Одним из основных признаков современного общества является стремительное развитие компьютерных информационных технологий и систем телекоммуникаций. В частности, Интернет стал новым слоем повседневной реальности и сферой жизнедеятельности огромного числа людей, что не может не привести к интеграции его в учебный процесс в целом и в процесс обучения иностранным языкам в частности. Настоящая статья посвящен методике применения материалов Интернета в обучении иностранного языка в школе (на примере немецкого языка).
Вопрос интеграции Интернета в образование и, в частности, применение его в обучении иностранным языкам (ИЯ) в настоящее время достаточно актуален. Он касается как создания технологий дистанционного обучения, так и разработок по использованию ресурсов Интернета (электронная почта E-mail, телеконференции, информационные интернет-порталы и т.д.) в преподавании.
Только с помощью сети Интернет можно создать подлинную языковую среду (в условиях изучения иностранных языков вне языковой его среды) и решить задачу формирования потребности в изучении иностранного языка на основе интенсивного общения с носителями языка, работы с аутентичной литературой самых разных жанров, аудирования оригинальных текстов в исполнении носителей языка.
• Обучающие сайты и уже разработанные уроки по той или иной тематике. Часто подобные обучающие сайты снабжены также ссылками на другие сайты похожей тематики (www.deutsch-als-fremdsprache.de; www.franklang.ru и др.).
• Использование on-line словарей (www. multitran.ru).
• Использование информационных Интернет-порталов, которые предлагают практически неограниченные возможности для под- готовки докладов, рефератов, презентаций и т.д. (www.deutschland.de; www.dasan.de;
www.dradio.de; www.dw-world.de; www.dachl.de; www.spiegel.de; www.aktuell.ru).
• Электронная почта, чаты, on-line конференции и круглые столы.
• Подготовка к экзаменам по иностранному языку (www.goethe.de).
• Поиск и выбор места прохождения практики по специальности в стране изу-чаемого языка для студентов, аспирантов и молодых специалистов (www.daad.de; www.kulturundsprache.at; www.kmk.org).
• Курсы дистанционного обучения.
Так же в этой статье я прилагаю более расширенный список Интернет-ресурсов, который можно использовать педагогу в процессе обучения немецкого языка. (Смотрите приложение)
К использованию Интернета в процессе обучения предъявляется ряд требований.
Непосредственное обучение иностранному языку с использованием Интернета призвано обеспечить соблюдение следующих принципов организации процесса обучения: самостоятельная практика каждого обучаемого, руководство педагога посредством интерактивности, эффективная обратная связь, разнообразие видов самостоятельной деятельности.
Использование Интернета на уроках ИЯ имеет ряд преимуществ по сравнению с использованием традиционных печатных изданий. К их числу относятся скорость, коммуникативность, актуальность, практическая направленность полученных знаний, практически неограниченный объем материала, интерактивность, современность содержания и подачи материала, наличие целого спектра различных мнений и точек зрения по той или иной тематике, самостоятельность в работе студентов, наглядность, наличие лингвистического и межкультурного компонента, лингвострановедческий аспект, повышение мотивации обучающихся, а также стимул для дальнейшего изучения ИЯ и др. Кроме то- го, нельзя не отметить возможность технически более быстрой корректировки текстов и заданий в интернете, чем при использовании традиционных учебных пособий.
Однако в использовании Интернета существует и ряд недостатков. Во-первых, информация, поданная в Интернете, к сожалению, не всегда является объективной и достоверной. Во-вторых, в нашей стране все еще наблюдается слабая техническая оснащенность отдельных регионов, что приводит к тому, что Интернет не всегда доступен для учащихся. В- третьих, активное использование Интернета на занятиях по ИЯ предполагает наличие определенных знаний в данной области и определенной практической подготовки у самих преподавателей, что не всегда соответствует действительности. Поэтому использование Интернета, на наш взгляд, не должно полностью подменять собой применение традиционных форм обучения, оно скорее будет являться вспомогательной формой обучения, интегрированной в учебный процесс.
В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что с использованием Интернета обучение становится менее ориентированным на преподавателя, порой единственного источника информации наряду с учебником, а обучающийся становится более самостоятельным и ответственным в получении знаний. Здесь учитель – скорее помощник или наставник обучающегося, умело направляющий его к формированию навыков самообразования и приобретения знаний по специальности.
