СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на тему " Исследование урока. Как развить речь у учащихся в начальных классах?"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья посвящена  актуальному вопросу по улучшению мыслительной активности, а именно внимательности   на уроках в начальных классах. В статье даны  понятия о мыслительной активности, уровне подготовленности обучающихся на начальном этапе. Приемы  на развитие внимательности, применяемые на уроках,  дают и  способствуют развитию различных мыслительных действий. В ходе наблюдения было замечено, что ученики с низкой мотивацией плохо понимают текст, не умеют самостоятельно выполнить задание. 

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему " Исследование урока. Как развить речь у учащихся в начальных классах?"»

Н ысанбаева Гульмира Анетбаевна
учитель начальных классов

начальной школы № 16 г.Жанаозен

тел 87052669426

[email protected]



МАТЕМАТИКА САБАҚТАРЫНДА LESSON STUDY-ді ПАЙДАЛАНУ ТӘЖІРИБЕСІ


Аңдатпа: Бұл мақала ақыл-ой әрекетін, атап айтқанда, бастауыш мектептегі сабақтағы зейінділікті арттырудың өзекті мәселесіне арналған. Мақалада студенттердің бастапқы кезеңдегі психикалық белсенділігі мен дайындық деңгейі туралы түсініктер берілген. Сабақта қолданылатын зейінділікті дамыту әдістемелері әртүрлі психикалық әрекеттердің дамуын қамтамасыз етеді және ықпал етеді. Бақылау барысында мотивациясы төмен оқушылардың мәтінді нашар түсініп, тапсырманы өз бетінше орындай алмайтыны байқалды. Ал ынтасы жоғары оқушылар мұғалімнің көмегінсіз оқу материалын тез меңгереді. Lesson study соңында ынтасы төмен оқушылардың сабаққа деген зейіні, алғырлығы арта түсті. Зейінділікті дамыту үшін қолданылатын әдістер материалды игеруге ықпал етті.


Түйінді сөздер: ақыл-ой әрекеті, мотивация, психикалық карталар, зейін, белсенділік.


EXPERIENCE OF USING LESSON STUDY IN MATHEMATICS LESSONS


Abstract: This article is devoted to the current issue of improving mental activity, namely attentiveness in lessons in primary school. The article gives concepts about mental activity and the level of preparedness of students at the initial stage. Techniques for the development of attentiveness used in the lessons provide and contribute to the development of various mental actions. During the observation, it was noticed that students with low motivation poorly understand the text and are unable to complete the task independently. And students with high motivation quickly learn educational material without the help of a teacher. At the end of the lesson study, students with low motivation increased their attention and perseverance in the lesson. The techniques used to develop attentiveness contributed to the assimilation of the material.


Keywords: mental activity, motivation, mental maps, attention, activity.



ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ lesson study на уроках математики

Аннотация: Данная статья посвящена актуальному вопросу по улучшению мыслительной активности, а именно внимательности на уроках в начальных классах. В статье даны понятия о мыслительной активности, уровне подготовленности обучающихся на начальном этапе. Приемы на развитие внимательности, применяемые на уроках, дают и способствуют развитию различных мыслительных действий. В ходе наблюдения было замечено, что ученики с низкой мотивацией плохо понимают текст, не умеют самостоятельно выполнить задание. А ученики с высокой мотивацией, быстро усваивают учебный материал без помощи учителя. В конце исследования урока ученики с низкой мотивацией повысилось внимание, усидчивость на уроке. Применяемые техники на развитие внимательности способствовали усвоению материала.


Ключевые слова: мыслительная деятельность, мотивация, ментальные карты, внимание, активность.


Проблема исследования: у учеников 4 класса не развита внимательность на уроке математики.

Вопрос исследования: как применение ментальных карт на уроке математики поможет ученикам 4 класса развить внимательность на уроке?

Цель: теоретически обосновать и апробировать приемы и методы направленные на устойчивое внимание у учащихся 4 класса.

Создав фокус –группу из учителей начальных классов мы совместно поставили цель, определили гипотезу, критерии успеха, ожидаемые результаты по исследовании урока.

Мы выдвинули гипотезу, что при регулярном использовании приемов на внимательность на уроке математики обучающиеся будет быстрее и эффективнее усваивать учебный материал.

Своё исследование начали с изучения литературы по данной теме, выявили преимущества и недостатки организации внимания учащихся на уроке, определили и разработали алгоритм организации учебной работы для достижения обучающимися целей обучения.

