Lesson Study как форма сотрудничества
в триаде ученик- учитель- ученик
«Педагоги не могут успешно кого- учить,
если в это же время усердно не учатся сами…»
Али Апшеро.
Система образования 21-го века предполагает расширение сотрудничества между учителями, в рамках которого учителя смогут работать совместно, обмениваться инновационными и эффективными идеями, усиливая тем самым влияние используемых в практической деятельности подходов в преподавании и обучении. Хочется поделиться с вами своим практическим опытом в рамках Лессон Стади. Для меня, как учителя, проводящего уроки с применением подхода Lessonstudy, важно уметь определять не только конкретные цели и задачи, но и ключевую идею исследования, новый подход, с помощью которого будет решаться существующая проблема в учебной деятельности учащихся. Как классного руководителя и учителя, меня беспокоит проблема сниженной мотивации учащихся и их неумение взаимодействовать друг с другом в процессе обучения. Совместно с группой учителей мы задались вопросом: «Как улучшить процесс обучения учащихся в группах, научить совместно мыслить?»
Все результаты, касающиеся процесса обучения учеников, систематизируются и анализируются всеми членами группы после завершения исследовательского урока и затем, совместная работа подлежит перепланированию с учетом результатов, полученных в процессе обучения, чтобы обеспечить использованию LessonStudy большую эффективность. Начинается все с постановки триединой цели и задач урокадля осуществления совместной плодотворной работы. Следующий этап в планировании урока-определение ожидаемых результатов, ориентированных на зону ближайшего развития учащихся:что будет ученик знать, уметь и как будет формироваться его личностная сфера.
Как и для любого стандартного урока определяю тип урока. Мой поурочный план представляет собой таблицу, которая позволяет регламентировать время, этапы урока, деятельность учителя и учащихся. Данный план урока позволяет мне детально расписать последовательность работы учащихся.
Проводя урок, помогаю учащимся позитивно настроиться на работу, создавая коллаборативную среду через проведение тренингов. Большое внимание уделяю улучшению работы учащихся в группах. Групповая деятельность имеет преимущества перед индивидуальной, так как она способна решать более сложные задачи при «совместном мышлении». Группы формирую по принципу сообразности. Их формирование по психологической комфортности или с учетом конкретных сильных сторон индивидуальных участников групп. Важно при групповой работе выработать общие правила коммуникации участников группы.
Так, малые группы (4-6 учащихся) эффективны для многих видов деятельности , но для совместных мыслительных задач высокого уровня и для обучения сверстников выгодно организовать взаимодействие в парах.Результатом такого распределения учащихся является активное взаимодействие всех учащихся, например, при работе с вопросами или обсуждение нового материала, в работу включены все учащиеся. Даю возможность учащимся, за которыми ведется наблюдение, отвечать наравне со всеми, не выделяя их. Организую и поддерживаю работу учащихся, определяя время для обсуждения после выполнения задания. На уроке развиваю у учащихся межличностные навыки, выполняю роль «фасилитатора», направляю и поддерживаю процесс обучения.
Повышается мотивация учащихся, творческие задания становятся неотъемлемой частью обучения и выполнения заданий. Хочется отметить тот факт, что системность это путь к продуктивной работе. Так например, когда я внедряла синквейн и прием ПОПС, учащиеся долго привыкали к выполнению таких заданий, стеснялись высказать свое мнение. Системность применения разноуровневых заданий, приемов по развитию критического мышления, позволили учащимся быть увереннее в своих ответах, учащиеся научились творчески мыслить и высказывать свое мнение.Это уже результат и достижение
Благодаря групповой работе и разнообразию приемов у учащихся формируется чувство толерантности и умение выслушать друг друга и высказать свое мнение. Рефлексия на каждом этапе урока: при проверке д/з, при изучении нового материала или его закреплении, позволяет увидеть на каком уровне учащиеся усвоили учебный материал, проследить сильные и слабые стороны.
Мне, как учителю, исследование урока, позволяет быть не просто учителем а быть для учащихся помощником, наставником. Урок проходит в яркой насыщенной форме, активно.С помощью данного подхода можно выявить одаренность учащихся, помочь слабым учащимся проявить свои сильные стороны.
Таким образом, Lessonstudy - это:Наиболее эффективный способ профессионального развития, который способствует созданию профессионального сообщества учителей и помогает учителю сфокусироваться на том, как думают и обучаются учащиеся.
Учитель истории КГУ «Средняя школа №3» г. Житикары
Аишева Людмила Геннадьевна