СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на тему: изучение концепта и концептосфера

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему: изучение концепта и концептосфера»

Символико-семантическая парадигма и концептуальное значение красного цвета.

Аннотация:

Данная статья представляет собой взгляд на проблему концепта и концептуализацию признака цвета в межкультурном лингвистическом пространстве. Актуальность статьи определяется растущим интересом к проблеме цветоообозначения и исследуется с точки зрения разных аспектов, в том числе структурно-семантического и когнитивного. Предметом данной работы служат символические значения красного цвета и его лексические обозначения, которые анализируются с разных сторон. Практическая значимость статьи заключается в том, что она может быть использована на лекциях и семинарах по лексикологии, когнитивной лингвистике и лингвокультурологии.

Ключевые слова: цвет, цветообозначение, цветоопределение, концепт, концептосфера, картина мира, колоратив.

Современный мир заинтересован в познании феномена цвета, так как с одной стороны нарастает повышенный интерес на цветоопределение и его изучение как предмета, а с другой стороны актуальным вопросом в современной лингвистике являются взаимоотношения языка и культуры, языка и этноса, этимология слов, культура общения, которые находят яркое отражение в языковой картине мира.

Концепты, обозначающие цвет, являются одним из средств презентации культуры. Исследование значений концепта «красный» является на наш взгляд , наиболее значимым при рассмотрении языковой картины мира русских.

Концепт - это представление о действительности, принадлежащее как индивидуальному, так и коллективному сознанию, отражающее этноспецифику окружающей действительности. Совокупность концептов образует концептосферу. Система концептов цвета, составляющих концептосферу цвета, является средством ориентирования человека в окружающем мире и демонстрирует собой цветовую картину мира. В связи с тем, что в настоящее время наблюдается неоднозначность процедуры концептуального исследования, особый интерес представляют работы, в которых изложен ясный и подробный анализ структуры какого-либо концепта, предложен алгоритм изучения и приведены примеры целостного рассмотрения концептов на базе разработанных методик. Понятие цвета существует в каждой культуре , и именно цвет всегда имел особое, большое значение для людей разных народов. Через цвет люди могут передавать свое мироощущение, восприятие окружающей действительности. Цвет способен вызывать у человека разные чувства, именно из-за эмоционального воздействия человек наделил цвет определённым символическим значением. Цвет рассматривается с разных точек зрения и вызывает многогранный интерес как со стороны физиков, психологов, культурологов, офтальмологов, историков, этнографов, так и со стороны лингвистов.

