СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на тему: "Нетрадиционные формы обучения на уроках литературы"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нетрадиционные формы обучения, как и привычные типы уроков, в основе своей классификации имеют целевой компонент. Именно поэтому их целесообразней рассматривать как отдельный подтип традиционных типов урока.

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему: "Нетрадиционные формы обучения на уроках литературы"»

Нетрадиционный урок - это импровизированное учебное занятие, которое имеет нетрадиционную (неустановленную) структуру.

Типы нетрадиционных уроков:

  • Урок - "погружение"

  • Урок - деловая игра

  • Урок-пресс-конференция

  • Урок-соревнование

  • Театрализованный урок

  • Урок с групповыми формами работы

  • Урок - взаимообучение обучающихся

  • Компьютерные игры

  • Урок-творчество

  • Урок-консультация

  • Урок-аукцион

  • Урок, который ведут обучающиеся

  • Урок-зачет

  • Урок - сомнения

  • Урок - творческий отчет

  • Урок-формула

  • Урок-конкурс

  • Бинарный урок

  • Урок-обобщение

  • Урок-фантазия

  • Урок-игра

  • Урок - "суд"

  • Урок поиска правды

  • Урок-лекция "Парадоксы"

  • Урок-концерт

  • Урок-диалог

  • Урок - "следствие ведут знатоки"

  • Урок - ролевая игра

  • Урок-конференция

  • Урок-семинар

  • Интегральный урок

  • Урок - "круговая тренировка"

  • Межпредметные уроки

  • Урок-экскурсия

Легко заметить, что в число интерактивных методов обучения попали некоторые типы занятий, которые в более ранних классификациях фигурировали как вспомогательные, внеклассные и внеурочные формы организации учебной работы.

Нетрадиционные формы обучения, как и привычные типы уроков, в основе своей классификации имеют целевой компонент. Именно поэтому их целесообразней рассматривать как отдельный подтип традиционных типов урока. И только те формы организации учебной деятельности выдерживают испытание временем, у которых есть конкретная целевая установка и соответствующие ей структура и содержание работы.

Цель как основа типологии форм обучения

Традиционные формы обучения

Интерактивные методы обучения

Изучение обзорных и монографических тем. Изучение литературно-критических статей. Начало изучения биографии и творчества писателя.

Вступительные занятия. Уроки изучения нового.


Урок – лекция. Урок – исследование. Урок – устный журнал. Урок – пресс-конференция.

Анализ литературного произведения. Теория литературы.

Общедидактические типы уроков с разными путями анализа.

Урок – деловая игра. Урок – путешествие. Урок – с групповыми формами работы. Урок – конкурс. Урок – суд.

Развитие речи обучающихся. Контроль ЗУН.

Уроки развития речи. Урок контроля и оценки знаний.

Урок – зачет. Урок – семинар. Урок – творческий отчет.

Чтобы урок литературы был эффективным, нужно:

  1. Точно обозначить тему, дидактическую, развивающую и воспитательную цели, тип и структуру урока.

  2. Обозначить значение урока в системе других, связать его с предыдущим и следующим.

  3. Отобрать содержание учебного материала (определить его объем, установить связь с выученным ранее, подобрать дополнительный материал и т.д.).

  4. Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения, разнородные виды деятельности.

  5. Определить формы контроля над учебной деятельностью обучающихся.

  6. Обеспечить оптимальный темп урока и единую логику развертывания деятельности преподавателя и обучающихся.

  7. На практике реализовать требования, которые следуют из общедидактических и методологических принципов.

  8. Установить демократический стиль управления учебной деятельности, создать атмосферу сотрудничества в совместной деятельности преподавателя и обучающегося.

Пришло время, чтобы учитель включился в процесс создания индивидуальных программ, чтобы именно педагоги поднимали актуальные проблемы преподавания литературы в школе. Считаю наиболее эффективным интерактивным методом обучения следующий тип урока литературы: урок - деловая игра. Педагогическое осмысление приводит к выводам о том, что подготовка деловой игры начинается с разработки сценария. В проект такого урока входят:

  • цели обучения,

  • развитие и воспитание обучающихся,

  • формулировка изучаемой проблемы,

  • план деловой игры,

  • содержание деятельности членов игры,

  • правила игры.

Деловая игра включает следующие этапы:

  1. Актуализация базовых знаний, мотивация деятельности обучающихся, стимулирование самостоятельной познавательной деятельности;

  2. Формирование творческих групп по 3-5 человек, презентация команд (обсуждение названия, девиза, эмблемы каждой команды). В каждой игровой группе выбираются ведущие (или ответственные);

  3. Создание проблемной ситуации, формулировка проблемы;

  4. Работа в творческих группах.

Каждая команда получает творческое задание и материалы, необходимые для его выполнения, и вырабатывает свою концепцию решения проблемы:



  • Общее обсуждение проблемы: на данном этапе совершается коллективная выработка решения проблемы.

  • Анализ деятельности каждой команды, выведение суммарных поощрений и штрафных баллов, оценка деятельности всех участников группы.

  • Домашнее задание.