СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на тему: "Особенности применения игровых технологий на уроках математики в третьем классе"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматривается содержание понятия «игровые технологии», особенности применения игровых технологий на уроках математики в третьем классе. В статье раскрываются особенности и возможности применения игровых технологий в начальной школе, которые дают возможность учителю выйти на творческий уровень взаимодействия с учащимися. Статья может быть полезна для учителей, ищущих новые методы обучения математике.

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему: "Особенности применения игровых технологий на уроках математики в третьем классе"»


Бондарь Варвара Витальевна,

КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького», студент 3 курса специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах.


ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В ТРЕТЬЕМ КЛАССЕ


Аннотация: в статье рассматривается содержание понятия «игровые технологии», особенности применения игровых технологий на уроках математики в третьем классе. В статье раскрываются особенности и возможности применения игровых технологий в начальной школе, которые дают возможность учителю выйти на творческий уровень взаимодействия с учащимися. Статья может быть полезна для учителей, ищущих новые методы обучения математике.


Ключевые слова: игровые технологии; математика, игра, технологии, урок, знания, умения, навыки, особенности.


Игра – это пространство «внутренней социализации»

ребенка, средство усвоения социальных установок.

Л.С. Выготский


Повышение интереса к математике у большинства учащихся напрямую зависит от методики преподавания изучаемого предмета, то есть от того, насколько умело, построена и запланирована учебная деятельность. Современное образование требует от педагогов применения новых подходов, способствующих повышению интереса к учебному процессу, применение игровых технологий, которые представляют собой систему использования различных дидактических игр. В данной статье мы рассмотрим особенности применения игровых технологий на уроках математики в третьем классе и их роль в процессе обучения.

Игровые технологии можно определить как систему методов и приемов, использующих игровые элементы для организации учебного процесса. В свою очередь Талызина Н.Ф. конкретизирует данное представление об, «игровых технологиях, говоря о том, что это метод обучения, основанный на использовании игровых форм и методов для достижения образовательных целей» (Талызина, 2005). Г.К. Селевко выделяет следующие виды игровых технологий (Рис.1).

Рисунок 1. Виды игровых технологий

В последние годы игровые технологии все чаще внедряются в образовательный процесс, в том числе на уроках математики. Особенно актуальным это становится на этапе начального образования, когда формируются базовые математические навыки и интерес к предмету. В данной статье мы рассмотрим особенности применения игровых технологий на уроках математики в третьем классе.

В исследованиях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина игра определяется как ведущий вид деятельности, который возникает не путём спонтанного созревания, а формируется под влиянием социальных условий жизни и воспитания.

Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев в своих исследованиях выделили главные преимущества игровых технологий:

1. Мотивация учащихся.

Игровые технологии создают позитивную атмосферу и способствуют повышению интереса школяров к математике. В третьем классе дети стремятся к активному участию в процессе обучения, и игровая форма урока позволяет им раскрываться. Учитель может задействовать игровые элементы, такие как математические игры, конкурсы или викторины, что делает урок более увлекательным и динамичным

2. Развитие когнитивных навыков.

В процессе игры учащиеся развивают критическое мышление, внимание, память и воображение. Игры требуют от детей анализа ситуации, принятия решений, планирования действий и оценки результатов. Например, при решении логических задач или участия в командных соревнованиях ученики учатся находить оптимальные пути решения задач, что значительно улучшает их математические способности.

3. Коллективная работа и социальные навыки

Игровые технологии способствуют формированию навыков сотрудничества и командной работы. Учащиеся могут делиться своими идеями, совместно решать математические задачи и поддерживать друг друга. Это не только развивает их математические навыки, но также способствует формированию дружеских отношений и сплоченности в классе.

4. Индивидуальный подход

Игровые технологии позволяют учителю учитывать индивидуальные особенности каждого ученика. В процессе игры дети могут выбирать задания по уровню сложности, что способствует их самореализации. Это особенно важно для третьеклассников, у которых различные уровни понимания и усвоения материала. Игры позволяют реализовать дифференцированный подход и удовлетворить потребности каждого ученика.

