Модели анализа поэтического текста на уроках литературы в СПО
Актуальность поисков эффективных методических путей углубления восприятия литературы читателями определяется, прежде всего, задачами современного литературного образования. Сегодня острейшим образом стоит проблема чтения: как осознанный эстетический акт оно фактически исчезает из повседневной жизни учеников. При достаточно бедном читательском опыте современных школьников восприятие ими классической литературы, и в том числе поэзии, затруднено. Безусловно, одним из важнейших исследовательских умений, которым необходимо овладеть ученику для глубокого проникновения в художественный мир стихотворения, является анализ поэтического текста как способ проникновения в образно-эстетическую реальность, созданную писателем. Углубление первоначального восприятия лирических произведений в процессе их изучения, а также совершенствование читательских умений, обеспечивающих развитие у учащихся способности восприятия художественной литературы в целом, может быть достигнуто, если на уроках литературы в СПО будет организована систематическая работа, направленная на ознакомление учащихся с образцами анализа и освоение школьниками эффективных приемов целостного анализа поэтики стихотворения.
Вопросам анализа поэтического текста и школьного изучения лирики посвящена обширная литературоведческая и методическая литература. Однако анализ лирического текста в школе до сих пор представляет собой сложную и не до конца решенную проблему, так как изучение лирики как особого рода литературы, к сожалению, часто остается поверхностным. Типичными формами работы по анализу лирического стихотворения в школе являются предложенные во многих методических пособиях планы анализа лирического текста. Предлагаемые схемы анализа затрагивают все потенциально возможные аспекты структуры лирического текста, однако авторы не акцентируют внимание на том, что далеко не каждый из этих аспектов может оказаться продуктивным при анализе конкретного стихотворения.
Мы выделили наиболее важные, на наш взгляд, аспекты:
1. Анализ специфики лирического сюжета. Оговоримся, важно объяснить учащимся, что лирический сюжет – это не событийная динамика, движение не событий, а иных факторов: точки зрения лирического героя (например, в стихотворении «Фантазия» К. Бальмонта), мысли (что характерно, например, для поэзии В.Брюсова), ритма (во многих текстах В. Хлебникова), ассоциаций (в лирике О.Мандельштама или И.Анненского) и т.д.
2. Анализ фигуры лирического героя, его философско-мировоззренческого комплекса, ролевого статуса, логики эволюции продуктивен, например, при анализе лирики А. Блока (его «трилогии вочеловечивания») или рассмотрении специфики акмеистического периода творчества Н.Гумилева; интересным может оказаться и процесс противопоставления фигур лирических героев двух поэтов, например, Бальмонта и Сологуба, Брюсова и Белого.
3. Рассмотрение особенностей предметной детализации важно, например, при анализе лирики И.Бунина, у которого именно мелочь, художественная деталь оказывается зачастую важнее художественного целого, а сам принцип подбора деталей характеризуется стремлением писателя найти максимально точную, конкретную и чувственно ощутимую подробность. Но вряд ли будет продуктивно при анализе «дематериализованных» стихотворений русских символистов.
4. Анализ системы изобразительновыразительных средств недопустимо производить по принципу простой констатации наличия того или иного приема: в стихотворении нужно рассматривать не концентрацию тропов и фигур, а процесс их семантизации – понимания функции приема, возникновения из тропа смысла.
5. Анализ метрической организации текста и особенностей рифмовки и строфики также не должен быть формальной констатацией версификационных параметров, - важно определить, какое значение они имеют для понимания семантики поэтического текста. Так, при анализе поэмы А.Блока «Двенадцать» невозможно обойти вниманием странную рифму «пес – Христос», трактовка которой позволяет осмыслить глубокое философское содержание поэтического произведения.
6. При рассмотрении фонической организации поэтического текста опять же важно не ограничиваться фиксацией ассонансов или аллитераций, а рассматривать их в контексте единой лирической системы: как процесс звукового сопровождения темы (известные бальмонтовские «Камыши») или аккомпанирования звуком смыслу, когда, например, в знаменитой блоковской «Незнакомке» режущие ухо диссонансы первой части, воссоздающие «страшный мир» снимаются плавной музыкой ассонансов второй части – появления пленительной Незнакомки.
Выявление вышеперечисленных аспектов анализа, продуктивных для интерпретации лирического текста, не означает, что возможно составить некую комбинацию, задающую определенную логику анализа, которая станет универсальной формулой интерпретации любого стихотворения.
Последовательность анализа в каждом конкретном случае определяется интерпретатором исходя их специфики конкретного текста. Приступая к анализу лирического текста на уроке литературы, нужно помнить, что стихотворение - это "сложно построенный смысл", и не может быть универсального "ключа" к любому стихотворению. Каждый лирический текст требует разных приемов анализа и разных моделей интерпретации. И задача учителя – вооружить школьников «правильным инструментарием» – умением выявлять те аспекты организации поэтического текста, которые могут оказаться продуктивными для его анализа. Анализ работ ведущих современных исследователей позволяет сформулировать те принципы, на основании которых необходимо выстраивать анализ лирического текста в СПО:
1) отказ от комплексных схем и нормативных моделей, унифицирующих лирические произведения;
2) выявление эстетической доминанты стиха, то есть того фактора, который позволит выявить смысл, станет ключом к расшифровке смысла стихотворения;
3) вариативность моделей анализа.
Мы предлагаем разные модели анализа лирического текста при изучении поэзии «серебряного века» в СПО.
1) Методика «ложного хода» (или метод проб и ошибок, или анализ стихотворения с «отброшенным ключом») является одной из оптимальных при рассмотрении стихотворений поэтов «серебряного века», учитывая своеобразие поэтики данного периода. Сущность этой методики состоит в следующем.
