Бондарь Варвара Витальевна,
КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького», студент 3 курса специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах.
ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В ТРЕТЬЕМ КЛАССЕ
Аннотация: в статье рассматривается содержание понятия «игровые технологии», особенности применения игровых технологий на уроках математики в третьем классе. В статье раскрываются особенности и возможности применения игровых технологий в начальной школе, которые дают возможность учителю выйти на творческий уровень взаимодействия с учащимися. Статья может быть полезна для учителей, ищущих новые методы обучения математике.
Ключевые слова: игровые технологии; математика, игра, технологии, урок, знания, умения, навыки, особенности.
Игра – это пространство «внутренней социализации»
ребенка, средство усвоения социальных установок.
Л.С. Выготский
Повышение интереса к математике у большинства учащихся напрямую зависит от методики преподавания изучаемого предмета, то есть от того, насколько умело, построена и запланирована учебная деятельность. Современное образование требует от педагогов применения новых подходов, способствующих повышению интереса к учебному процессу, применение игровых технологий, которые представляют собой систему использования различных дидактических игр. В данной статье мы рассмотрим особенности применения игровых технологий на уроках математики в третьем классе и их роль в процессе обучения.
Игровые технологии можно определить как систему методов и приемов, использующих игровые элементы для организации учебного процесса. В свою очередь Талызина Н.Ф. конкретизирует данное представление об, «игровых технологиях, говоря о том, что это метод обучения, основанный на использовании игровых форм и методов для достижения образовательных целей» (Талызина, 2005). Г.К. Селевко выделяет следующие виды игровых технологий (Рис.1).
Рисунок 1. Виды игровых технологий
В последние годы игровые технологии все чаще внедряются в образовательный процесс, в том числе на уроках математики. Особенно актуальным это становится на этапе начального образования, когда формируются базовые математические навыки и интерес к предмету. В данной статье мы рассмотрим особенности применения игровых технологий на уроках математики в третьем классе.
В исследованиях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина игра определяется как ведущий вид деятельности, который возникает не путём спонтанного созревания, а формируется под влиянием социальных условий жизни и воспитания.
Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев в своих исследованиях выделили главные преимущества игровых технологий:
1. Мотивация учащихся.
Игровые технологии создают позитивную атмосферу и способствуют повышению интереса школяров к математике. В третьем классе дети стремятся к активному участию в процессе обучения, и игровая форма урока позволяет им раскрываться. Учитель может задействовать игровые элементы, такие как математические игры, конкурсы или викторины, что делает урок более увлекательным и динамичным
2. Развитие когнитивных навыков.
В процессе игры учащиеся развивают критическое мышление, внимание, память и воображение. Игры требуют от детей анализа ситуации, принятия решений, планирования действий и оценки результатов. Например, при решении логических задач или участия в командных соревнованиях ученики учатся находить оптимальные пути решения задач, что значительно улучшает их математические способности.
3. Коллективная работа и социальные навыки
Игровые технологии способствуют формированию навыков сотрудничества и командной работы. Учащиеся могут делиться своими идеями, совместно решать математические задачи и поддерживать друг друга. Это не только развивает их математические навыки, но также способствует формированию дружеских отношений и сплоченности в классе.
4. Индивидуальный подход
Игровые технологии позволяют учителю учитывать индивидуальные особенности каждого ученика. В процессе игры дети могут выбирать задания по уровню сложности, что способствует их самореализации. Это особенно важно для третьеклассников, у которых различные уровни понимания и усвоения материала. Игры позволяют реализовать дифференцированный подход и удовлетворить потребности каждого ученика.
5. Разнообразие форм и методов
Игровые технологии включают в себя множество форм и методов, которые можно использовать на уроках математики: настольные игры, интерактивные задания, онлайн-игры, ролевые игры и многое другое. На уроках можно проводить как индивидуальные, так и командные игры, что позволяет учащимся получать разнообразный опыт и сохранять высокий уровень заинтересованности.
6. Снижение тревожности
Математика часто вызывает у детей страх или неуверенность. Применение игровых технологий помогает снизить уровень тревожности, связанный с выполнением математических заданий. Когда дети играют, они менее сосредоточены на возможных ошибках и больше на поиске решения, что способствует формированию положительного отношения к предмету.
В своей книге «Проблемы развивающего обучения» Давыдов В.В. для упрощения подготовки к разработке и проведению игр выделил следующие особенности применения игровых технологий:
Важно правильно выбрать игры, которые соответствуют учебной программе и целям урока. Игры могут быть как настольными, так и цифровыми, а также могут включать элементы ролевых и командных заданий.
Игры должны быть интегрированы с темами, которые изучаются на уроке. Например, при изучении сложения и вычитания можно использовать игры с карточками, где ученики должны решать примеры, чтобы продвигаться по игровому полю.
