Обучение школьников составлению план текста как один из путей формирования метапредметных универсальных учебных действий
Учитель истории и обществознания МБОУ
«Белогорская средняя школа №3»
г.Белогорска Республики Крым
Хомякова Г.Н.
Среди важнейших универсальных учебных действий, которые должны быть сформированы у обучающихся основной школы, на наш взгляд, являются учебные действия, связанные с работой с различными источниками информации и ,в первую очередь, работой с текстом. Анализ причин низкой результативности образовательного процесса показывает, что важнейшей среди них является несформированность у большинства обучающихся базовых универсальных учебных действий понимать прочитанное, анализировать , обобщать, систематизировать ,интерпретировать, оценивать, свертывать информацию, полученную из различных видов текстов. В условиях информационного общества, когда объем информации стремительно растет и объять необъятное становится невозможным, эти универсальные учебные действия становятся актуальными и жизненно необходимыми для каждого человека.
Уроки истории и обществознания, где большая часть информации представлена в различных текстах, призваны сыграть значительную роль в формировании у обучающихся универсальных учебных действий, связанных с работой с текстом. В практике учителей советской, российской школы накоплен богатый опыт работы в этом направлении, разработаны и апробированы различные приемы обучения школьников работе с текстом. Но некоторые из них незаслуженно забыты и мало используются. Они считаются традиционными и несовременными.
Среди традиционных приемов работы с учебным текстом на уроках истории и обществознания, в домашней работе учащихся нужно выделить планы. Называя их традиционными, мы не считаем их устаревшими, отжившими свой век и обязанными уступить дорогу ранее неизвестным, новомодным приемам типа кластеров, фишбоунов и т.п. Богатый опыт разнообразных видов планов, предложенных ведущими методистами советского времени (П.В.Гора, Н.И.Запорожцем и др.) сегодня мало востребован в массовой педагогической практике. А между тем, план –это необходимый этап работы с текстом. Составление плана- неотъемлемая часть создания устного или письменного текста, его понимания. Даже, когда человек не записывает плана, у него в голове складывается приблизительный порядок того, о чем он будет говорить или писать, формируются некоторые примеры и доказательства, выдвигаемых автором мыслей и идей. Умение составлять план –это качество человека, владеющего речью, это актуальное и необходимое умение.
В настоящей работе мы остановимся на основных видах плана, которые являются наиболее эффективными для формирования у обучающихся метапредметных результатов работы с текстом в процессе изучения истории и обществознания.
Начинать работу в данном направлении рекомендуем с простого плана. Порядок работы над простым планом известен обучающимся еще из начальной школы. Умения составлять простой план мы развиваем в основной школе , работая с историческими текстами, различных типов: описательным, повествовательным, объяснительным. При этом, сначала используем более простой вариант плана- в виде вопросительных предложений, а затем переходим к предложениям повествовательным. Работая над составлением простого плана, мы совершенствуем умения школьников выделять в тексте главное, существенное, осознать исторический факт логически целостно, соблюдая внутренние связи и отношения между его компонентами, воспроизвести информацию максимально близко к оригиналу.
Уже в 6-7 классах переходим к обучения школьников составлять сложный план. Он отличается более сложной структурой и несет дополнительную функцию- научить школьников не только выделять и кратко формулировать основные идеи источника, но и находить в нем положения, раскрывающие, конкретизирующие, подтверждающие главные мысли. Работа над развернутым планом тоже начинается с чтения, (прослушивания) и осмысления текста целиком, расчленения его на законченные по смыслу части и их оглавление. При повторном чтении школьники анализируют содержание каждой части, выделяют и в виде подпунктов выписывают необходимые сведения. Проверяя работу, важно убедиться что названия пунктов и подпунктов не дублируют друг друга, последних достаточно для аргументации основных положений, а в целом содержание плана не искажает и не сужает информацию и логику источника. Порядок действий при выполнении нового приема закрепляется в памятке, «Учись составлять развернутый план», которую учитель отрабатывает с обучающимися:
1.Прочти текст, вдумайся в него, разбей его на законченные части(выделение микротем).
2. Каждую часть озаглавь по ведущей мысли. Это основные пункты плана. Пронумеруй их римскими цифрами.
3. В каждой части выдели несколько положений, уточняющих главное. Озаглавь их и обозначь подпункты арабскими цифрами.
4. Проверь правильность своей работы.
Интересным видом плана является картинный план. Он представляет собой воспроизведение внешних деталей/эпизодов главного исторического или какого-либо факта в кратких, но образных формулировках с целью сохранения его уникального эмоционально окрашенного образа. По форме картинный план может быть простым и сложным, но работа над ним возможна по яркому, красочному с множеством художественных деталей тексту. Для сравнения можно привести простой и картинный план по одному и тому же историческому тексту «Чумной бунт в Москве»:
Простой информативный план
1.Эпидемия чумы в Москве в 1771г.