Класс | Название урока | Ссылка на учебные материалы |
5 | Члены семьи | https://learngerman.dw.com/de/meine-familie/l-40486132 |
5 | Члены семьи | https://learngerman.dw.com/de/meine-eltern/l-40490319 |
5 | Члены семьи | https://learngerman.dw.com/de/meine-tante/l-40488293 |
5 | Члены семьи | https://learngerman.dw.com/de/mein-bruder/l-40490146 |
5 | Помощь по дому | https://learngerman.dw.com/de/was-ist-das/l-40393598 |
5 | Внешность (одежда) и возраст | https://learngerman.dw.com/de/das-ist-jetzt-modern/l-40483077 |
5 | Внешность (одежда) и возраст | https://learngerman.dw.com/de/mein-lieblingspulli/l-40484228 |
5 | Совместный досуг | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7620/main/243504/ |
5 | Совместный досуг | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7619/main/243411/ |
5 | Хобби и интересы | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7608/main/243566/ |
5 | Хобби и интересы | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7605/main/243876/ |
5 | Распорядок дня | https://learngerman.dw.com/de/emmas-tag/l-40403195 |
5 | Распорядок дня | https://learngerman.dw.com/de/tageszeiten/l-40406333 |
5 | Еда | https://learngerman.dw.com/de/lebensmittel/l-40465283 |
5 | Еда | https://learngerman.dw.com/de/ich-mag-nicht/l-40465223 |
5 | Еда | https://learngerman.dw.com/de/mengen-und-preise/l-40468738 |
5 | Еда | https://learngerman.dw.com/de/was-darf-es-sein/l-40478489 |
5 | Еда | https://learngerman.dw.com/de/sonst-noch-etwas/l-40471813 |
5 | Еда | https://learngerman.dw.com/de/wie-viel-mehl/l-40473628 |
5 | Школа | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7593/start/244213/ |
5 | Школа | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7592/main/243473/ |
5 | Школа | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7591/start/243655/ |
5 | Школа | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7592/start/243469/ |
5 | Мой дом | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7614/main/243287/ |
5 | Мой дом | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7613/main/243721/ |
5 | Мой дом | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7616/main/243690/ |
5 | Мой дом | https://learngerman.dw.com/de/so-wohne-ich/l-40400819 |
5 | Мой дом | https://learngerman.dw.com/de/meine-wohnung/l-40401371 |
5 | Мой дом | https://learngerman.dw.com/de/sofa-sessel-und-tisch/l-40402205 |
5 | Мой дом | https://learngerman.dw.com/de/unser-haus/l-40471950 |
5 | Домашние животные | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7604/main/244248/ |
5 | Домашние животные | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7602/main/243783/ |
5 | Погода | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7600/main/243597/ |
5 | Погода | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7603/main/244031/ |
6 | Школьное здание | https://resh.edu.ru/subject/lesson/6814/main/242450/ |
6 | Класс | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3559/main/118638/ |
6 | Начало учебного года | https://www.dw.com/de/folge-1-schule/l-18722328 |
6 | Виды спорта | https://learngerman.dw.com/de/von-kopf-bis-fu%C3%9F/l-40513499 |
6 | Спортивные тренировки | https://learngerman.dw.com/de/bist-du-fit/l-40491489 |
6 | Фитнес | https://learngerman.dw.com/de/fitness/l-40493924 |
6 | Здоровое питание | https://learngerman.dw.com/de/ist-das-gesund/l-40502885 |
6 | Говорить о заболеваниях | https://learngerman.dw.com/de/geht-es-dir-gut/l-40504512 |
6 | У врача | https://learngerman.dw.com/de/beim-arzt/l-40505561 |
6 | У врача | https://learngerman.dw.com/de/gute-besserung/l-40505894 |
