СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на тему: особенности овладения навыком чтения дошкольников с онр

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье представлены особенности овладения навыком  чтения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и основные направления логопедической работы.

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему: особенности овладения навыком чтения дошкольников с онр»

УДК 376

Е.В. Новикова, группа СП3Лог, СГПИ

Научный руководитель: к. психол. н. Пашкова Я.В.


ОСОБЕННОСТИ ОВЛАДЕНИЯ НАВЫКОМ ЧТЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР

Аннотация: в статье представлены особенности овладения навыком чтения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и основные направления логопедической работы.

Ключевые слова: общее недоразвитие речи, навык чтения, фонематическое восприятие.

E.V. Novikova, Sp3log group, sgpi

FEATURES OF MASTERING THE READING SKILL OF PRESCHOOLERS WITH ONR

Summary: the article presents the features of mastering reading skill in preschool children with General speech underdevelopment and the main directions of speech therapy.

Key words: general underdevelopment of speech, reading skills, phonemic perception.


Ребенок с общим недоразвитием речи – это особый ребенок, у которого недостаточно предпосылок для обучения чтению и письму. Многочисленные исследования показывают тесную связь между нарушениями речи и нарушениями чтения и письма. Современное образование предъявляет повышенные требования к детям, поступающим в первый класс. Программы усложняются, насыщены разнообразным материалом, который должен усваиваться посредством чтения. Ребенок с диагнозом ОНР испытывает большие трудности в обучении чтению. Именно поэтому дети с ОНР нуждаются в специальной методике обучения чтению в дошкольном возрасте.

Общее недоразвитие речи (ОНР) – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте (Л.С. Волкова) [5].

Чтение – не только одна из основных форм речевой деятельности выполняющая важнейшее социальные функции, но и сложный психофизиологический процесс. Основными условиями успешного овладения навыком чтения являются сформированность устной речи, фонетико-фонематической (произношения, дифференциации фонем, фонематического анализа и синтеза) и лексико-грамматической стороны речи; достаточное развитие пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза, зрительного мнезиса. Поэтому формированиие предпосылок к овладению навыком чтения детей с общим недоразвитием речи является важным моментом в коррекционно-логопедической работе.

Дошкольники с общим недоразвитием речи не имеют подготовки к овладению звуковым и морфологическим анализом слова. Для овладения первоначальными навыками чтения детям с ОНР необходим определенный уровень речевой подготовки, который обеспечивается специальной системой занятий по развитию грамматического строя речи, накоплению и уточнению словарного запаса и формированию произношения [2].

Овладевая элементарными предпосылками навыка чтения и письма, дошкольники с ОНР совершают большое количество специфических ошибок, которые обусловлены отклонениями в развитии фонетической стороны речи, грамматического строя и лексики. Поэтому одной из особенностей обучения чтению дошкольников с ОНР являются систематические занятия в течение нескольких лет. На таких занятиях должны формироваться устная речь, происходить подготовка к обучению грамоте, совершенствовать навыки звукового анализа, развивать мелкую и общую моторику и координацию движений. [1].

М.М. Кольцова, И.П. Павлов и др. подчеркивают взаимосвязь между развитием речи и формированием общей, мелкой и артикуляционной моторики. Поэтому необходимо развивать двигательный анализатор, который является стимулирующим фактором в развитии речи и нервно-психических процессов [4].

Фонематический слух играет важную роль в овладении навыком чтения.

Фонематический слух формируется у детей постепенно, в процессе естественного развития. Приблизительно к трем годам ребенок обретает способность различать на слух все звуки речи. Однако развитие фонематического слуха и его совершенствование продолжается и в дошкольном возрасте. Решающим фактором в этом развитии является развитие речи в целом в процессе общения с другими людьми. Овладение фонематическим слухом предшествует другим формам речевой деятельности - устной речи, письму, чтению, поэтому фонематический слух является основой всей сложной речевой системы.

М.Е. Хватцев определяет фонематический слух как «способность воспринимать звуки нашей речи как смысловые единицы, являющуюся основным качеством человеческого слуха». Только при наличии фонематического слуха возможно внятно воспринимать звуки речи и значение отдельных слов. В результате фонематический слух-это особый вид физического слуха человека, который даёт возможность слышать и различать фонемы родного языка. А фонематическое восприятие - это анализ звукового состава слова [1].

Для того, что бы у ребенка правильно формировалась звуковая сторона речи, у него должен быть не только подготовленный к этому артикуляторный аппарат, но и в целом ребенок должен хорошо слышать и различать, правильно и неправильно произносимые звуки в своей и чужой речи. А нарушение четкости артикуляции звуков во время речи, невнятная речь, не позволит детям с общим недоразвитием речи сформировать четкое слуховое восприятие. Часто дошкольники не контролируют или не могут контролировать свое произношение. Старшие дошкольники с ОНР плохо выполняют задания и упражнения по дифференциации слов близких по звучанию, по подбору картинок на заданный звук, по узнаванию слогов.

