К вопросу изучения творчества А.И. Солженицына
На изучение жизни и творчества А.И. Солженицына в старших классах отведено малое количество времени. Только от личности учителя, занимающей высокую гражданскую позицию, зависит полнота и глубина изучения творчества нобелевского лауреата «за нравственную силу, почерпнутую в традиции великой русской литературы».
В школьную программу по литературе включены рассказы А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор», главы из романа «Архипелаг ГУЛАГ» (профильные классы). На уроке истории, чтобы раскрыть причины революции, можно опираться на роман «В круге первом». Публицистическая статья «Как нам обустроить Россию» важно подробно изучать на уроках обществоведения и права. «Крохотки», подобные стихотворениям в прозе И.С. Тургенева, можно изучать на уроках русского языка (профильные классы) для отработки навыков комплексного анализа текста. Проникновенный по силе изображения рассказ «Как жаль» может стать предисловием в изучении трагических страниц российской истории.
Самобытная натура А.И. Солженицына – писателя и человека ярко проявляется в его творчестве. А.И. Солженицын прежде всего, по характеристике современников, «один в поле воин». Человек, прошедший войну и ГУЛАГ, изгнанный из России и воспетый в ней еще при жизни, стоявший наравне с Президентами и скромный школьный учитель… Биография А.И. Солженицына имеет неизмеримое воспитательное значение для поколений. Это личность, которая на изломе эпох позволила себе быть самой собою. Истинная свобода Солженицына есть осознанная необходимость, но не вседозволенность…
Как изучать биографию писателя? Домашние задания по литературе предполагают опережающее чтение художественных произведений. В старших классах можно предложить учащимся увидеть своеобразие личности, характера и судьбы писателя через ярко выраженную авторскую позицию в художественных и публицистических произведениях. Известные методические приемы проведения уроков - биографий: лекция; кинофильм; заочная экскурсия. Традиционные подходы могут мотивировать учащихся на изучение биографии, если речь учителя будет яркой, эмоциональной, если организовать попутное обсуждение биографических фактов и собеседование с учащимися, если подобрать яркий эпиграф («Жить не по лжи», «Праведник земли русской», «Самый русский ОТБОР», «Я обращаюсь не извне, а как СВОЙ», «не посылается Чудо тем, кто не силится ему навстречу»,…), если предложить составить хронологическую таблицу по учебнику, написать план биографии, составить викторину (опережающее домашнее задание). Опережающие задания-проекты на темы «Семья Солженицыных», «Солженицын – писатель», «Солженицын – учитель», «Солженицын – заключенный», «Солженицын в эмиграции», «Солженицын и Президенты», «Солженицын путешествует по России», «Фотографии Солженицына», «Фильмы о Солженицыне», «Афоризмы Солженицына» и др. и защита проектов на уроке есть организация системы познавательных действий учащихся, приводящая к высоким результатам. Эмоциональному воздействию биографии писателя на учащихся, содействует наглядность. Музыка, живопись, кино - незаменимые помощники педагога. Возможно домашнее задание в виде творческого проекта – эссе на темы «Я говорю с Солженицыным о…», «Мое восприятие личности А.И. Солженицына», «Фотография Солженицына»… Биография А. И. Солженицына неразрывно связана с историческими событиями целого столетия в России (годы жизни писателя 2018-2008) Это годы сталинских репрессий, это Великая Отечественная война, это годы «оттепели» и перестройки…
На протяжении всей своей жизни А.И. Солженицын оставался верным сыном России, раскрывая правду о ней в прошлом, настоящем, пытаясь угадать ее будущее.
Тоталитарное государство не сломило писателя. А.И. Солженицын глубоко убежден: «завтра России», ее расцвет зиждется на духовности народа.