6 | У врача | https://learngerman.dw.com/de/nehmen-sie/l-40507920 |
6 | Чтение книг | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3548/main/209314/ |
6 | В городе, дорога, виды транспорта | https://learngerman.dw.com/de/wo-ist-der-bahnhof/l-40459806 |
6 | В городе, дорога, виды транспорта | https://learngerman.dw.com/de/an-der-ampel-links/l-40461211 |
6 | В городе, дорога, виды транспорта | https://learngerman.dw.com/de/mit-bus-und-bahn/l-40461864 |
6 | В городе, дорога, виды транспорта | https://learngerman.dw.com/de/mit-bus-und-bahn/l-40461864 |
6 | Страны изучаемого языка | https://learngerman.dw.com/de/meine-heimat/l-40509481 |
6 | Страны изучаемого языка. Жизнь в Германии | https://learngerman.dw.com/de/leben-in-deutschland/l-40508882 |
6 | Страны изучаемого языка. Не так, как дома | https://learngerman.dw.com/de/anders-als-zu-hause/l-40510161 |
6 | Страны изучаемого языка. Желания и надежды | https://learngerman.dw.com/de/anders-als-zu-hause/l-40510161 |
6 | Погода и каникулы | https://learngerman.dw.com/de/wie-war-dein-urlaub/l-40481449 |
6 | Времена года | https://learngerman.dw.com/de/jahreszeiten/l-40481365 |
6 | Прогулка на свежем воздухе | https://learngerman.dw.com/de/der-ausflug/l-40481556 |
6 | Прогноз погоды | https://learngerman.dw.com/de/wie-wird-das-wetter/l-40481722 |
6 | Профессия | https://learngerman.dw.com/de/ich-bin-lehrerin/l-40448376 |
6 | Моя профессия | https://learngerman.dw.com/de/mein-beruf/l-40449209 |
6 | На работе | https://learngerman.dw.com/de/wo-ist-der-aufzug/l-40458805 |
6 | Будущая профессия | https://learngerman.dw.com/de/traumberufe/l-40459538 |
6 | Общение, контакты | https://learngerman.dw.com/de/was-machst-du-hier/l-40378734 |
6 | Общение, контакты | https://learngerman.dw.com/de/eine-pizza-bitte/l-40378860 |
6 | Общение, контакты | https://learngerman.dw.com/de/zahlen-bitte/l-40378735 |
6 | Языки и страны | https://learngerman.dw.com/de/andere-l%C3%A4nder/l-40392667 |
6 | Встречи | https://learngerman.dw.com/de/wann-spielen-wir/l-40446324 |
6 | Встречи | https://learngerman.dw.com/de/zu-sp%C3%A4t/l-40445447 |
7 | Взаимоотношения в семье | https://learngerman.dw.com/de/familiengeschichten/l-40558004 |
7 | Описание человека | https://learngerman.dw.com/de/personen-beschreiben/l-40558163 |
7 | Семейные традиции и праздники | https://learngerman.dw.com/de/personen-beschreiben/l-40558163 |
7 | Дом престарелых | https://learngerman.dw.com/de/alten-und-pflegeheim/l-40560280 |
7 | Совместное проживание | https://learngerman.dw.com/de/wohngemeinschaft/l-40560010 |
7 | Соседи | https://learngerman.dw.com/de/nachbarschaft/l-40560093 |
7 | Дети | https://learngerman.dw.com/de/kinder/l-40563903 |
7 | Мобильность, в отеле | https://learngerman.dw.com/de/im-hotel/l-40562478 |
7 | Автомат по продаже проездных билетов | https://learngerman.dw.com/de/der-ticketautomat/l-40564157 |
7 | Свободное время | https://learngerman.dw.com/de/alltag-und-freizeit/l-40565833 |
7 | Планирование отдыха | https://learngerman.dw.com/de/freizeitstress/l-40584866 |
7 | Стресс | https://learngerman.dw.com/de/das-h%C3%B6rt-sich-gut-an/l-40573997 |
7 | Дискуссия | https://learngerman.dw.com/de/das-meinen-sie-nicht-ernst/l-40574313 |
7 | Интересы и предпочтения | https://learngerman.dw.com/de/das-macht-mir-spa%C3%9F/l-40574797 |
7 | Характер | https://learngerman.dw.com/de/das-macht-mir-spa%C3%9F/l-40574797 |
7 | Интернет | https://learngerman.dw.com/de/das-internet/l-40616871 |
7 | Жизнь в цифре | https://learngerman.dw.com/de/immer-und-%C3%BCberall/l-40576391 |
7 | Общение по мобильному телефону | https://learngerman.dw.com/de/mit-freundlichen-gr%C3%BC%C3%9Fen/l-40575149 |
