Еловская Наталья Васильевна,
Козлова Жанна Андреевна
МБДОУ №96
г. Иркутск
ТЕХНОЛОГИЯ КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЯ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ИНИЦИАТИВНОСТИ И ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В ДОУ
Предметы ближайшего окружения являются для маленького ребенка источником любопытства и первой степенью познания мира.
Организуя познание предметного мира, требуется раскрыть детям существенные особенности предметов, способствовать освоению вариативных способов познания и интеллектуальной деятельности, развивать исследовательский подход к доступным для дошкольника объектам окружающей действительности.
Коллекционирование – долгий творческий процесс, требующий определенного терпения, когда человек не просто собирает какие либо предметы, но и интересуется их историей, изучает все, что с ним связано.
В Толковом словаре русского языка (С.И. Ожогов, Н.Ю. Шведова) коллекционирования рассматривается как деятельность по собиранию коллекций, систематизированных собраний каких-либо предметов (как правило, однородных или объединенных общностью темы). Коллекционирования предполагает выявления, сбор, изучение, систематизацию материалов. Этим оно принципиально отличаются от простого собирательства.
Экспериментальное исследование показывает наличие некоторого опыта и потребность современных дошкольников в коллекционировании. У современных детей есть начальный опыт стихийного собирательства, который постепенно перерастает в более устойчивую и целенаправленную деятельность.
Для дошкольников не важны «уникально дорогие» показатели предмета; в выборе и оценке предмета в большей мере они ориентируются на соответствие его некоторому стереотипному образу (часто представляемому в мультфильмах для детей: выбор цвета, декоративные детали, наличие определенных символов и атрибутов).
Например, впечатления детей об отдыхе на море могут стать началом «морской темы»: Дети начнут вместе с вами коллекционировать изображения старинных кораблей, вырезать их из журналов, делать коллаж и панно на морские темы и т.д.
Детские коллекции характеризуются визуальностью (разложить предметы, любоваться, показывать «миру») и манипулятивностью (разнообразие действия с предметами). Бытование коллекции часто сводиться к рассматриванию предметов, обмену, демонстрации сверстникам и взрослым.
Для объединения детей, имеющих разные собирательские интересы, важно выбрать обобщенную тему, позволяющую представить каждому ребенку свои экспонаты.
Для развития умений коллекционирования целесообразно подсказать (предложить, но не настаивать) разные способы действий с экспонатами. При этом используемы дидактические приемы не должны заслонять саму коллекцию и собирательство.
Необходимо обратить особое внимание на то, что особенно интересует ребенка. Это содержание следует отразить в предметно-пространственной среде, дающей дошкольнику возможность накапливать и обогащать разнообразный опыт познавательной деятельности окружающего мира.
Список литературы
1.Образовательная область «Познавательное развитие» (Методический комплект М69 программы «Детство»): учебно-методическое пособие / З.А. Михайлова, М.Н. Полякова, Т.А. Ивченко, Т.А. Березина, Н.О. Никонова; ред. А.Г. Гогоберидзе. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2016. – 304 с.
2.Крулехт М.В.
Дошкольник и рукотворный мир. – СПб.: «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2002. – 160 с.: (Библиотека программы «Детство»).
3.Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» (Методический комплект программы «Детство»): Учебно-методическое пособие / Т.И. Бабаева, Т.А. Березина, Л.С. Римашевская; ред. А.Г. Гогоберидзе. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2016. – 384 с.
4.Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения №1 январь/2010. Издатель – ЗАО «МЦФЭР».