Андреева Вероника Владимировна,
воспитатель ГПД,
Белоусова Олеся Васильевна,
воспитатель ГПД
«Онлайн-продлёнка» в период пандемии “Коронавирус, пандемия, карантин и ограничения…” - звучало из всех средств массовой информации. Это тяжелое время коснулось абсолютно всех. Люди различных профессий вынуждены были приспосабливаться к новым форматам и видам работы. В связи с распространением коронавирусной инфекции многие столкнулись с необходимостью работать из дома - удаленно. Не обошло стороной это и образовательные учреждения
«Дистанционное обучение!» - прогремело, как гром среди ясного неба. К такому не были готовы все: педагоги, родители, дети. Но выбора не было, и в новых условиях мы стали обучаться, общаться и находить решения проблем в формате «онлайн». Ведь 21 век - это эпоха инноваций и ежедневного саморазвития, это время молниеносных решений и быстроты реакций. И на сегодняшний день профессия «воспитатель группы продленного дня» требует многогранности, коммуникативности и умения лавировать в любой жизненной ситуации. Перед нами были поставлена задача грамотно организовать и привести в действие, как мы её обозвали, “онлайн-продлёнку”.
Первым шагом стало обучение на платформе Google Класс. Мы прошли обучающий курс (курс-справочник), который был создан для педагогов в ситуации необходимости быстрой организации электронного обучения школьников или обучения с использованием дистанционных образовательных технологий [1]. Нашими целями и задачами стало приобретение навыков в создании своего собственного курса, который должен полноценно функционировать и помогать во взаимодействии с детьми. Для начала на общей платформе мы разместили “Методическую копилку”, в которую были собраны различные тематические материалы для общего пользования. Затем создали свои собственные курсы, придумали название “Буковки”, “Барбоскины”, пригласили ребят присоединиться к своему курсу. Затем мы освоили платформу Zoom, благодаря которой можно проводить видеовстречи с учениками.
Интернет уже давно стал неотъемлемой частью повседневного существования, поэтому активный педагог постоянно ищет и находит новые и эффективные способы его использования.
Соответственно, при грамотной организации воспитательного процесса в формате «онлайн» мы можем рассчитывать на активный интерес и самореализацию школьников. В современном мире очень важной задачей для воспитателя является добиться того, чтобы наши дети были не только здоровыми, сознательными членами общества, но и активными, инициативными, думающими и творческими личностями.
Вторым шагом в реализации проекта «онлайн-продленка» стало составление календарно-тематического планирования.
Мы разбили его на блоки, каждый из которых нес свою тематическую и смысловую нагрузку и распределили по дням недели:
Понедельник - видеобеседы, статьи по профилактике здорового образа жизни.
Вторник - чтение и прослушивание книг и аудиозаписей, обсуждения, викторины на литературные темы, конкурс рисунков по прочитанному произведению.
Среда - видеоэкскурсии по интересным местам России
Четверг - интеллектуальный клуб “Почемучка” (загадки, шарады, ребусы, викторины)
Пятница - видео-физкультминутки, видео-зарядки
Так выглядела реальная рабочая неделя с 27 апреля по 1 мая 2020 года:
27 апреля, понедельник: Просмотр мультфильма “Как НЕ ПРОСТЫТЬ и беречь ЗДОРОВЬЕ! Мультфильм про ГИГИЕНУ и ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ для ДЕТЕЙ. ЗОЖ.”
Ресурс: https://www.youtube.com/watch?v=XIMtJo6lmIM
28 апреля, вторник: Прослушивание аудиокниг:
1-2 классы Н.Н. Носов“ Тук-тук-тук”
https://drive.google.com/open?id=1EEWm0IGfBnJ3VG-EwNGqif-dbJnU77Hl
3-4 классы В.Ю. Драгунский “Гусиное горлышко”
https://drive.google.com/open?id=1qblemDucWIjLxWZEYzerVzscbpr5cajc
29 апреля, среда: Видеоэкскурсия
https://www.youtube.com/watch?v=MkVbxv4a5a4
30 апреля, четверг: Встреча в Zoom Интеллектуальная игра “ Кто хочет стать миллионером”
для всех воспитанников группы.
01 мая, пятница: выходной
Главным в реализации «онлайн–продленки» стала технологическая карта проведения воспитательно-досуговых занятий, которую мы создали и разместили в своих курсах/классах. Её основными компонентами были:
-
Подготовительный этап
- Определение даты, времени и формы события. Чтобы занятие стало ярким событием, необходимо сделать его приближение радостным ожиданием, что выполняет функцию психологического настроя на подготовительном этапе. Чтобы привести данную модель в действие, мы использовали технические средства и творческие «секретики»:
-
Разнообразное содержание и способ оформления занятия, поиск информации в интернете на таких сайтах как (вставить ссылку на сайты)
-
Рекламный видеоролик, как завязка интриги будущего события, привлекающий внимание и вызывающий интерес у ребят.
-
Размещение (презентация) тематического календаря в Гугл Классе.
