СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на тему: использование компьютерных технологий в организации работы над текстами по специальности на занятиях русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему: использование компьютерных технологий в организации работы над текстами по специальности на занятиях русского языка»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ компьютерных технологий в организации работы над текстами по специальности на занятиях русского языка


Собирова Б.Б. ,Абдуллаев А.В. ,Хазипова С.Р. ГулГУ


В связи с применением современных компьютерных и телекоммуникационных технологий в сфере образования происходят существенные изменения в преподавательской деятельности, то есть усложняется деятельность по разработке учебных курсов, усиливаются требования к качеству учебных материалов, усиливается функция поддержки студента.

В настоящее время повсеместно разрабатываются компьютерные программы и обучающие системы, представляющие собой электронные учебники, учебные пособия, а также системы тестирования знаний.

Подготовлены электронные курсы лекций и пособия по различным дисциплинам. Они объединены в набор лекций (кейс) для студентов.

Например, в кейс для студентов 3-4 курсов русской филологии включены электронные пособия по современному русскому языку и историко-лингвистическим дисциплинам.

В общем виде каждое из них содержит четко структурированные конспекты учебных материалов, дополнительный материал, разъяснения по организации самостоятельной работы, тестовые задания.

Работа студента с пособием организована следующим образом: после запуска программы появляется экран с двумя вертикальными и одним горизонтальным фреймами. Горизонтальный фрейм содержит кнопки навигации, информацию о дате; левый вертикальный фрейм содержит ссылки на курсы лекций по необходимым дисциплинам, на информацию о программе и ее авторах; а правый вертикальный фрейм служит для непосредственного отражения необходимой информации. В левом фрейме студент выбирает курс лекций по необходимой ему дисциплине, вслед за этим в том же фрейме загружается список лекций и прилагаемых к ним контрольных заданий, после выбора которых в правом фрейме выводится содержание этих лекций или контрольных заданий, необходимых для усвоения учебного материала.

Создание этих программ позволило повысить интерес студентов к изучению предмета.

Следующим этапом разработки электронной версии являются программы, объединяющие лекции и различные тесты.

Важным направлением внедрения ЭВМ в обучение русскому языку являются тесты, созданные на основе редактора таблиц MS Excel, содержащие варианты ответов на поставленные вопросы. На экране в реальном времени отображаются результаты тестирования.

Компьютерный вариант учебного пособия содержит достаточно большое количество тестов: от самых простых до достаточно сложных.

Выполнение теста занимает максимум одну минуту.

Разработана экспериментальная модель электронного учебного пособия по Практическому курсу русского языка для студентов 1-го курса отделения Биология факультета Естествознания.

Пособие состоит из списка тем, каждый из которых содержит в себе список лекций по каждой теме, учебных материалов, рекомендаций по организации самостоятельной работы, контрольных заданий по каждой теме.

Тематика текстов разнообразна - это отрывки из художественной литературы, статьи из журналов по биологии, экологии, газет.

Например, для работы с первокурсниками используются тексты о достижениях науки и техники в области биологии Узбекистана, о совместных проектах и предприятиях, из истории биологии, о новейших методах лечения в медицине, такие, как "Лечива - Фармсаноат", "Достижения в области биологии в независимом Узбекистане", " Лазер на службе медицине", "Из истории развития биологии как науки", " Абу Али Ибн Сина", "Академик В.В. Вахидов", "Биология - наука особая", "Аральское море", "Женщина, здоровье, экология" и т.д.

Объем текстов различен. Они могут быть как краткими, так и длинными - от одной до полутора страниц. Преимущество длинных текстов - они позволяют рассредоточить пройденный словарный материал, увеличить повторяемость лексики, способствуют появлению у студентов правильной догадки значения новых слов по контексту.

Например, при работе с текстом "Природа и мы" студенты получают такие задания, как:

1.Объясните правописание слов круговорот, естествознание, природоведение, солнцестояние и т.д. К какой части речи они относятся? От каких слов они образованы? Какие это слова по составу?

2.Переведите эти слова на родной язык, пользуясь словарем лингвистических терминов.

3. Игра: Кто больше напишет биологических терминов?(Перед игрой предлагается работа с таблицей биологических терминов – природные катаклизмы, небесные тела, клетка, цитоплазма, микроскоп, цветочное опыление и т.д. Термины даны с переводом на узбекский язык).

Задания, предлагаемые к тексту, должны акцентировать внимание студентов на правильном чтении материала, усвоении специальной лексики, умении беседовать по пройденной теме с включением слов из текста в устную речь.

Содержание текстов должно способствовать углублению знаний терминологии по специальности, вырабатывать умения самостоятельно осознанно читать доступную их возрасту научную литературу.

Тесты для чтения должны быть адаптированы. Для работы на занятиях могут быть использованы материалы газет "Домашний доктор", "Аргументы и факты", "Медицинского журнала Узбекистана", журнала "Вокруг света» и др.

В ходе работы мы выявили некоторые трудности, возникающие при подготовке компьютерных учебных пособий, и сделали следующие выводы:
- разработка должна вестись группой создателей (составитель текста, разработчик методики, художник, психолог, программист);
- лучше использовать не язык программирования, а более или менее приспособленную интегрированную среду;
- занятия по объяснению нового материала должны представлять не просто текст на экране компьютера, а набор операций, в результате выполнения которых студент усваивает новое понятие.

Таким образом, в связи с применением современных компьютерных и телекоммуникационных технологий в сфере образования происходят существенные изменения в преподавательской деятельности, то есть усложняется деятельность по разработке учебных курсов, усиливаются требования к качеству учебных материалов, усиливается функция поддержки студента. В Гулистанском государственном университете разработана и внедряется программа внедрения современных педагогических технологий в учебный процесс.

Подготовленные согласно этой программе методические разработки практических занятий по практическому курсу русского языка для студентов 1-го курса нефилологических факультетов являются начальным этапом разработки учебных курсов на базе современных технологий; на следующем этапе реализации программы внедрения современных педагогических технологий в учебный процесс предусматривается разработка электронных учебно- методических комплексов.


Список использованной литературы:

1.Азизходжаева Н.Н. Педагогические технологии в подготовке учителя. Т.,2000

2. Беспалько В.П., Педагогика и прогрессивные технологии обучения, М.,1995.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!