2. Карантинные дома- приют от чумы.
Картинный план
1. Страшная болезнь пришла в Москву и ее окрестности в 1771г.
2. Карантинные меры как основное средство борьбы против смертельной болезни.
Большие возможности в формировании метапредметных результатов работы с текстом открывает перед учителем смысловой план. Смысловой план-это перечисление существенных признаков, положений, черт, характеризующих главные исторические факты, которые могут быть выявлены при анализе соответствующего текста под определенным углом зрения(причины, последствия, историческое значение, факторы и т.п.). По форме этот план также бывает простым и развернутым. Он составляется на основе объяснительного текста или повествовательно-описательного, в котором есть теория, «скрытая в фактах». Как показывает опыт, составление смыслового плана не встречает трудностей, если содержание текста и его логика идентичны названию плана. Сложнее на первых порах организовать работу с текстом, который шире заявленной темы. В таких случаях нужно напомнить школьникам основные правила составления плана и обратить особое внимание на правила:
1. Прочитав название темы плана, отберите из текста параграфа только тот материал, который раскрывает ее.
2. Составив смысловой план, еще раз проверьте, отражает ли он суть фактов, их причины и следствия и.т.п.
Примерами смысловых планов могут быть планы на тему «Причины отступления Красной Армии летом-осенью 1941 года», «Значение победы русских воинов в Куликовской битве», «Предпосылки реформ 60-70 гг. 19 века в России», и.др.
Еще одним видом планов, которые могут эффективно использоваться в процессе изучения истории и обществознания является стереотипный план. Стереотипный план-это рассмотрение однородных исторических, обществоведческих фактов с целью выявления их единичных, особенных и общих признаков. Этот прием вводится в средних классах, когда у школьников накапливается достаточный для обобщения запас фактографических знаний об аналогичных исторических событиях, явлениях и процессах (народных восстаниях, завоевательных и освободительных войнах, образовании государств, развитии ремесла и.т.п.) и практический опыт составления простых и развернутых планов. Используя стереотипный план, школьники получают возможность актуализировать, систематизировать и обобщать ранее полученные знания и интегрировать с ними новые, сформировать целостное представление о прошлом, выявить закономерности исторического развития общества и оценить уникальность каждого отдельного факта истории. Работа над стереотипным планом проходит в два этапа. На первом учитель сначала предлагает учащимся план в готовом виде, а потом вместе с учениками составляют простой информативный план, определяющий порядок изучения однородных фактов. На втором этапе в тексте ученики находят конкретные факты, поясняющие каждый пункт стереотипного плана и раскрывающие особенности уже конкретных, единичных исторических событий. Они заносятся в план в виде подпунктов, придавая ему форму развернутого плана.
Разновидностью планов является тезисный план. Он представляет собой перечисление существенных сторон, признаков, причин, следствий единичных фактов, не имеющих аналогов. Цель составления тезисных планов- актуализация уникальности, неповторимости событий и явлений, а также источников, содержащих информацию о них. Они могут быть простыми и развернутыми, переходя в форму тезисных записей, сохраняющих стиль первоисточников. Пример тезисного план, составленного по теме «Деятельность Избранной рады »
1. С легкой руки князя Андрея Курбского новое правительство, состоявшее из узкого круга вельмож, получило название Избранной рады.
2.В 1549 году в Москве впервые был созван Земский собор- совещательный орган при царе, представленный высшим духовенством, боярами и служилыми людьми.
3. В 1550 году приняли новый Судебник, большая часть которого посвящалась вопросам управления и суда.
4. Церковные соборы 1549 и 1551 гг. утвердили единый пантеон православных святых, унифицировали обряды.
5.Впервые в Русском государстве создавались специализированные по отраслям органы центрального управления-приказы.
Обучение школьников составлению плана текста является важнейшим условием формирования у обучающихся формирования стратегий смыслового чтения и работы с текстом, реализации системно-деятельностного подхода в образовательном процессе. Оно позволяет создать условия для формирования у обучающихся необходимых метапредметных универсальных учебных действий:
находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
резюмировать главную идею текста;
преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст;
критически оценивать содержание текста.
Вести работу по обучению школьников составлять план текста можно на всех этапах урока, используя «традиционный» методический прием на новом материале, в условиях новых образовательных технологий. Творчески работающий учитель может успешно использовать это прием обучения для успешной реализации задач изучения истории и обществознания, повышения результативности образовательного процесса.
Использованная литература:
1.Дайри Н.Г. Как подготовить урок истории. М., 1969год
2.Запорожец Н.И. Развитие умений и навыков учащихся в процессе преподавания истории. М.:Просвещение,1978.
3. Лернер И.Я. Дидактическая система методов обучения.М., 1976год
4.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие./М.: Народное образование, 2010 г.
5. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. - М. : Просвещение, 2010 г.
6. Якушина Е.В. Готовимся к уроку в условиях новых ФГОС/ М., 2012 г.