В лирике «серебряного века» таких произведений много, потому что элитарность и интеллектуализм – основные признаки литературы данного периода, когда каждый поэт считал свои стихотворения уникальными и неповторимыми, рассчитывал видеть среди читателей – сотворцов, людей, способных на просто понять написанное, но и продолжить «творение» предложенной поэтом реальности. Отобрав материал (например, одно из стихотворений О. Мандельштама), учитель намеренно предлагает учащимся один из классических путей анализа стихотворения, основанный на: – рассмотрении фигуры лирического героя; - анализе лирического сюжета; - интерпретации семантики заглавия; - рассмотрении пространственно-временной ситуации, воссозданной в тексте и т.д. Данный классический ход кажется, на первый взгляд, логически безупречным: именно на него ориентирует первичное читательское восприятие. Через серию наводящих вопросов учащиеся пытаются прийти к пониманию основного смысла предложенного к рассмотрению стихотворного текста, однако заходят в тупик, так как данный вектор оказывается логически нереализуемым. Возникает ситуация «короткого замыкания», которая побуждает учащихся искать новый «ключ» к расшифровке тайны стиха. На этот «ключ» может указать учитель, но его могут попробовать предложить (в подготовленном классе) и сами ученики.
В качестве «ключа» может выступать: - весь контекст творчества писателя; - внетекстовые факторы (черновики, рукописи, биографические сведения и т.п.); - культурная традиция; - стихотворный размер. Воспользовавшись этим «ключом», учащиеся проходят еще один путь анализа при помощи инструментария, в большей степени адекватного художественному мировосприятию поэта. 2) Метрическая интерпретация. Рассмотрение метрической структуры поэтического текста при традиционном подходе к анализу стихотворения обычно оказывается на «периферии». В лучшем случае, учитель или ученик указывают размер и уточняют, каким образом он влияет на мелодию стиха. Однако во многих стихотворениях поэтов «серебряного века» именно метрический анализ позволяет дать нужную интерпретацию поэтического текста. Размер в таких стихотворениях оказывается не одним из параметров (по предлагаемому традиционному плану – последним) анализа поэтического текста, а явно семантизируется, рождает смысл. Так, именно стихотворный размер оказывается «ключом» к пониманию смысла некоторых стихотворений И.Анненского и В. Хлебникова. Суть методики метрического анализа поэтического текста состоит в том, что первым «шагом» анализа является рассмотрение именно того параметра, который обычно оказывается последним – определение стихотворного размера и составление ритмической схемы стиха. Кажется, что сама по себе ритмическая схема – «вещь неговорящая» (пиррихий, спондей сигнализирует всего лишь об отсутствии, наличии ударения). Однако в метрической схеме может заключаться определенная закономерность, которую учащиеся могут логически проинтерпретировать и которая позволит сформулировать смысловую конфигурацию рассматриваемого стихотворения, некую идею, лежащую в основе данной метрической структуры. После чего эта идея проигрывается, подтверждается анализом других уровней текста. 3) Методика парного сопоставления (противопоставления) поэтических текстов. Для данного типа анализа выбираются поэтические произведения авторов, которые оказываются полярными по отношению друг другу в плане художественных установок, стилистики, принципов письма и т.п. Именно в парном сопоставлении и выявляются характерные особенности того или иного текста. Основанием для выстраивания антитетических пар могут служить разные параметры: - стилистические (противопоставление текстов поэтанеоромантика и неоклассициста: например, стихотворений К.Бальмонта и В.Брюсова); - эмоциональные, противоположные по качеству пафоса, мироощущения (например, сопоставление стихотворений (или поэтических систем) К.Бальмонта и Ф.Сологуба); - различия художественных систем – направлений (сравнение стихотворений на одну тему поэтов символиста и акмеиста). 4) Методика «текст – попутчик, текст – оппонент» основывается на том, что многие стихотворения поэтов «серебряного века» явно ориентированы на тексты, созданные в предшествующие культурные эпохи. Задача учителя на таком уроке – помочь учащимся сопоставить рассматриваемый поэтический текст и исходный лирический (мифологический) сюжет, отметив таким образом существенные различия и в мировосприятии авторов. Например, интересно рассмотреть одноименные стихотворения В.Брюсова и А.Пушкина («Памятник»), К.Бальмонта и А.Пушкина («Узник») или трактовку античных мифов в стихотворениях В.Брюсова, А.Белого, О.Мандельштама. 5) Методика анализа стихотворения как концентрата творчества (принцип текста-«фрактала») предполагает анализ стихотворения с опорой на контекст творчества поэта (или контекст предшествующих культурных эпох), когда для анализа выбирается такое стихотворение поэта, которое в сжатом, сконцентрированном виде содержит в себе все основные составляющие его творчества: как философскомировоззренческие доминанты, так и элементы поэтики. В этом случае стихотворение (например, стихотворение О.Мандельштама «Грифельная ода») становится как бы образным эквивалентом всего творчества поэта, и анализ одного текста позволяет выявить основные особенности художественного мира поэта в целом. В заключение хочется отметить, что предложенные методы работы по анализу лирического стихотворения успешно используются на уроках литературы в СПО и дают свои положительные «всходы»: на уроках - семинарах, посвященных поэтам «серебряного века» (символистам, акмеистам, футуристам), к которым учащиеся готовятся самостоятельно, школьники демонстрируют прекрасное владение предложенным им на описанных уроках инструментарием анализа сложных поэтических текстов и даже пробуют предложить свои подходы к анализу стихотворений.