При исследовании ритмических способностей у большинства старших дошкольников с общим недоразвитием речи отмечаются множественные ошибки при восприятии и при воспроизведении ритмического рисунка. Они не могут правильно определить количество ударов и передать по образцу ритмический рисунок. Из-за того что у детей неустойчивое слуховое внимание в основном они выполняют пробы со второй или даже третьей попытки, а иногда и вообще не могут их воспроизвести. При этом у всех выражена моторная неловкость. Некоторым дошкольникам эти задания кажутся недоступными, они отказываются их выполнять.

Как показывают данные в исследованиях таких авторов как: А.Н. Корнева (1995г.), М.З. Кудрявцева (1995г.), Г.А. Глинна (1996г.), Т.А. Ткаченко (2000г.) в среднем у старших дошкольников с общим недоразвитием речи готовность к овладению чтением почти в два раза хуже, чем у детей в норме. Общее недоразвитие речи проявляется в отклонении от нормы при формировании фонематической, фонетической систем, мелкой моторики, зрительно-пространственной ориентации и чувства ритма.

Основными направлениями логопедической работы по обучению чтению являются:

1. Развитие фонематического восприятия. Распознавание неречевых звуков, звуков речи. Отличение высоты силы, тембра, голоса на материале звуков, слов и фраз. Различение слов, близких по звучанию. Дифференциация фонем и слогов. Развитие навыков элементарного звукового анализа.

2. Работа над звукопроизношением. В первую очередь, необходимо устранить все недостатки произношения фонем (искажения, замены, отсутствия звука).

3. Развитие навыков звукового анализа и синтеза. Выделение из предложения слов, из слов слогов, из слогов звуков, Различать между собой любые звуки речи, как гласные, так и согласные. Согласные: звонкие и глухие, твердые и мягкие. Выделять любые звуки из состава слова. Уметь объединять звуки в слоги, слоги в слова. Уметь определять последовательность звуков в слове и количество слогов. Придумывать слова на заданный звук или слог.

4. Развитие слуховой памяти, зрительного восприятия и зрительного внимания, знакомство с направлениями пространства.

5. Развитие связной речи. Обучение составлению описательных рассказов и совершенствование навыков пересказа небольших (понятных ребенку) текстов.

6. Развитие чувства ритма и зрительно-пространственной ориентации (в схеме собственного тела, в окружающей действительности, на листе бумаги)

Таким образом, становление навыка чтения осуществляется в процессе длительного и целенаправленного обучения, основными условиями которого являются: сформированность устной речи, ее фонетико-фонематической (произношение, дифференциация фонем, фонематического анализа и синтеза) и лексико-грамматической сторон; достаточное развитие пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза, зрительного мнезиса, чувства ритма ребёнка. Это следует учитывать при планировании и проведении логопедических занятий.

Литература

1. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. - М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2007. - 319 с.

2. Главы I, II, III, VIII // Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. - М.: Просвещение, 1967.- 336 c.

3. Егоров, Т.Г. Психология овладения навыком чтения. – М., 1953.- 264 с.

4. Красильникова, О.А. Развитие речи на уроках чтения / О.А. Красильникова, М.И. Никитина. – СПб., 2003.- 171 с.

5. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской, 1998.- 680 с.

6. Оморокова, М.И. Совершенствование чтения младших школьников. – М., 1997.- 154 с.

7. Светловская, Н.Н. Обучение детей чтению / Н.Н. Светловская, П.С. Пиче-Оол: Практическая методика. – М., 2001.- 286 с.

References

1. Arkhipova E. F. Erased dysarthria in children. - M.: AST: Astrel: Keeper, 2007. - 319 p.

2. Chapters I, II, III, VIII // Fundamentals of theory and practice of speech therapy / Ed. by R. E. Levina. - M.: Enlightenment, 1967- 336 p.

3. Egorov, T. G. Psychology of mastering the reading skill. - M., 1953.- 264 p.

4. Krasilnikova, O. A. development of speech in reading lessons / O. A. Krasilnikova, M. I. Nikitina. - SPb., 2003.- 171 p.

5. Logopedia: Textbook for students of defectol. FAC. PED. universities / Under the editorship of L. S. Volkova, S. N. Shakhovskaya, 1998.- 680 p.

6. Omorokova, M. I. Improvement of reading of younger schoolchildren. - M., 1997. – 154 p.

7. Svetlovskaya, N. N. Teaching children to read / N. N. Svetlovskaya, P. S. Piche-Ool: Practical methodology. - M., 2001.- 286 p.



2