

Овладев этими качествами, младшие школьники с задержкой психического развития способными понимать и оценивать информацию, принимать решения, контролировать свою деятельность в соответствии с поставленными целями, а это именно те качества, которые необходимы человеку в современных условиях.


Литература:

  1. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья").

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598.

  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, переработанное М., «Просвещение», 2016г.

  4. Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.] ; под ред. А. Г. Асмолова. — М. : Просвещение, 2010. — 159 с.

  5. Выготский Л.С. Мышление и речь. Воображение и творчество в детском возрасте. Сознание и психика / Выготский Л.С. - М.: АСТ / Астрель, 2008. - 654 с.

  6. Деревянкина Н. А. Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития. ГОУ ВПО "Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского", 2003

  7. Котлярова Т.С. Универсальные учебные действия и общеучебные умения и навыки – сходство и различия // Проблемы и перспективы развития образования в России . 2013. №21 С.58-62.

  8. Пидкасистый П. и др. Педагогика / под ред. П.И. Пидкасистого. М., 2014. 624 с.

  9. Соколова Е.В. Систематика задержки психического развития у детей // Логопед: науч.-метод. журнал. 2008. № 1. С. 180-187.