Для успешного применения игровых технологий необходимо создать атмосферу, способствующую игре. Это может включать использование тематических декораций, музыки или даже костюмов, которые помогут ученикам погрузиться в игровой процесс.
После игры важно провести обсуждение, в котором ученики смогут поделиться своими впечатлениями, обсудить, что удалось, а что нет. Это поможет закрепить полученные знания и развить умение анализировать свои действия.
Игровые технологии могут принимать различные формы: от простых физических игр до сложных компьютерных программ. Важно использовать разнообразные форматы, чтобы удерживать интерес учащихся и адаптироваться к их интересам.
Для наглядного примера проведения интерактивных игр, вовлечения учащихся 3 классов в процесс изучения математики приведем несколько примеров игровых технологий:
Дидактические игры
«Собери слово»
На доске записаны примеры справа и слева одинаковое количество. К доске выходят две команды. По сигналу каждый из вызванных решает один из примеров и выбирает среди подготовленных карточек карточку с числом, соответствующую ответу примера (на обороте карточки написана буква).
Количество примеров будет зависеть от количества учеников, как пример, на доске представлено 10 примеров слева и аналогичное количество примеров справа, на оборотной стороне карточек с ответами будут расположены буквы, из которых на скорость и правильность ответов ученики должны будут собрать слово «математика». Команда, первая составившая слово, побеждает
В данной игре осуществляется и межпредметная связь, так как могут быть составлены словарные слова или слова на какое-либо правило.
Воспитательные игры
«Сказочная шапка»
Цель: Закреплять приемы устных вычислений. Средства обучения: колпак с примерами.
Содержание игры: В колпаке Звездочета находятся карточки с примерами. Вызванный уч-ся закрывает глаза, достает карточку с примером, затем решает пример. Если ответ неверный, сидящие в классе исправляют ошибку. Потом вызывается следующий учащийся и т.д.
Данная игра направлена на воспитание дисциплины в классе, а так же уважение учащихся к своим одноклассникам.
Развивающие игры
«Математическое лото»
Все ученики берут по одной карточке. Количество карточек зависит от количества учащихся. На них написаны результаты таблицы умножения (по 4 ответа). Учитель показывает классу карточку с выражением, например, 5х3, а ребята на своих карточках закрывают кружками ответы. Выигрывает тот, кто раньше закроет все числа на своей карточке. Фишки, учащиеся могут изготавливать на уроке трудового обучения.
Познавательные игры
«Не подведи друга!»
К доске выходят одновременно двое учеников. Учитель читает пример, например: 6х7. Предлагается составить четыре примера на умножение и деление с этими же числами. Первый ученик составляет примеры на умножение, а другой – на деление. Если примеры составлены и решены верно, ребят хвалят за слаженность в работе.
Запись на доске выглядит так:
6 х7=42 7х6=42
42:7=6 42:6=7
Здесь очень важно, чтобы дети усвоили способ нахождения частного по известному произведению, понимали, что из примера 7х6 =42 вытекает 42:7=6, 42:6=7.
Творческие игры
«Какой ряд быстрее полетит на Луну?»
У меня есть 3 ракеты, вырезанные из сложенной вдвое плотной бумаги. Каждая ракета имеет окошки по количеству учеников в ряду. В середину ракеты я вставляю лист, вырезанный по контуру ракеты, и в окошках пишу примеры на умножение и деление. Учащиеся каждого ряда быстро решают по одному примеру, передавая ракету друг другу. Проверяем примеры коллективно. Ракета, в которой все задания выполнены верно, «летит в космос» первой! Использованные листочки с примерами я выбрасываю и вставляю новые. Завтра ракета опять готова к полёту!
Заключение
Игровые технологии на уроках математики в третьем классе представляют собой мощный инструмент, способствующий повышению интереса и мотивации учащихся к изучению предмета. Правильный выбор игр, интеграция их с учебным материалом и создание игровой атмосферы позволяют сделать процесс обучения более увлекательным и эффективным.
Важно помнить, что игры — это не только развлечение, но и мощное средство для достижения образовательных целей. Применение игровых технологий в обучении математике может значительно улучшить результаты и создать положительный опыт для учеников, что в дальнейшем будет способствовать их успешному обучению.
Список литературы
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 2004. – 244 с.
Жикалкина Т.К. Дидактическая игра на уроке математики. // Начальная школа. 2010. С 29-34.
Смирнова Е.О., Рябкова И.А. Психология и педагогика игры [Текст] / Е.О. Смирнова, И.А. Рябкова – 2-е изд. Исправленное и дополненное. – Москва: Юрайт, 2023 – 223с.
Талызина Н.Ф. Психология детей младшего школьного возраста. Формирование познавательной деятельности младших школьников / Н.Ф. Талызина – 2-е изд. Переработанное и дополненное. – Москва: Юрайт, 2023 – 174с.
Шмакова С.А. Учимся, играя / Шмакова С.А. – Москва: ЦГЛ, 2003 – 125с.