СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на тему "Обучение школьников составлению план текста как один из путей формирования метапредметных универсальных учебных действий"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статью подготовил учитель истории и обществознания МБОУ «Белогорская  средняя школа №3» г.Белогорска Республики Крым Хомякова Г.Н.

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему "Обучение школьников составлению план текста как один из путей формирования метапредметных универсальных учебных действий"»

Обучение школьников составлению план текста как один из путей формирования метапредметных универсальных учебных действий


Учитель истории и обществознания МБОУ

«Белогорская средняя школа №3»

г.Белогорска Республики Крым

Хомякова Г.Н.


Среди важнейших универсальных учебных действий, которые должны быть сформированы у обучающихся основной школы, на наш взгляд, являются учебные действия, связанные с работой с различными источниками информации и ,в первую очередь, работой с текстом. Анализ причин низкой результативности образовательного процесса показывает, что важнейшей среди них является несформированность у большинства обучающихся базовых универсальных учебных действий понимать прочитанное, анализировать , обобщать, систематизировать ,интерпретировать, оценивать, свертывать информацию, полученную из различных видов текстов. В условиях информационного общества, когда объем информации стремительно растет и объять необъятное становится невозможным, эти универсальные учебные действия становятся актуальными и жизненно необходимыми для каждого человека.

Уроки истории и обществознания, где большая часть информации представлена в различных текстах, призваны сыграть значительную роль в формировании у обучающихся универсальных учебных действий, связанных с работой с текстом. В практике учителей советской, российской школы накоплен богатый опыт работы в этом направлении, разработаны и апробированы различные приемы обучения школьников работе с текстом. Но некоторые из них незаслуженно забыты и мало используются. Они считаются традиционными и несовременными.

Среди традиционных приемов работы с учебным текстом на уроках истории и обществознания, в домашней работе учащихся нужно выделить планы. Называя их традиционными, мы не считаем их устаревшими, отжившими свой век и обязанными уступить дорогу ранее неизвестным, новомодным приемам типа кластеров, фишбоунов и т.п. Богатый опыт разнообразных видов планов, предложенных ведущими методистами советского времени (П.В.Гора, Н.И.Запорожцем и др.) сегодня мало востребован в массовой педагогической практике. А между тем, план –это необходимый этап работы с текстом. Составление плана- неотъемлемая часть создания устного или письменного текста, его понимания. Даже, когда человек не записывает плана, у него в голове складывается приблизительный порядок того, о чем он будет говорить или писать, формируются некоторые примеры и доказательства, выдвигаемых автором мыслей и идей. Умение составлять план –это качество человека, владеющего речью, это актуальное и необходимое умение.

В настоящей работе мы остановимся на основных видах плана, которые являются наиболее эффективными для формирования у обучающихся метапредметных результатов работы с текстом в процессе изучения истории и обществознания.

Начинать работу в данном направлении рекомендуем с простого плана. Порядок работы над простым планом известен обучающимся еще из начальной школы. Умения составлять простой план мы развиваем в основной школе , работая с историческими текстами, различных типов: описательным, повествовательным, объяснительным. При этом, сначала используем более простой вариант плана- в виде вопросительных предложений, а затем переходим к предложениям повествовательным. Работая над составлением простого плана, мы совершенствуем умения школьников выделять в тексте главное, существенное, осознать исторический факт логически целостно, соблюдая внутренние связи и отношения между его компонентами, воспроизвести информацию максимально близко к оригиналу.

Уже в 6-7 классах переходим к обучения школьников составлять сложный план. Он отличается более сложной структурой и несет дополнительную функцию- научить школьников не только выделять и кратко формулировать основные идеи источника, но и находить в нем положения, раскрывающие, конкретизирующие, подтверждающие главные мысли. Работа над развернутым планом тоже начинается с чтения, (прослушивания) и осмысления текста целиком, расчленения его на законченные по смыслу части и их оглавление. При повторном чтении школьники анализируют содержание каждой части, выделяют и в виде подпунктов выписывают необходимые сведения. Проверяя работу, важно убедиться что названия пунктов и подпунктов не дублируют друг друга, последних достаточно для аргументации основных положений, а в целом содержание плана не искажает и не сужает информацию и логику источника. Порядок действий при выполнении нового приема закрепляется в памятке, «Учись составлять развернутый план», которую учитель отрабатывает с обучающимися:

1.Прочти текст, вдумайся в него, разбей его на законченные части(выделение микротем).

2. Каждую часть озаглавь по ведущей мысли. Это основные пункты плана. Пронумеруй их римскими цифрами.

3. В каждой части выдели несколько положений, уточняющих главное. Озаглавь их и обозначь подпункты арабскими цифрами.

4. Проверь правильность своей работы.

Интересным видом плана является картинный план. Он представляет собой воспроизведение внешних деталей/эпизодов главного исторического или какого-либо факта в кратких, но образных формулировках с целью сохранения его уникального эмоционально окрашенного образа. По форме картинный план может быть простым и сложным, но работа над ним возможна по яркому, красочному с множеством художественных деталей тексту. Для сравнения можно привести простой и картинный план по одному и тому же историческому тексту «Чумной бунт в Москве»:

Простой информативный план

1.Эпидемия чумы в Москве в 1771г.

