Автор: Софронова Наталья Андреевна
Лего-конструирование — просто игра или серьёзное занятие?
Государственные образовательные стандарты нового поколения требуют применение новых педагогических технологий. Главным отличием принятых стандартов является ориентация образования на результат на основе системно - деятельностного подхода. Деятельность – это первое условие развития у школьника познавательных процессов. То есть, чтобы ребенок развивался, необходимо его вовлечь в деятельность. Образовательная задача заключается в создании условий, которые бы спровоцировали детское действие. Такие условия легко реализовать в образовательной среде лего.
Младший школьный возраст – особый, уникальный по своей значимости период жизни человека. Это время активного познания окружающего предметного и социального мира, человеческих отношений, осознания себя в этом мире, развития познавательных способностей.
Конструктор «LEGO» знакомит детей с миром моделирования и конструирования. Работа с образовательными конструкторами Лего позволяет обучающимся в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки. При построении модели затрагивается множество проблем из разных областей знания – от теории механики до психологии, – что является вполне естественным. В программу занятий включены коллективные творческие проекты, в совместной работе дети развивают свои индивидуальные творческие способности, коллективно преодолевают творческие проблемы, получают важные фундаментальные и технические знания. Они становятся более коммуникабельными, развивают навыки организации и проведения исследований, что, безусловно, способствует их успехам в освоении новых знаний.
Лего-конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей обучающихся. Техническое детское творчество является одним из важных способов формирования профессиональной ориентации детей, способствует развитию устойчивого интереса к технике и науке, а также стимулирует рационализаторские и изобретательские способности.
Обучающая среда лего позволяет учащимся использовать и развивать навыки конкретного познания, строить новые знания на привычном фундаменте. Обучение в игре помогает ребёнку воплощать в жизнь свои идеи, строить и фантазировать. Ребёнок увлечённо работает и видит результат. А любой успех побуждает желание учиться. В ходе занятий повышается коммуникативная активность каждого ребёнка, происходит развитие его творческих способностей.
На занятиях используется конструктор LEGO Education. Решения данных наборов лего-конструктора призваны вдохновлять учеников на творчество и получение новых знаний в области естественных наук и технологий, чтобы помочь им стать успешными в будущем. Как считают авторы-разработчики наборов LEGO Education, практический подход к обучению очень важен для достижения этой цели.
Решения LEGO Education для дошкольного образования помогают малышам лучше понять окружающий мир благодаря формированию языковых навыков, социально-эмоциональному развитию, изучению основ математики, естественных наук и программирования. Чтобы вдохновить детей на постоянное получение новых знаний, мы предлагаем наши учебные материалы и идеи по организации игровой деятельности, разработанные в соответствии с ФГОС ДО РФ.
Решения LEGO Education позволяют направить природную любознательность и творческие способности детей на развитие навыков, необходимых для последующего изучения предметов естественнонаучного и технического циклов. Решения для начальной школы предназначены для изучения основных естественнонаучных и технических понятий, развития навыков совместной работы, решения задач, коммуникации.
Лего–конструирование объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, способствует активизации мыслительно-речевой деятельности, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, расширяет кругозор, а всё это позволяет успешному освоению учебного материала в школе. В настоящее время в области педагогики и психологии уделяется особое внимание детскому конструированию.
Конструкторы «LEGO» улучшают моторику и воображение ребёнка: кирпичики позволяют создать множество конструкций, начиная от тех, что изображены на идущей в комплекте схеме, так и придуманных самостоятельно. Конструкторы лего учат планировать и выстраивать последовательность своих действий. Для ребёнка, это осознание, что именно от него зависит то, насколько правильной и красивой будет то или иное сооружение, всё это настраивает его на проявление особой внимательности и сосредоточенности при изучении схемы и соединения деталей.
Остановимся более подробно на том, что развивает лего-конструирование у детей.
1) Мелкая моторика. Строительство башни учит детей постепенным достижениям, по мере того как они строят всё выше и выше. Манипулирование кирпичиками и блоками развивает и совершенствует мелкую моторику, ловкость и координацию рук и глаз. Закрепление кирпичиков друг с другом помогает укрепить мышцы рук, что очень важно для подготовки детей к письменной работе. Этому способствует замысловатые движения для блокировки кирпичиков и практика освоения данного мастерства.
2) Мышление. Дети могут творить всё, что их душе угодно, они могут разбирать конструкции до основания, а затем строить их заново. Возможности безграничны, это делает игрушку вне времени, дети возвращаются к ней снова и снова. Дети учатся сосредотачиваться и концентрироваться играя с конструктором лего, поскольку требуется внимание для соединения элементов и сборки модели. Мышление, умение решать проблемы, концентрация и внимание, всё это применяется при конструировании с лего.
3) Социальные навыки. В лего можно играть как самостоятельно, так и в парах или группе. Это приучает детей к доброте и сотрудничеству. А также способствует развитию социальных навыков и учит детей совместному труду и командной работе. Социальные навыки развиваются тогда, когда дети учатся работать вместе друг с другом, или когда они являются частью группы.
4) Цвет и основы математики. Конструктор лего также может быть использован для преподавания элементарной математики, решения задач, для счёта, а также для создания узоров. Лего учит детей цветовому восприятию и цветовым различиям. Дети могут весело проводить время раскладывая кирпичики в соответствующие цветовые группы и определяя цвета в каждой группе. Они также могут сортироваться по группам разных размеров.
5) Уверенность. Терпение также приучает детей соединять кирпичики вместе, что может быть затруднительно в первое время, и это учит целеустремлённости. После того, как кирпичики соединяются — это начинает придавать им больше уверенности и повышает чувство собственного достоинства. Создание новых и различных моделей с конструктором лего даёт детям удовлетворение и уверенность, основанную на логическом завершении построении модели.
Конструктор лего — это большое удовольствие и обучение для детей всех возрастов. Дети учатся многим новым навыкам и это даёт им возможность развиваться в своём собственном темпе. Лего-конструирование — это не просто игра, а серьёзное занятие.
Список литературы
1. Бондаренко Т.Г. «Дайте детству созреть...». Включение ЛЕГО-конструирования в образовательный процесс / Т.Г.Бондаренко, С.Л.Полюхович, С. С. Ивинская // Пачатковая школа. – 2012. – № 1. – С. 3–5.
2. Бондаренко Т.Г. ЛЕГО-технология в начальных классах / Т.Г.Бондаренко, С.С.Ивинская // Пачаткова енавучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа. – 2011. – № 3. – С. 22.
3.https://education.lego.com/v3/assets/blt293eea581807678a/blted38131e7db8d1f3/5f8ff211f9d3bf27fac3d9f7/lecatalogue2020_ru-9fc974db73142216d55a124606b047d7.pdf
4. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2016/05/20/lego-konstruirovanie-chto-eto-modnaya-igra-ili-seryoznoe