7 | Жалобы | https://learngerman.dw.com/de/reklamation/l-40615267 |
7 | Межличностные взаимоотношения | https://learngerman.dw.com/de/bei-uns-oder-bei-euch/l-40620848 |
7 | Страны и национальности | https://learngerman.dw.com/de/feste-und-feiertage/l-40586910 |
7 | Что произойдет, если … | https://learngerman.dw.com/de/was-passiert-wenn/l-40587540 |
7 | Мы отмечаем праздник! | https://learngerman.dw.com/de/so-feiern-wir/l-40589185 |
7 | Культурный календарь | https://learngerman.dw.com/de/kulturkalender/l-40586605 |
7 | Климат и погода | https://www.dw.com/de/folge-17-k%C3%A4lte/l-18989147 |
7 | Собираемся в дорогу | https://learngerman.dw.com/de/stadt-oder-land/l-40615694 |
7 | Поиск квартиры | https://learngerman.dw.com/de/auf-wohnungssuche/l-40584799 |
7 | Переезд | https://learngerman.dw.com/de/auf-wohnungssuche/l-40584799 |
7 | Домашние дела | https://learngerman.dw.com/de/unf%C3%A4lle-im-haushalt/l-40581957 |
7 | Виды туризма | https://learngerman.dw.com/de/eine-stadtbesichtigung/l-40586450 |
7 | Городская жизнь | https://learngerman.dw.com/de/ein-b%C3%BCrger-dieser-stadt/l-40608781 |
7 | Театр и концерты | https://learngerman.dw.com/de/theater-und-konzerte/l-40586518 |
7 | Кино и телевидение | https://learngerman.dw.com/de/ein-praktikum-beim-film/l-40598117 |
7 | Говорить о кино | https://learngerman.dw.com/de/der-film-war-toll/l-40601058 |
8 | Межличностные взаимоотношения в школе (правила в школе, школьная форма) | https://learngerman.dw.com/de/schule/l-38483735 |
8 | Школьные будни | https://learngerman.dw.com/de/schulalltag/l-38485158 |
8 | Учеба | https://learngerman.dw.com/de/lernen/l-38484213 |
8 | Профессии в школе | https://learngerman.dw.com/de/berufe-an-der-schule/l-38485719 |
8 | Студенчество и профессия | https://learngerman.dw.com/de/studium-und-beruf/l-38487338 |
8 | Жизнь в городе и деревне. Деньги | https://learngerman.dw.com/de/geld-ist-f%C3%BCr-mich/l-40555142 |
8 | Банковский счет | https://learngerman.dw.com/de/mein-bankkonto/l-40556124 |
8 | Оплата счетов | https://learngerman.dw.com/de/rechnungen/l-40555829 |
8 | Банкомат | https://learngerman.dw.com/de/am-bankautomaten/l-40556466 |
8 | Экологические проблемы | https://learngerman.dw.com/de/wetter-und-klima/l-38490530 |
8 | Загрязнение окружающей среды | https://learngerman.dw.com/de/umweltbelastungen/l-38506132 |
8 | Защита окружающей среды | https://learngerman.dw.com/de/umweltschutz/l-38506134 |
8 | Ценные материалы | https://learngerman.dw.com/de/wertstoffe/l-38513010 |
8 | Плохая погода | https://learngerman.dw.com/de/wieder-so-ein-wetter/l-38487801 |
8 | Книги и фильмы | https://learngerman.dw.com/de/ein-praktikum-beim-film/l-40598117 |
8 | Жанры и авторы | https://learngerman.dw.com/de/der-film-war-toll/l-40601058 |
8 | Киностудия | https://learngerman.dw.com/de/im-filmstudio/l-40601732 |
8 | Актер | https://learngerman.dw.com/de/ich-bin-schauspieler/l-40600439 |
8 | Электронные СМИ | https://learngerman.dw.com/de/in-der-zeitung-steht/l-38511153 |
8 | Редакция | https://learngerman.dw.com/de/in-der-redaktion/l-38508289 |
8 | Аналоговое ТВ | https://learngerman.dw.com/de/analog-oder-digital/l-38509295 |
8 | Планы на будущее | https://learngerman.dw.com/de/zukunftspl%C3%A4ne/l-38463290 |
8 | Родной язык | https://learngerman.dw.com/de/meine-muttersprache/l-38462119 |
8 | Мир профессий | https://learngerman.dw.com/de/berufswahl/l-40583473 |
8 | Соискатель | https://learngerman.dw.com/de/bewerbung/l-40584841 |
8 | Вакансия | https://learngerman.dw.com/de/ist-die-stelle-noch-frei/l-40595437 |
8 | Собеседование | https://learngerman.dw.com/de/bewerbungsgespr%C3%A4ch/l-40586202 |
