СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на тему "ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье приводится личный опыт организации образовательной экскурсии.

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему "ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ"»

Михайлова Диана Сергеевна,

КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1

им. М. Горького», студент 3 курса

специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Руководитель: преподаватель, Вахромеева Т.А.


ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ


Аннотация: В статье рассматривается процесс формирования математической грамотности посредством образовательных экскурсий. Показана связь между математической грамотностью и образовательными экскурсиями. Приведены два примера образовательных экскурсий, которые формируют математическую грамотность.

Ключевые слова: Математическая грамотность, образовательная экскурсия.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования устанавливает требования к предметным результатам: включающим использование начальных математических знаний при решении учебных и практических задач и в повседневных ситуациях для описания и объяснения окружающих предметов, процессов и явлений, оценки их количественных и пространственных отношений, в том числе в сфере личных и семейных финансов [1, c.26]. На основе данной формулировки мы делаем вывод, что обучающиеся на уроках математики должны не только получать знания, но еще и уметь их применять это и есть математическая грамотность.

Согласно концепции международной программы по оценке образовательных достижений учащихся «PISA» (Programme for International Student Assessment), «Математическая грамотность – это способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах. Она включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов для описания, объяснения и предсказания явлений» [4].

Т.В. Смолеусова считает, что формирование математической грамотности может происходить средствами образовательной экскурсии [3]. Автор приводит определение понятия образовательной экскурсии «Образовательная экскурсия – это форма организации учебного процесса, направленная на усвоение учебного материала вне школы и получение образовательных результатов: предметных, метапредметных и личностных» [2, с. 20].

Т.В. Смолеусова выделяет три основных этапа организации проведения образовательной экскурсии, а именно: подготовительный этап, который проводится до экскурсии, основной этап и заключительный этап. Доэкскурсионная подготовка включает в себя вводную беседу учителя. На основном этапе происходит самостоятельная работа обучающихся. На заключительном этапе представляются результаты работы, которая выполнялась в группах, а также подводятся общие итоги образовательной экскурсии [2, с. 20].

Рассмотрим первый пример образовательной экскурсии по теме «История заднего двора школы», которая была создана нами с использованием этапов, выделенных автором. Целью образовательной экскурсии было изучение исторических сведений о школе и формирование умения применять математические знания в практической ситуации.

На подготовительном этапе обучающимся четвертого класса была рассказана историческая справка об их школе № 6 г. Красноярска и об истории использования площади заднего двора. Далее объявили мы о том, что обучающиеся пойдут на образовательную экскурсию на задний двор школы. Ученикам необходимо на площадке заднего двора обнаружить предметы, по которым можно было бы определить историю заднего двора школы. Так, например, старые футбольные ворота могли свидетельствовать о том, что на заднем дворе когда-то играли в футбол. Заброшенная территория заднего двора «рассказывала» о том, что давно не использовалась учениками этой школы для активных игр или другого досуга. Ученикам была предложена следующая инструкция: «В скором будущем предполагается изменение заднего двора школы, планируется постройка спортивных и игровых зон для того, чтобы у заднего двора школы появилась новая история. Нам с вами нужно будет измерить площадь будущей площадки, посчитать, сколько нужно приобрести резинового покрытия для площадки и еще некоторые интересные задания. Какой будет площадка зависит от вас!». На данном этапе обучающимся был проведен инструктаж о правилах поведения во время образовательной экскурсии. Далее происходило деление на группы и ознакомление групп с заданиями.

Основной этап образовательной экскурсии проходил на заднем дворе школы. Обучающимся нужно было выполнить пять заданий практического характера. 1-ое задание: «В скором будущем предполагается изменение заднего двора. Планируется постройка спортивных и игровых зон. Выберите место для площадки. Измерьте площадь выбранной площадки. Напишите, каким способом вы находили площадь. Покажите результат измерения на модели».

2-ое задание: «Половина площадки будет покрыта резиновым покрытием. Запишите какова площадь покрытия данной площадки.

3-ее задание: Выберите производителя, который продает резиновое покрытие выгоднее всех. Сколько нужно будет заплатить денег за приобретение данного резинового покрытия?

Производители резинового покрытия

Производитель

«Айдапол»

«Эко Голд»

«Сэйф тэйл»

«Рострапол»

Цена за метр квадратный

1502 руб.


1400 руб.

1182 руб.

1450 руб.






4-ое задание: Нужно поставить песочницу размером 2 метра кв. * 2 метра кв., подойдет ли она по размеру площадки? Как вы рассуждали, подойдет ли песочница? Напишите в ответ ваши рассуждения.

