СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на тему: "Использование модульно-рейтинговой системы на уроках литературы"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одной из устойчивых тенденций развития современной школы является переход к ценностной парадигме. Осуществляется переход к культурно-гуманистичестической составляющей образования, важнейшим компонентом которой является ценностное отношение к изучаемой действительности, способствующее развитию личности.

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему: "Использование модульно-рейтинговой системы на уроках литературы"»

Использование модульно-рейтинговой системы на уроках литературы


Одной из устойчивых тенденций развития современной школы является переход к ценностной парадигме. Осуществляется переход к культурно-гуманистичестической составляющей образования, важнейшим компонентом которой является ценностное отношение к изучаемой действительности, способствующее развитию личности.

Классные коллективы состоят из учащихся разные уровней развития, в них возникает множество проблем:

  1. желание поставить себя выше других со стороны отличников и ненависть к таким ученикам со стороны класса;

  2. желание стать "серым", таим же, как и все остальные, ничем не выделяться;

  3. проблема "интеллектуальной ленивости" (Сухомлинский), т.е. проблема заниженного уровня притязаний ребенка, устойчивого неверия в свои силы, слабость познавательных интересов, стремление довольствоваться минимальными результатами, достигаемыми с минимальной затратой сил.

А наличие готовых ответов по всем предметам облегчает задачу - купил сборник, списал, и хорошая отметка тебе обеспечена - не надо учить. Но ведь мы знаем, что качество занятий зависит от активности ученика в процессе обучения. "Цель образования состоит в том, чтобы обеспечить такие возможности развития и такие условия, которые дадут ребенку возможность полноценно раскрыть и довести до полного расцвета свои потенциальные возможности - физические, духовные и интеллектуальные, которыми он обладает как член общества", - указывал Нарвуд в1943 в докладе "Содержание образования и экзамены в средних школах". Приведенная формулировка ставит задачей образования обеспечение условий для саморазвития учащихся. В.А. Сухомлинский верил, что для любого школьника можно создать такие условия, при которых учеба станет

Об основных принципах модульно - рейтинговой технологии можно прочитать в книгах Г.К.Селевко, М.В.Клсрка, Авенира Будаева, М.Н.Дудиной, статьях А.Арзамасцева, В.В.Гузеева, М.Прибыльской. Все они отмечают, что модульное обучение - такая организация труда, при которой учащийся работает с учебной программой, составленной из модулей, целей блока, банка информации, т.е. учебного материала в виде обучающих программ, методического руководств по достижению целей, практических занятий по формированию необходимых умений, контрольных работ, соответствующих целям модуля. Модуль - логически завершенная часть изучаемого материала, относительно самостоятельная, в которой представлены ключевые понятия и мероприятия автономного контроля

В начале каждого учебного года учащимся должен выдаваться план работы на год, где указываются виды работы, типы уроков, но мне кажется, что лучше это делать по модулям из-за огромного количества авторов и произведений. В начале года называю модули с фамилиями авторов, чьи произведения будем изучать, и с рейтингом за полугодие и год

Задания предполагают разные уровни усвоения материала на:

  • узнавание,

  • применение,

  • развитие,

  • творчество.

Рейтинг - интегральная оценка в баллах всех видов деятельности учащихся. Она является количественной характеристикой качества учебной работы. Можно сказать, что рейтинг представляет собой целостную систему оценки, более гибкую и широкую по сравнению с традиционной пятибалльной оценкой.

Рейтинги подразделяются на:

  • рекордные (максимальные),

  • оптимальные

  • стандартные (минимальные), т.е. удовлетворительные.

Максимальный (рекордный) рейтинг модуля - это тот балл, который может получить учащийся, усвоивший учебный материал в полном объеме и достигший требуемого уровня усвоения. Максимальный уровень зависит от сложности и объема материала.

Минимальный (стандартный) рейтинг работы за модуль принимается как 50-60-процентный от максимального (требование министерства образования РФ). Ученик, получивший баллы за четверть от 60 до 150, является успевающим, а ученик, поучивший менее 60 баллов, - неуспевающим.

Итоговый контроль осуществляется в форме заключительного теста, контрольной работы, урока-зачета или зачетного творческого урока. За время работы по МРС разработаны и проводятся нетрадиционные формы уроков:

  • уроки-коллоквиумы ("Маяковский и Есенин - 2 лика времени");

  • уроки-конференции ("Коллективизация глазами писателей 30-х и 80-х годов"),

  • уроки-дискуссии ("Вечный спор Молчалиных и Чацких");

  • интегрированные уроки:

а) (история и литература) "Просветители о судьбе России" (9 класс), "Спор о судьбе России накануне нового века" (10 класс).

б) (музыка и литература) "Русская народная песня"(8 класс),

в) (информатика и литература) "Мцыри - романтический герой" (7 класс),

г) урок-бенефис любимого стихотворения;

д) час-пик с авторами и их героями (А.С.Пушкиным, Н.В.Гоголем и т.д.),

На этих уроках ученики развивают коммуникативные умения и навыки, учатся сопоставлять, анализировать, а главное доказывать свою точку зрения, основываясь на знании текстов художественных произведений и текстов критических статей, они развиваются умение составлять тексты разных видов, устные и письменные. Работа на нетрадиционных уроках оценивается коллегиально: учащиеся ставят отметку членам определенной группы, добавляется отметка учителя и выводится средняя рейтинговая оценка за урок.

Контрольным может быть и урок-зачёт, который проводится по двум вариантам:

а) принимают зачет преподаватель и его помощники, оценивая ответ на каждый вопрос из 5 баллов;

б) урок честности - ученику даются две карточки, он отвечает на вопросы и проверяет ответ по карточке-зачету, ставит себе оценку из 5 баллов. Учитель или его помощники проверяют ответ на любой из вопросов, подтверждая оценку или корректируя её.

Составляя карточку-зачет, учащиеся работают над умением сформулировать вопрос и составить ответ на него.

Если суммарный рейтинг за полугодие ниже 100 баллов, то оценка неудовлетворительная, но учащийся может сдать зачет по этим модулям.

Если суммарный рейтинг 100-150 баллов и на каждой контрольной точке учащийся набрал не менее 60 процентов балов, то он получает оценку "3" и имеет возможность улучшить свои результаты на зачете.

Если суммарный результат за полугодие 150-250 баллов и при этом на каждой контрольной точке учащийся набрал не менее 70 процентов от возможного числа балов, то он получает оценку "4" и имеет право улучшить результат на зачете.

Если суммарный рейтинг 250-350 балов, то обучающийся получает отметку "5"