«Плодоносной порослью» для воспитания гражданина страны – выпускника школы - может служить продуктивное чтение (чтение, направленное на активизацию деятельности учащихся) произведений А.И. Солженицына на уроках литературы. Цель такого чтения – понимание текста. Три этапа продуктивного чтения: 1этап – до чтения текста (просмотровое чтение, создание мотива для чтения). Так перед изучением романа «Архипелаг ГУЛАГ» просмотреть, что означает архипелаг (группа островов), что значит ГУЛАГ
Нестандартный подход к изучению романа также мотивирует учащихся на чтение романа (изложить точку зрения известного священника Алексия Мороза: «Произведения Солженицына нанесли огромный ущерб репутации русского народа», «Я не являюсь поклонником произведений Солженицына. Местами его книги вызывают не только непонимание, а даже неприятие. Потому что в ряде произведений он выставил русских перед Западом в крайне неприглядном виде. Мы знаем, что, уехав на Запад, автор стал там активно печататься, его воспринимали как "рупор правды" о России, но, к сожалению, о людях и о России хорошего он не сказал ни слова. Он описывает зверства, несчастные случаи, предательства, ложь, обман, которые, конечно, имели место в нашей истории, но в его произведениях нет ничего позитивного, как будто русские люди состоят только из воров, убийц, обманщиков, трусов и подлецов. Никаких положительных примеров мы в его работах не видим вообще. И когда западный читатель воспринимал такую информацию как правду о России в последней инстанции, то у него создавался соответствующий образ русского человека. Но это же абсолютная неправда!» «Вспомнить хотя бы его произведение "Один день Ивана Денисовича". Главный герой ненавидит конвоиров, проклинает их, поливает пол в бараке водой, чтобы, когда те ступали по полу, их валенки намокали - это такая мелкая месть у него. Он думает только о том, чтобы выжить. Показан мелкий, ничтожный и злобный человечек, не имеющий идеалов. В нем нет ни одной положительной черты. Вообще у Солженицына нет героев духа. А сколько их было на тех же Соловках! Сколько было у нас новомучеников и исповедников, людей, которые шли на смерть, сохраняя своё достоинство, веру в Бога, верность своим идеалам! Какая была красота духовного подвига! Тот же митрополит Вениамин Петроградский и тысячи других людей. Где они? Где мощь и нравственная красота русского народа? В произведениях Солженицына этот образ начисто отсутствует. Его творчество носит однобокий характер, рисует в гипертрофированном виде злобу и ненависть, агрессию и ничтожество, но совсем не показывает противоположные качества людей, которые, безусловно, были. На них Русь держалась и будет держаться. Поэтому мне кажется, что произведения Солженицына нанесли огромный ущерб репутации русского народа на Западе». «Как мы видим по западным фильмам, если русский, то обязательно убийца, кровожадный и тупой преступник. Во многом на формирование такого облика повлияли и работы Солженицына. А поскольку у него нет положительного героя, сильного и умного, то его книги и дальше будут унижать самосознание русского человека, принижать его самооценку, внушать молодежи соответственное отношение к истории и неприятие русского народа. Поэтому я считаю совершенно неполезным изучение этого произведения в школе. Кроме всего прочего, это произведение очень низкого художественного уровня.
Многие специалисты справедливо считают, что это не художественная, а публицистическая книга. Читается она очень тяжело, в ней нет интересного сюжета, даже эпизодов, захватывающих читателя, там нет. На мой взгляд, "Архипелаг ГУЛаг" совершенно не нужен в школьной программе, поскольку это произведение не отличается высотой ни литературного, ни документального уровня и не несет здорового духовно-нравственного заряда», - заключил иерей Алексий Мороз.) Перед изучением рассказа «Матренин двор» необходимо вспомнить, что А.И. Солженицын был учителем математики и физики, жил во Владимирской области, деревне Мильцево. Рассказ автобиографичен. Необходимо заострить внимание на названии рассказа, многозначности названия. 2 этап – во время чтения (диалог с автором, вычитывание подтекста, вопросы к тексту) Результатом этого должна стать интерпретация текста. Чтение в классе отрывками и даже главами – обязательное условие преподавания литературы. Надо почувствовать язык каждого писателя. Язык художественных произведений А.И. Солженицына самобытен. Читая рассказы и романы А.И. Солженицына, можно провести аналогию с языком творчества Андрея Платоновича Платонова («В прекрасном и яростном мире», «Котлован»…) в описании быта, дела, людских отношений. Язык мужской, закаленный, категоричный, крепкий, точный. Слова весомы, концептуально нагружены у Платонова. Лексика А.И. Солженицына окказиональна (имеет авторское образование: «густой интерес», «крохотки», «колченогая кошка», «не гналась за обзаводом», «нутряная «Россия», «ветер успокоения», «везде было тесно и лопотно», «в запущи живет», «печное грево», «травы сочают после дождя», «обомкнуто озеро лесом».…), ее нельзя найти в словарях. 3 этап – после чтения текста, рефлексивное чтение (умение понимать основную мысль текста, давать нравственную характеристику героям, сопереживание…). Результатом должно стать понимание авторского смысла, корректировка своей интерпретации. Контроль за домашним чтением можно организовать через тестирование, викторины (хорошо, если эти виды работ сделают сами учащиеся для класса). Стимулирует домашнее чтение пересказ понравившихся страниц и эпизодов.
Чтобы сформировать гражданина современного общества, активно проявляющего себя на благо родины, необходимо включить в программу по литературе (русскому языку) «Крохотки», стихотворения в прозе. Это ценный материал для комплексного анализа текста. Можно провести урок-семинар, распределив задания по группам. Каждая группа получит задание подготовить выразительное чтение «крохотки», определить тему (возможно, самостоятельно озаглавить рассказ), идею, проблему, способы (художественные средства, язык писателя), которые использует автор для раскрытия проблемы, подготовить по возможности иллюстрации, выступить с коллективным проектом в классе. Нельзя приуменьшить воспитательное значение каждой «крохотки». Будущее России связано с возрождением духовности нации. Каждая «крохотка» - мораль поколениям: будьте свободными, любите ближних и окружающую природу, храните национальное богатство.