8 | Традиции и праздники в родной стране и странах изучаемого языка | https://learngerman.dw.com/de/herzlichen-gl%C3%BCckwunsch/l-40588818 |
8 | Salz zum Leben | https://mosobr.tv/release/7931 |
8 | Подарки | https://learngerman.dw.com/de/passende-geschenke/l-40597066 |
8 | Что дарить? | https://learngerman.dw.com/de/was-sollen-wir-schenken/l-40597404 |
8 | Политика | https://learngerman.dw.com/de/bund-und-l%C3%A4nder/l-38565710 |
8 | Европейский союз | https://learngerman.dw.com/de/die-eu/l-38573517 |
8 | Справедливость | https://learngerman.dw.com/de/gerechtigkeit/l-38574938 |
8 | Выбор | https://learngerman.dw.com/de/wir-haben-die-wahl/l-38573876 |
9 | Школьная система образования | https://www.dw.com/de/folge-1-schule/l-18722328 |
9 | Субкультуры | https://www.dw.com/de/folge-3-fu%C3%9Fball/l-18722878 |
9 | Еда | https://www.dw.com/de/folge-19-wurst/l-18989684 |
9 | Музыка | https://www.dw.com/de/folge-8-musik/l-18787426 |
9 | Одежда | https://www.dw.com/de/folge-2-mode/l-18722667 |
9 | Магазины, покупки | https://www.dw.com/de/folge-14-kuscheltiere/l-18924452 |
9 | Экологически чистые продукты питания | https://www.dw.com/de/folge-15-bio/l-18933731 |
9 | Поиски работы | https://learngerman.dw.com/de/jobsuche/l-38467171 |
9 | Поиск вакансий | https://learngerman.dw.com/de/stellenanzeigen/l-38467719 |
9 | Поиски работы | https://learngerman.dw.com/de/bewerbungen/l-38467622 |
9 | Поиски работы | https://learngerman.dw.com/de/der-erste-eindruck/l-38469854 |
9 | На рабочем месте | https://learngerman.dw.com/de/mein-arbeitsplatz/l-38482450 |
9 | Заработная плата | https://learngerman.dw.com/de/mein-gehalt/l-38483260 |
9 | Каникулы (идеальные каникулы) | https://www.dw.com/de/folge-5-wandern/l-18722948 |
9 | Каникулы | https://www.dw.com/de/folge-13-urlaub/l-18877249 |
9 | Радио, телевидение, печатные СМИ | https://www.dw.com/de/folge-4-literatur/l-18722888 |
9 | Выбор профессии | https://learngerman.dw.com/de/ich-bin-mir-nicht-sicher/l-38462985/e-38463142 |
9 | Выбор профессии | https://learngerman.dw.com/de/die-berufswahl/l-38485694 |
9 | Профессиональное обучение и работа | https://learngerman.dw.com/de/zukunftspl%C3%A4ne/l-38463290 |
9 | Профессиональное обучение и работа | https://learngerman.dw.com/de/weiterbildung/l-38491718 |
9 | Практика | https://learngerman.dw.com/de/praktikum/l-38487433 |
9 | Великие люди и их вклад в развитие культуры и науки | https://www.dw.com/de/rembrandt-weltstar-auch-nach-350-jahren/l-51724651 |
9 | Жилье | https://www.dw.com/de/folge-6-wohnen/l-18723182 |
9 | Экология – раздельный сбор мусора | https://www.dw.com/de/folge-11-m%C3%BCll/l-18869401 |
9 | Страны изучаемого языка | https://www.dw.com/de/folge-7-organisation/l-18786301 |
9 | Страны изучаемого языка – немецкие автомобили | https://www.dw.com/de/folge-8-musik/l-18787426 |
9 | Страны изучаемого языка – миграция | https://www.dw.com/de/folge-10-migration/l-18837000 |
9 | Страны изучаемого языка – новая родина | https://learngerman.dw.com/de/krieg-und-frieden/l-38462968 |
9 | Страны изучаемого языка – социальная поддержка | https://www.dw.com/de/folge-12-geld/l-18870522 |
9 | Страны изучаемого языка – менталитет | https://www.dw.com/de/folge-16-mentalit%C3%A4t/l-18945073 |
9 | Страны изучаемого языка – погода | https://www.dw.com/de/folge-17-k%C3%A4lte/l-18989147 |
9 | Страны изучаемого языка – искусство | https://www.dw.com/de/folge-18-kunst/l-18989351 |
9 | Страны изучаемого языка – история | https://learngerman.dw.com/de/die-mauer/l-38463064 |
9 | Страны изучаемого языка – история | https://learngerman.dw.com/de/wiedervereinigung/l-38465597 |