Просмотр содержимого документа
«Статья на тему: "Опережающие задания к уроку литертуры"»
Опережающие задания к уроку литературы
Чтобы облегчить процесс общения с книгой, поддержать интерес к чтению нужно, на наш взгляд, создавать особые условия, главное из которых заключается в формуле: «Я могу! У меня получится!». Видя большое и трудное задание, которое идёт вразрез с его способностями, школьник, скорее всего, не выполнит его или выполнит недостаточно хорошо и получит низкую оценку. Вместе с тем, очевидно, что студенту необходимо как можно чаще оказываться в ситуации успеха, удовлетворения от проделанной работы, чувствовать себя востребованным и способным. Именно на это направлена работа с опережающими вопросами и заданиями.
Опережающие вопросы и задания к одному следующему уроку.
Значительно успешнее проходит урок, если перед ним учащимся были поставлены предварительные вопросы.
Составив вопросы и задания к следующему уроку и предложив их для домашней подготовки, можно быть уверенным, что ученики в большинстве своём будут обдумывать эти вопросы, искать на них ответы в тексте, учебнике, дополнительной литературе. Проводить уроки после такой предварительной подготовки и легче, и интереснее.
Иллюстрацией учета творческих возможностей студентов может служить проведение обобщающего урока в форме КВН на тему «Легендарные поэты легендарной эпохи», посвящённому творчеству А. Блока, В. Маяковского и С. Есенина. Вопросы и задания для этого урока были подобраны так, что каждый член группы-команды смог проявить себя. Одни прекрасно владели знаниями биографии и творчества поэта и показали их в конкурсе «Наш поэт самый-самый…». Другие с успехом декламировали, третьи – рисовали плакаты, отражая своё видение любимого поэта. Четвёртые пели под гитару, пятые читали стихи и поэмы собственного сочинения в стиле и в духе выбранного поэта. Наряду с остроумием, юмором, хорошим настроением, ребята демонстрировали знание творчества поэтов, показали умение ориентироваться во времени и его проблемах. Урок получился насыщенным и интересным, а его участники получили высокие оценки и возможность блеснуть своими талантами.
При изучении крупных произведений указывается не только тема следующего урока и основные вопросы к ней, но главы, части (отыскать пример в тексте, найти цитату, эпизод и представить их в классе). Выполнение такого задания - уже хороший вклад в работу над образом, характеристикой, проблемой.
В работе над сложными темами опережающие вопросы и задания могут потребовать привлечения дополнительного материала. Здесь нужно учитывать уровень начитанности детей, их умение пользоваться дополнительными источниками. Важно не перегрузить, не убить в ребёнке желание найти ответ, чтобы, придя на урок, ученик имел потребность узнать, прав ли он в своём поиске, насколько приблизился к решению поставленной задачи.
Примерами уроков, для которых сказанное особо справедливо, служат уроки по роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Известно, что это одно из самых непростых для восприятия и изучения произведений школьной программы. Времени же на его изучение отведено непростительно мало, поэтому каждая тема урока требует обязательной подготовки дома. При этом домашнее задание делится на несколько частей различной сложности и адресуется нескольким группам учащихся с различными творческими возможностями. Так определяются этапы будущего урока, на каждом из которых опора делается на одну из групп, а обсуждение проблемы проводятся сообща.