Статья на тему: "Каким образом можно выяснить уровень готовности детей к обучению письму?"
Качество обучения в начальных классах зависит от подготовки учителя, его методической компетентности, ведь во время работы с первоклассниками учитель сталкивается с немалыми трудностями, связанными, главным образом, с тем, что в первый класс поступают дети с разными умственными способностями и с разной подготовкой. Работая с такими детьми, учитель обязан учитывать отличия в развитии школьников, в частности, их умение писать.
В первую очередь в процессе работы с младшими школьниками учитель видит, что одни дети овладевают навыком письма быстро и достаточно успешно, практически без усилий со стороны педагога. А другие очень нуждаются в особом внимании к себе, а также в дополнительном времени для уроков письма. Таким образом перед учителем, который учит первоклассников письму, возникает вопрос, как выяснить уровень готовности детей младшего школьного возраста к обучению письму, чтобы вовремя вносить коррективы в умения, приобретаемые детьми до школы, соответственно планировать работу индивидуальную и фронтальную, обеспечивая нагрузку тем ученикам, которые в некоторой степени умеют писать и оказывать индивидуальную помощь менее подготовленным ученикам.
На данный момент в современном мире существует достаточно много методик, которые позволяют определить уровень сформированности элементарного графического навыка детей, которые поступают в первый класс. Вот примеры методик, которые возможно применить для определения графического навыка письма и их краткая характеристика.
Тест А. Керна в модификации И. Ирасека
Этот тест является довольно распространенным в практике учителей начальных классов. Он состоит из трех основных заданий: рисование фигуры человека по представлению, графическое копирование рукописного предложения и копирование точек в заданном расположении в пространстве. Названные задания дают возможность понять общее представление об уровне психического развития ребенка, о его глазомере и способностях к подражанию, а также об уровне сформированности тонких двигательных координаций.
К первому заданию учитель должен дать такую инструкцию: «Нарисуй любого человека. Так, как ты умеешь». Дальнейшее объяснение, помощь или предупреждение ошибок и недостатков рисунка недопустимы. Если ребенок начинает расспрашивать подробнее, надо стараться выбрать форму ответа без конкретизации выполнения задания, например, можно ответить: «Рисуй так, как ты можешь»
Второе задание формируется таким образом: «Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще писать не умеешь, но попробуй это написать. Присмотрись внимательно, как это написано, и рядом напиши так же»
Объяснение третьего задания «Здесь нарисованы точки. Попробуй нарисовать их рядом так же». В этом случае педагог должен указать, где можно рисовать, поскольку у некоторых детей может ослабнуть концентрация внимания.
В процессе выполнения задания необходимо все время наблюдать за детьми и делать короткие примечания относительно их поведения. в первую очередь акцентировать внимание на то, какой рукой ученик пишет, не перемещает ли во время работы карандаш из одной руки в другую. Необходимо также фиксировать, не крутится ли ребенок все время, не падает ли у него карандаш, не возникает ли у ребенка желание обвести образец.
Каждое задание оценивается баллами от 1(лучшая оценка) до 5 (самая плохая отметка).
Дети, получающие за выполнение всех заданий 3-5 баллов, безусловно, имеют сформированный элементарный графический навык. Если дети получают 6-9 баллов, то для них педагог обязан подобрать специальные дополнительные задания. Оценка выше 10 баллов говорит о необходимости консультации психолога и серьезной систематической работы по развитию графического навыка младшего школьника.
Тест Куглера
На листе бумаги нарисовано 7 фигур, которые постепенно усложняются.Ребенку дается задание перерисовать их по возможности точнее.
Бумага должна быть нелинованной.
Шестилетний ребенок должен выполнить фигуру № 5 (норма)
Если ребенок перед поступлением в школу не смог нарисовать фигуры 5,6,то он к обучению в школе не готов. Фигуры должны быть расположены вертикально на одной стороне листа бумаги.
Методика «Домик» Н. И. Гуткиной
Методика «Дорожки» Л.А.Венгера
Методика представляет собой задание на проведение ребенком линий, соединяющих разные элементы рисунка. Методика позволяет определить уровень развития точности движений, степень подготовленности руки к овладению письмом, сформированность внимания и контроля за собственными действиями.
Также у детей шестилетнего возраста недостаточно развиты мелкие мышцы кисти. не завершено окостенение кисти, кости пальцев имеют множество хрящевых окончаний. В самом запястье ребенка только пять, потом шесть неразвитых костей, которые не прижимаются друг к другу. Названные физиологические особенности обусловливают затруднения в овладении первоклассниками навыком письма. В частности, у учеников появляются «дрожащие» линии, элементы букв выходят за пределы строки, соединения букв или неправильные, или совсем отсутствуют.
Сниженная способность детей к автоматизации двигательных навыков является причиной скованности, непластичности движений. Поэтому дети пишут буквы разной высоты, не соединяют их между собой. Для устранения этого недостатка желательно проводить письмо под такт и в «воздухе», упражнения на рисование со штриховкой, росчерки.
Таким образом, успешность овладения навыком письма первоклассниками зависит от осознания учителем психофизиологических особенностей детей и отбора упражнений и заданий, направленных на развитие у детей пространственного воображения, кинестетического контроля движений и способности к их автоматизации, самоконтролю и волевым качествам.