«Организация духовно-нравственного воспитания младших школьников через внеурочную деятельность в условиях реализации ФГОС»
Об актуальности духовно- нравственного воспитания в школе свидетельствуют многие кризисные явления современной жизни: криминализация детской среды, низкий уровень общественной морали, утрата семейных ценностей. Главная задача новой школы: создание условий для развития личности и ее самореализации на основе компетентности и умения учиться. В связи с введением ФГОС одним из разделов основной образовательной программы начального образования является программа духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени НОО. Этот раздел направлен на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно – нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
В словаре русского языка С.И. Ожегова «Духовность - это свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными». «Нравственность - внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами». Русский философ, правовед, литературный критик И.А.Ильин отмечает: «Нравственность не может быть ни постигнута, ни изображена в отвлеченных построениях и спекуляциях; здесь дело совсем не сводится к теоретическим соображениям и определениям понятий. «Нравственное» должно быть реально пережито...». Поэтому ученый рассматривал «духовность» как наличие духовного начала в человеке, которое является смыслом существования любой личности. Среди истоков духовности И.А. Ильин называет чувство стыда, чувство долга, порывы совести, любовь, потребность в красоте и сострадании. Но в качестве наиболее важных и вечных духовных основ человека он выделял веру и любовь. При этом ученый обращается к нравственному опыту человека, рассматривая его как необходимое условие и в то же время средство духовно-нравственного воспитания. В отличие от принятого у многих ученых принципа представления нравственного опыта через формирование нравственных качеств.
«Руководить нравственным воспитанием – это значит создавать тот моральный тонус школьной жизни, который выражается в том, что каждый воспитанник о ком-то заботится, о ком-то печется и беспокоится, кому-то отдает свое сердце». (В. А. Сухомлинский)
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Основные задачи:
-выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей, обучающихся к различным видам деятельности;
-создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
-формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;
-развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;
-создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
-развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
-расширение рамок общения с социумом.
Учитывая интересы детей и родителей, возможности школы, внеурочная деятельность по направлению духовно-нравственного развития была организована следующим образом: духовно-нравственное (кружок «Мы входим в мир прекрасного», «Экология души»). Цель кружковой работы: Развитие личности учащихся средствами изобразительного искусства.
Формы организации кружка
Специальные циклы лекций для любителей искусства
Посещение выставок
Встречи с художниками
Участие в днях открытых дверей
Тематические встречи
Выставки детского творчества
Конкурсы детского рисунка
Викторина.
Музейно-педагогическая программа «Мы входим в мир прекрасного» построена на основе требований Федерального государственного стандарта общего образования по образовательной области «Искусство» и является частью музейно-педагогической программы «Здравствуй музей!» Российского центра музейной педагогики и детского творчества «Государственный Русский музей». Основная идея программы внеурочной деятельности ориентирована, в первую очередь, на духовно-нравственное развитие и воспитание ребенка, а затем уже на развитие предметных компетентностей. Исходя из основной идеи программы «Мы входим в мир прекрасного» содержательную линию выстраиваю таким образом, чтобы обучение было направлено на создание условий для развития духовных и душевных качеств личности, способной чувствовать и воспринимать окружающий мир через изобразительное творчество.
Подведением итогов реализации программы внеурочной деятельности «Мы входим в мир прекрасного» считаются выставки творческих работ, участие в конкурсах-выставках по изобразительному творчеству на разных уровнях, участие в социальных благотворительных акциях города. Внеурочная деятельность – это форма творческого целенаправленного взаимодействия ученика, учителя и других субъектов воспитательного процесса по созданию условий для освоения обучающимися социально-культурных ценностей общества через включение в общественно-полезную деятельность, неформальную организацию досуга, имеющая целью самореализацию личности во внеурочное время и развитие духовно – нравственной культуры ребенка. Она представляет собой образовательную деятельность, позволяющую обеспечить условия для решения задач воспитания и социализации обучающихся, учитывать их возрастные и индивидуальные особенности, реализовывать их стремление к самоопределению и саморазвитию. Можно отметить, что внеурочная деятельность в школе опирается на духовное и культурное начало человека и в то же время, эта деятельность призвана формировать духовно-нравственные ценности школьника.
«Важную роль в духовно-нравственном воспитании играет личность самого учителя, «его позиция и образ: эмоциональность, ответственность, педагогическая любовь, педагогический оптимизм». (А.С. Макаренко)
Список литературы:
1. Великанова В. А.: https://multiurok.ru/index.php/files/stat-ia-dukhovno-nravstviennoie-vospitaniie-mladsh.html
2.Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России./М.: Просвещение, 2011.
3.Закон об образовании Российской Федерации
4.Редичкина Г. В. - учитель начальных классов: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/duhovnonravstvennoe_vospitanie_i_razvitie_mladsh_130919.html
5.https://infourok.ru/statyaorganizaciya-duhovnonravstvennogo-vospitaniya-mladshih-shkolnikov-cherez-vneurochnuyu-deyatelnost-fgos-1076230.html
6.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.