2. Карантинные дома- приют от чумы.

Картинный план

1. Страшная болезнь пришла в Москву и ее окрестности в 1771г.

2. Карантинные меры как основное средство борьбы против смертельной болезни.

Большие возможности в формировании метапредметных результатов работы с текстом открывает перед учителем смысловой план. Смысловой план-это перечисление существенных признаков, положений, черт, характеризующих главные исторические факты, которые могут быть выявлены при анализе соответствующего текста под определенным углом зрения(причины, последствия, историческое значение, факторы и т.п.). По форме этот план также бывает простым и развернутым. Он составляется на основе объяснительного текста или повествовательно-описательного, в котором есть теория, «скрытая в фактах». Как показывает опыт, составление смыслового плана не встречает трудностей, если содержание текста и его логика идентичны названию плана. Сложнее на первых порах организовать работу с текстом, который шире заявленной темы. В таких случаях нужно напомнить школьникам основные правила составления плана и обратить особое внимание на правила:

1. Прочитав название темы плана, отберите из текста параграфа только тот материал, который раскрывает ее.

2. Составив смысловой план, еще раз проверьте, отражает ли он суть фактов, их причины и следствия и.т.п.

Примерами смысловых планов могут быть планы на тему «Причины отступления Красной Армии летом-осенью 1941 года», «Значение победы русских воинов в Куликовской битве», «Предпосылки реформ 60-70 гг. 19 века в России», и.др.

Еще одним видом планов, которые могут эффективно использоваться в процессе изучения истории и обществознания является стереотипный план. Стереотипный план-это рассмотрение однородных исторических, обществоведческих фактов с целью выявления их единичных, особенных и общих признаков. Этот прием вводится в средних классах, когда у школьников накапливается достаточный для обобщения запас фактографических знаний об аналогичных исторических событиях, явлениях и процессах (народных восстаниях, завоевательных и освободительных войнах, образовании государств, развитии ремесла и.т.п.) и практический опыт составления простых и развернутых планов. Используя стереотипный план, школьники получают возможность актуализировать, систематизировать и обобщать ранее полученные знания и интегрировать с ними новые, сформировать целостное представление о прошлом, выявить закономерности исторического развития общества и оценить уникальность каждого отдельного факта истории. Работа над стереотипным планом проходит в два этапа. На первом учитель сначала предлагает учащимся план в готовом виде, а потом вместе с учениками составляют простой информативный план, определяющий порядок изучения однородных фактов. На втором этапе в тексте ученики находят конкретные факты, поясняющие каждый пункт стереотипного плана и раскрывающие особенности уже конкретных, единичных исторических событий. Они заносятся в план в виде подпунктов, придавая ему форму развернутого плана.

Разновидностью планов является тезисный план. Он представляет собой перечисление существенных сторон, признаков, причин, следствий единичных фактов, не имеющих аналогов. Цель составления тезисных планов- актуализация уникальности, неповторимости событий и явлений, а также источников, содержащих информацию о них. Они могут быть простыми и развернутыми, переходя в форму тезисных записей, сохраняющих стиль первоисточников. Пример тезисного план, составленного по теме «Деятельность Избранной рады »

1. С легкой руки князя Андрея Курбского новое правительство, состоявшее из узкого круга вельмож, получило название Избранной рады.

2.В 1549 году в Москве впервые был созван Земский собор- совещательный орган при царе, представленный высшим духовенством, боярами и служилыми людьми.

3. В 1550 году приняли новый Судебник, большая часть которого посвящалась вопросам управления и суда.

4. Церковные соборы 1549 и 1551 гг. утвердили единый пантеон православных святых, унифицировали обряды.

5.Впервые в Русском государстве создавались специализированные по отраслям органы центрального управления-приказы.

Обучение школьников составлению плана текста является важнейшим условием формирования у обучающихся формирования стратегий смыслового чтения и работы с текстом, реализации системно-деятельностного подхода в образовательном процессе. Оно позволяет создать условия для формирования у обучающихся необходимых метапредметных универсальных учебных действий:

  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

  • резюмировать главную идею текста;

  • преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст;

  • критически оценивать содержание текста.

Вести работу по обучению школьников составлять план текста можно на всех этапах урока, используя «традиционный» методический прием на новом материале, в условиях новых образовательных технологий. Творчески работающий учитель может успешно использовать это прием обучения для успешной реализации задач изучения истории и обществознания, повышения результативности образовательного процесса.



Использованная литература:



1.Дайри Н.Г. Как подготовить урок истории. М., 1969год

2.Запорожец Н.И. Развитие умений и навыков учащихся в процессе преподавания истории. М.:Просвещение,1978.

3. Лернер И.Я. Дидактическая система методов обучения.М., 1976год

4.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие./М.: Народное образование, 2010 г.

5. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. - М. : Просвещение, 2010 г.

6. Якушина Е.В. Готовимся к уроку в условиях новых ФГОС/ М., 2012 г.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!