5-ое задание: По границе площадки нужно поставить лавочки. Сколько лавочек необходимо, если длина лавочки 2 метра, а расстояние между ними не менее 1 м. Как вы узнали количество лавочек? Покажите на модели.

После проведенного времени на заднем дворе школы, обучающиеся совместно с экскурсоводом вернулись в учебный класс и продолжили работу над остальными заданиями.

Заключительный этап включал в себя обсуждение результатов выполнения заданий и рефлексию деятельности.

Осуществляя педагогическое наблюдение во время образовательной экскурсии, мы заметили, что многие обучающиеся приступили сразу выполнять задание, но были и те ученики, которые не приняли учебную задачу. Нами был сделан вывод, что данные обучающиеся были слишком взволнованы данным форматом урока, то есть образовательной экскурсией, и не смогли сразу приступить к выполнению задания. Но спустя некоторое время, те обучающиеся, которые были не вовлечены в измерение площади площадки, присоединились к группе.

Для учеников образовательная экскурсия стала новым форматом урока, поэтому, им очень понравилось измерять площадь на заднем дворе школы, а не в помещении класса. Многие обучающиеся выразили огромное желание снова сходить на образовательную экскурсию по математике.

Рассмотрим второй пример образовательной экскурсии по теме «История развития российских магазинов». Целью образовательной экскурсии было изучение исторических сведений о российских магазинах и формирование умения применять математические знания в практической ситуации.

На подготовительном этапе обучающимся четвертого класса была рассказана историческая справка о российских магазинах. Далее мы объявили о том, что обучающиеся пойдут на образовательную экскурсию в магазин. Ученикам была предложена следующая инструкция: «Сейчас, мы с вами отправимся на экскурсию в магазин. У каждого из вас будет индивидуальная карточка. Решаете вы все задания самостоятельно». На данном этапе обучающимся был проведен инструктаж о правилах поведения во время образовательной экскурсии.

Основной этап образовательной экскурсии проходил в магазине «Магнит». Обучающимся нужно было самостоятельно выполнить три задания практического характера. Задания в карточках были разные. Приведем пример заданий одной карточки. 1-ое задание: «У вас есть 230 рублей, сколько вы можете купить булок самого дешевого хлеба? Напишите решение задачи. В ответе укажите количество булок хлеба».

2-ое задание: «У вас есть 230 рублей, сколько вы можете купить булок самого дорогого хлеба? Напишите решение задачи. В ответе укажите количество булок хлеба».

3-е задание: «Представьте, что у вас в школе будет чаепитие. Вам нужно купить торт под названием «Прага» и разделить его на количество 28 человек в классе. Какова будет цена одного кусочка торта? Укажите стоимость торта. Напишите решение задачи. В ответе укажите цену одного кусочка торта».

После проведенного времени в магазине, обучающиеся совместно с экскурсоводом вернулись в учебный класс.

Заключительный этап включал в себя обсуждение результатов выполнения заданий и рефлексию деятельности.

Осуществляя педагогическое наблюдение во время образовательной экскурсии, мы заметили, что все обучающиеся приступили сразу выполнять задания.

Обучающимся понравилась данная экскурсия. Некоторые из них проявили желание, еще раз сходить в магазин на образовательную экскурсию. Одна из обучающихся поделилась своими впечатлениями об образовательной экскурсии: «Мне понравилось то, что это были не условные задачи, а те задачи, которые можно решить с помощью своего опыта. Мы решали задачи из жизненной ситуации».

Проведя образовательные экскурсии, мы увидели следующие преимущества для формирования математической грамотности:

  1. обучающиеся понимают, для чего математика может применяться в жизни;

  2. меняется мотивация обучающихся к изучению математики;

  3. с помощью экскурсии формируются метапредметные и личностные результаты. Образовательная экскурсия «даёт» образовательный эффект, то есть обучающиеся узнают что-то новое для себя.

Таким образом, для формирования и повышения уровня математической грамотности можно использовать возможности образовательных экскурсий, в которых есть задания, приближенные к повседневной жизни.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2021 № 286) – М.: Просвещение, 2021. – 31 с.

  2. Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный институт оценки качества образования». – URL: https://fioco.ru/Contents/Item/Display/2201978 (дата обращения: 21.03.2023).

  3. Смолеусова Т.В. Уроки-экскурсии по математике в начальной школе: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 112 с.

  4. Смолеусова Т.В. Математические экскурсии как средство формирования функциональной грамотности в начальной школе. – URL: https://uchitel.club/events/matematiceskie-ekskursii-kak-sredstvo-formirovaniya-funkcionalnoi-gramotnosti-v-nacalnoi-skole/ (дата обращения: 21.03.2023).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!