Второй этап – практический, где мы непосредственно планировали, проводили и наблюдали уроки, улучшали их и снова наблюдали уроки. Уроки проводила учитель начальных классов Нысанбаева Г.А. педагог-мастер, прошедшие курсы по Lesson study ЦПМ г.Алматы. В роли наблюдателей были Аксауле Избасарова, Ахунова Эллара педагоги-исследователи начальной школы №16, и зам.директора по УВР Худайбергенова Асия.
Методы наблюдения, которые мы использовали: структурированное за отдельными учениками, чтобы увидеть, как учащиеся участвуют в учебной работе. Наблюдения фиксировали в листах наблюдения. Скрытое – видеосъёмка групповой работы, как осуществляется функционирование группы. Видео использовали для осмысления реализации целей обучения.   Фотографии – для наблюдения за эмоциональным состоянием учащихся на уроке. Интервьюирование позволило получить информации от отдельного учащегося. Этот метод даёт валидную информацию, также для дополнения, уточнения и контроля данных.

На начальном этапе исследования была использована методика «Мюнстерберга», в которой была выявлена концентрация внимания каждого ученика. Ученики выполняли задание на листке бумаги.

Цель: исследовать уровень избирательности и концентрации внимания, и помехоустойчивости.

Оборудование: секундомер, бланки со стимульным материалом.

Инструкция к проведению: в предоставленном наборе букв спрятаны слова. Задача участника методики исследования внимания — максимально быстро изучить текст и подчеркнуть все найденные слова за две минуты.


Аропллестницапленгдоскавншполкаыкупьсилазжирьтклассжровипшеницапаоентленьшнетитгостькнгшпльпочващунркашастопототопзщнгулисацщпртгрязьгшкпшколакзбарабаненновостьпрощаувберезауыклейщсороказйрозаирперчаткиоежлесфочки


Трактовка результатов теста:

Если за указанное время участник обнаружил менее 15 слов, ему следует больше времени посвящать развитию внимания. Ему рекомендуется больше читать, интересные мысли и фразы переписывать в свою записную книжку, и периодически ее перечитывать.

Если участник обнаружил более 15 слов, но менее 20 — его внимание и помехоустойчивость находятся в пределах нижней границы нормы.

Если участнику удалось обнаружить 21-25 слов — его внимание в абсолютном порядке.

Это дает ему возможность лучше учиться, более продуктивно работать, а также запоминать необходимую информацию и воспроизводить ее по мере необходимости

По окончании диагностики совместно с наблюдателями были группированы ученики на 3 группы по степени концентрации внимания. Были взяты под наблюдение 3 ученика с высоким, средним и низким уровнем мотивации ( А,В,С). На протяжении всего урока ученики А,В,С по теме должны делать записи на листе пометок. По окончании урока наблюдатели осматривали лист пометок учеников и сверяли со своим листом наблюдения.

Практика показывает, что ученики нередко искажают свои показания. Поэтому использовалась видеосъемка, руководствуясь этическими нормами. После каждого урока было проведено интервью, рефлексия.

№ упр.

Понял/не понял +/-

1 задание


2 задание


3 задание


Сбор доказательной базы вели от урока к уроку. Всего провели 4 урока, в результате которых была собрана методическая база апробированных заданий в групповой, парной, индивидуальной работе по математике. Качество знаний учащихся этого класса по математике повысилось. Для нас это было внешней оценкой. Важнее было то, что большая часть учащихся этого класса научилась работать слажено в группе и индивидуально, и достигала целей обучения не только на уроках математики, но и на остальных предметах. Каждый член группы по исследованию урока имеет копию схемы на начало урока, поскольку она служит листом комментариев к наблюдению и основой для обсуждения после проведения урока [2,c.8].

Третий этап нашего исследования – рефлексивный, который включал в себя оценку полученных результатов, написание отчёта. Мы систематизировали результаты исследования для дальнейшей работы, разработали алгоритм наблюдения за уроком, выяснили, что он является цикличным. На каждом новом уровне идет расширение знаний о классе, его возможностях. Данный алгоритм способствует формированию успешного урока с использованием приемов на внимательность, что в дальнейшем послужило стимулом для работы на уроке математики.

Для себя мы разработали рекомендации по дальнейшему улучшению практики нашего преподавания. В процессе исследования каждый из нас по-другому посмотрел на свою деятельность на уроке, обогатил свой опыт. Наше исследование подтвердило гипотезу о том, что при регулярном использовании на уроках приемов на внимательность большинство обучающихся достигают целей обучения.


Список литературы


1.Методика внимательности. https://zaochnik.com/spravochnik/psihologija/klinicheskaja-psihologija/metody-izuchenija-vnimanija/


2. Пит Дадли Руководство Lesson study ,2011, lessonstudy.co/uk