-
Приглашение детей на мероприятие.
-
Достижение предметного результата
Это реализация основной части мероприятия, в которой всё зависит от конкретной задумки. Однако существуют и общие рекомендации: занятие не должно быть затянутым и эмоционально перенасыщенным.
-
Финальная часть
Её назначение – стать красивым завершением занятия и вызвать у участников чувство удовлетворения и общей радости. И средствами достижения положительного результата являются слова благодарности и признательности всем участникам в форме свободного общения. В процессе обсуждения поддерживается положительное и эмоциональное состояние ребенка, а результатом будет осознание детьми их причастности и главной роли в этом мероприятии.
С 15 по 22 мая 2020 на платформе Zoom нами был проведен ряд занятий по различным темам. Ребята встречались на видеоконференции, общались, участвовали в викторине, выполняли поделки под нашим руководством.
18.05.2020 года
Мастер-класс "Кораблик".
Целью занятия было научить детей изготовить лодочку и кораблик посредством техники оригами. Организаторы воспользовались видеопрезентацией и вместе с ребятами выполняли поэтапно работу. Кораблики были сделаны из белой бумаги, а домашним заданием для ребят стало разукрасить и придумать название своего судна.
19.05.2020 года
Видеобеседа "Мой любимый питомец".
Накануне ребятам было дано задание: подготовить интересный рассказ о своем любимом питомце. На видеовстрече ребята познакомили нас со своими домашними животными. Каждый из участников рассказал историю появления питомца в семье, о его повадках, характере и предпочтениях в еде. Те, кто не смог поучаствовать в видеоконференции, прислали нам презентации о своих питомцах, которые мы показали всем ребятам. Беседа была очень интересной и познавательной!
20.05.2020 года
Интеллектуальная викторина "Кто хочет стать миллионером".
Организаторами заранее была подготовлена видеопрезентация с вопросами и музыкальное сопровождение по шаблону оригинала видео-шоу "Кто хочет стать миллионером". У ребят создалось впечатление, что они находятся на первом канале и являются звездами телеэкрана, интересными и необычными были подсказки: помощь родителей и звонок учителю. Ученики с азартом звонили своим учителям и просили им помочь найти правильный ответ на вопрос. Игра прошла на одном дыхании: живо и на позитиве!
И, сравнивания формат «онлайн» с традиционными формами воспитания и обучения школьников, мы подтвердили следующие наблюдения:
-
Презентация информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности.
-
Звук, движение, компьютерная графика надолго привлекают внимание детей. [2]
В ходе таких занятий происходит
-
развитие психофизиологических функций ребёнка, которые обеспечивают готовность к обучению (речь, моторика, оптико-пространственная ориентация, зрительная координация);
-
расширение кругозора и освоение социальной роли;
-
формирование мотивации и развитие личностных качеств ребенка (познавательность, активность, самостоятельность). [3] edu.tatar.ru/nkamsk/dou43/page2910058.htm
Период пандемии - это время перемен. России нужны люди, готовые принимать нестандартное решения, умеющие творчески мыслить. Мы должны подготовить и научить детей быть таковыми в этих непростых условиях жизни, ведь “созидание всего нового противостоит разрушению, банальности, шаблону и наполняет жизнь школьника радостью, пробуждает потребность в знаниях, работе мысли и вводит в атмосферу вечного поиска.” [4]
И мы с этим справились. Все определенные для проведения «онлайн-продлёнки» цели реализованы, задачи выполнены. Этот формат пришелся по душе всем ребятам и имел большой успех.
Литература и источники
[1] Сотникова А.Л. Курс-справочник для педагогов “Использование элементов ДО в школе: Google Класс” [Электронный ресурс] Дата доступа 04.04.2021. URL: https://docs.google.com/document/d/1LsG9rZICVROvECTG6mHwj6WOJ9k_tWF2-isiNtQeWeQ/edit#heading=h.jq057rkwibar
[2] Бузмакова Светлана Владимировна Использование икт - технологий педагогом доу. Использование ИКТ в ДОУ: цели и задачи Управление дошкольным учреждением при помощи икт [Электронный ресурс] Дата доступа 04.04.2021. URL: https://bar812.ru/ispolzovanie-ikt---tehnologii-pedagogom-dou-ispolzovanie-ikt-v-dou-celi-i.html
[3] Использование ИКТ для повышения качества обучения, воспитания и развития дошкольников.// Электронное образование Республики Татарстан [Электронный ресурс] Дата доступа: 04.04.2021. URL: https://edu.tatar.ru/nkamsk/dou43/page2910058.htm
[4] Вафина Ольга Геннадиевна. Развитие творческих способностей учащихся - одна из форм профессиональной самореализации педагога. //Сборник статей участников районных педагогических образовательных чтений "Современные педагогические технологии- основа достижения нового образовательного результата" [Электронный ресурс] Дата доступа 04.04.2021. URL:
http://www.balakhna.nn.ru/?id=33269