Нетрадиционный урок - это импровизированное учебное занятие, которое имеет нетрадиционную (неустановленную) структуру.
Типы нетрадиционных уроков:
Урок - "погружение"
Урок - деловая игра
Урок-пресс-конференция
Урок-соревнование
Театрализованный урок
Урок с групповыми формами работы
Урок - взаимообучение обучающихся
Компьютерные игры
Урок-творчество
Урок-консультация
Урок-аукцион
Урок, который ведут обучающиеся
Урок-зачет
Урок - сомнения
Урок - творческий отчет
Урок-формула
Урок-конкурс
Бинарный урок
Урок-обобщение
Урок-фантазия
Урок-игра
Урок - "суд"
Урок поиска правды
Урок-лекция "Парадоксы"
Урок-концерт
Урок-диалог
Урок - "следствие ведут знатоки"
Урок - ролевая игра
Урок-конференция
Урок-семинар
Интегральный урок
Урок - "круговая тренировка"
Межпредметные уроки
Урок-экскурсия
Легко заметить, что в число интерактивных методов обучения попали некоторые типы занятий, которые в более ранних классификациях фигурировали как вспомогательные, внеклассные и внеурочные формы организации учебной работы.
Нетрадиционные формы обучения, как и привычные типы уроков, в основе своей классификации имеют целевой компонент. Именно поэтому их целесообразней рассматривать как отдельный подтип традиционных типов урока. И только те формы организации учебной деятельности выдерживают испытание временем, у которых есть конкретная целевая установка и соответствующие ей структура и содержание работы.
Цель как основа типологии форм обучения | Традиционные формы обучения | Интерактивные методы обучения |
Изучение обзорных и монографических тем. Изучение литературно-критических статей. Начало изучения биографии и творчества писателя. | Вступительные занятия. Уроки изучения нового. | Урок – лекция. Урок – исследование. Урок – устный журнал. Урок – пресс-конференция. |
Анализ литературного произведения. Теория литературы. | Общедидактические типы уроков с разными путями анализа. | Урок – деловая игра. Урок – путешествие. Урок – с групповыми формами работы. Урок – конкурс. Урок – суд. |
Развитие речи обучающихся. Контроль ЗУН. | Уроки развития речи. Урок контроля и оценки знаний. | Урок – зачет. Урок – семинар. Урок – творческий отчет. |
Чтобы урок литературы был эффективным, нужно:
Точно обозначить тему, дидактическую, развивающую и воспитательную цели, тип и структуру урока.
Обозначить значение урока в системе других, связать его с предыдущим и следующим.
Отобрать содержание учебного материала (определить его объем, установить связь с выученным ранее, подобрать дополнительный материал и т.д.).
Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения, разнородные виды деятельности.
Определить формы контроля над учебной деятельностью обучающихся.
Обеспечить оптимальный темп урока и единую логику развертывания деятельности преподавателя и обучающихся.
На практике реализовать требования, которые следуют из общедидактических и методологических принципов.
Установить демократический стиль управления учебной деятельности, создать атмосферу сотрудничества в совместной деятельности преподавателя и обучающегося.
Пришло время, чтобы учитель включился в процесс создания индивидуальных программ, чтобы именно педагоги поднимали актуальные проблемы преподавания литературы в школе. Считаю наиболее эффективным интерактивным методом обучения следующий тип урока литературы: урок - деловая игра. Педагогическое осмысление приводит к выводам о том, что подготовка деловой игры начинается с разработки сценария. В проект такого урока входят:
цели обучения,
развитие и воспитание обучающихся,
формулировка изучаемой проблемы,
план деловой игры,
содержание деятельности членов игры,
правила игры.
Деловая игра включает следующие этапы:
Актуализация базовых знаний, мотивация деятельности обучающихся, стимулирование самостоятельной познавательной деятельности;
Формирование творческих групп по 3-5 человек, презентация команд (обсуждение названия, девиза, эмблемы каждой команды). В каждой игровой группе выбираются ведущие (или ответственные);
Создание проблемной ситуации, формулировка проблемы;
Работа в творческих группах.
Каждая команда получает творческое задание и материалы, необходимые для его выполнения, и вырабатывает свою концепцию решения проблемы:
Общее обсуждение проблемы: на данном этапе совершается коллективная выработка решения проблемы.
Анализ деятельности каждой команды, выведение суммарных поощрений и штрафных баллов, оценка деятельности всех участников группы.
Домашнее задание.