Именно, в лексемах, обозначающих цвет, отражаются тысячелетний опыт народа, его психосоматические особенности, географические условия, социально-экономические и культурно-исторические особенности страны и этноса. Цвета несут в себе информацию, важную для общения, воздействующую на наши мысли и поступки. Различая цвета, мы лучше распознаём объекты окружающего мира, лучше справляемся с жизненно важными задачами. Уходя далеко в древность, на первом этапе диалектического развития люди использовали только два цвета: белый и черный, которые символизировали Небо и Землю, Свет и Тьму, Мужчину и Женщину, Счастье и Несчастье, Добро и Зло, Жизнь и Смерть. Но в эпоху сложившихся общественных отношений понадобился и третий цвет, которым стал красный. В мировой культуре красному цвету отводится особая роль. В Древнем Египте красный цвет одежды был цветом одежды фараонов. В Древнем Риме императоры облачались в одеяния красного цвета. Одержав победу, древнеримские полководцы разрисовывали лица красной краской. В Древней Греции воины Спарты, когда отправлялись на войну, надевали красную одежду. Королевская мантия европейских монархов красного цвета. В европейской традиции красный цвет означает власть, силу, воинственность, храбрость и мужество. В Древнем Китае социальный статус человека, знатность подчеркивались одеждой красного цвета. Одна из версий появления этого цветообозначения в русском языке сводится к слову «красивый» (особенный, эмоционально-воздействующий, яркий). Само же слово «красный» в русском языке появилось примерно в 14 веке и имело значение «красивый», «роскошный». Этимологический словарь Дудена указывает на то, что слово «красный» как цветообозначение пришло из ближневосточных языков в романские, а затем и в европейские языки. В словаре В.И.Даля слово «красный» находится в двух словарных статьях: краска (красный цвет, краснота, краснина) и красный (рябой, алый, червлёный). Прилагательное «красный» в цветовом значении из славянских языков свойственно только русскому. В первоначальном значении встречается лишь во фразеологических оборотах типа: «долг платежом красен», «ради красного словца», «красная цена», «красна девица», «на миру и смерть красна». Красный цвет очень значим для человека, он символизирует саму жизнь. По своему смысловому наполнению кровь бывает разной – вражеской, больной, жертвенной, невинной, героической, поэтому сложился семантический оттеночный ряд красного цвета : от алого (ярко-красного) до багряного (тёмно-красного). Исторически сложившаяся русская этническая символика воспринимает красный цвет как символ памяти предков и христианской жертвенности. Красный цвет , занимая с древнейших времен важное место в культурном самосознании славян, в сказочных текстах совмещает в себе цветовое значение с древним значением «хороший, красивый». Поскольку язык – общественное явление, которое возникает, функционирует, развивается и испытывает воздействие общественных факторов, то с конца 19 века начинается новый период в изменении семантики слова «красный», находящийся в прямой зависимости от решающих событий в истории языка и общества. Происходит трансформация семантического значения слова красный: цветообозначение красный становится символом эпохи революции, затем определяющим цветом Коммунистической партии, его своеобразной «визитной карточкой», наконец, - частью общенациональной лексики, определяющей идеологию, мировоззрение, мышление т поведение людей почти на столетие. Проникая во все сферы деятельности, обладая мощным психическим воздействием, возможно, красный цвет вербально и невербально подготовил революционные преобразования, повлиял на мышление и сознание, сформировав новое мировоззрение. Красный цвет производит на человека возбуждающее действие и вызывает сильный эмоциональный, в основном ,позитивный отклик в душе, стимулирует, способствует активности, дружелюбию, даёт уверенность в себе, готовность к действию, способствует заявлению о силе и возможностях. Этот цвет олицетворяет собой буйство жизни во всех её проявлениях, стихию огня и солнца, стремление вверх, совершенство. Также «красный» имеет значение молодой, красивый, нарядный, девичий, женский; в значении свадебный,, праздничный, поздравительный; в значении успешный, удачливый, счастливый, популярный, модный; в значении доходный, прибыльный, выгодный. В качестве синонима данное прилагательное может находиться в синонимическом ряду прилагательных: алый, пурпурный, багровый, багряный, румяный, кровавый, вишнёвый; быть причастием подрумяненный, раскалённый; глаголом краснеть, багроветь; наречием докрасна. Прилагательное «красный» входит в состав большого числа русских фразеологизмов, названий художественных произведений и фильмов. Колоратив «красный» развивает исключительно положительные оценочные коннотации. Красный цвет так нравился русским , что они заменили старославянское наименование «чермный» на новое, имеющее значение «самый хороший», «великолепный», «красивый». Корень крас - входит в слова, обозначающие всё, что радует глаз, воплощает собой высшую оценку предмету или явлению: красна девица, красный молодец, красно солнышко. С другой стороны , первый элемент радуги воспринимается как агрессивный : символизирует кровь, войну, стыд, смерть.

Начало 20 века отмечено в живописи «стихией красного цвета». Красный цвет господствует и в натюрморте, и в портретном жанре, и в батальной живописи, и в монументальной живописи. В живописи происходит воплощение чисто поэтических приёмов - реализация метафоры, связанной с красным цветом. Особенно ярко представлено экспрессивное видение мира в творчестве художников-авангардистов. Господство красного цвета в политике, языке, живописи, литературе в начале 20 века привело к изменению семантики красного благодаря соединению пространственно-цветовой среды, языковых символов, зрительных, осязательных и слуховых раздражителей при восприятии и осмыслении новой идеологии.

Таким образом, первоначально мир познаётся всеми органами чувств и представляется в многообразии цветового спектра, способен вызывать у человека разные чувства. Цвет – это логика, психология, философия, языкознание и эстетика существования человека, это внешнее свойство любого явления, которое призывает постичь тайны сознания человека и бытия. Возможно, что именно из-за эмоционального воздействия человек наделил цвет определённым символическим значением. Благодаря всему вышеперечисленному, цвет и занял важное место в таком значительном компоненте культуры, как язык. Название цветов концептуально помещается человеком в пространство собственного бытия, собственной картины мира, в чем и находится объяснение некой неоднозначности представленных колоритов.

Использованная литература:

  1. Решетова (Девицкая Е.Н) Символика красного цвета.

  2. Тяпкина Т.М. Вторично-номинативные функции цветообозначений в современном русском языке.

  3. Фрумкина Р.М. Цвет, смысл, сходство.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!