5. Разнообразие форм и методов

Игровые технологии включают в себя множество форм и методов, которые можно использовать на уроках математики: настольные игры, интерактивные задания, онлайн-игры, ролевые игры и многое другое. На уроках можно проводить как индивидуальные, так и командные игры, что позволяет учащимся получать разнообразный опыт и сохранять высокий уровень заинтересованности.

6. Снижение тревожности

Математика часто вызывает у детей страх или неуверенность. Применение игровых технологий помогает снизить уровень тревожности, связанный с выполнением математических заданий. Когда дети играют, они менее сосредоточены на возможных ошибках и больше на поиске решения, что способствует формированию положительного отношения к предмету.

В своей книге «Проблемы развивающего обучения» Давыдов В.В. для упрощения подготовки к разработке и проведению игр выделил следующие особенности применения игровых технологий:

  • Важно правильно выбрать игры, которые соответствуют учебной программе и целям урока. Игры могут быть как настольными, так и цифровыми, а также могут включать элементы ролевых и командных заданий.

  • Игры должны быть интегрированы с темами, которые изучаются на уроке. Например, при изучении сложения и вычитания можно использовать игры с карточками, где ученики должны решать примеры, чтобы продвигаться по игровому полю.

  • Для успешного применения игровых технологий необходимо создать атмосферу, способствующую игре. Это может включать использование тематических декораций, музыки или даже костюмов, которые помогут ученикам погрузиться в игровой процесс.

  • После игры важно провести обсуждение, в котором ученики смогут поделиться своими впечатлениями, обсудить, что удалось, а что нет. Это поможет закрепить полученные знания и развить умение анализировать свои действия.

  • Игровые технологии могут принимать различные формы: от простых физических игр до сложных компьютерных программ. Важно использовать разнообразные форматы, чтобы удерживать интерес учащихся и адаптироваться к их интересам.

Для наглядного примера проведения интерактивных игр, вовлечения учащихся 3 классов в процесс изучения математики приведем несколько примеров игровых технологий:

Дидактические игры

«Собери слово»

На доске записаны примеры справа и слева одинаковое количество. К доске выходят две команды. По сигналу каждый из вызванных решает один из примеров и выбирает среди подготовленных карточек карточку с числом, соответствующую ответу примера (на обороте карточки написана буква).

Количество примеров будет зависеть от количества учеников, как пример, на доске представлено 10 примеров слева и аналогичное количество примеров справа, на оборотной стороне карточек с ответами будут расположены буквы, из которых на скорость и правильность ответов ученики должны будут собрать слово «математика». Команда, первая составившая слово, побеждает

В данной игре осуществляется и межпредметная связь, так как могут быть составлены словарные слова или слова на какое-либо правило.

Воспитательные игры

«Сказочная шапка»

Цель: Закреплять приемы устных вычислений. Средства обучения: колпак с примерами.

Содержание игры: В колпаке Звездочета находятся карточки с примерами. Вызванный уч-ся закрывает глаза, достает карточку с примером, затем решает пример. Если ответ неверный, сидящие в классе исправляют ошибку. Потом вызывается следующий учащийся и т.д.

Данная игра направлена на воспитание дисциплины в классе, а так же уважение учащихся к своим одноклассникам.

Развивающие игры

«Математическое лото»

Все ученики берут по одной карточке. Количество карточек зависит от количества учащихся. На них написаны результаты таблицы умножения (по 4 ответа). Учитель показывает классу карточку с выражением, например, 5х3, а ребята на своих карточках закрывают кружками ответы. Выигрывает тот, кто раньше закроет все числа на своей карточке. Фишки, учащиеся могут изготавливать на уроке трудового обучения.

Познавательные игры

«Не подведи друга!»

К доске выходят одновременно двое учеников. Учитель читает пример, например: 6х7. Предлагается составить четыре примера на умножение и деление с этими же числами. Первый ученик составляет примеры на умножение, а другой – на деление. Если примеры составлены и решены верно, ребят хвалят за слаженность в работе.

Запись на доске выглядит так:

6 х7=42 7х6=42

42:7=6 42:6=7

Здесь очень важно, чтобы дети усвоили способ нахождения частного по известному произведению, понимали, что из примера 7х6 =42 вытекает 42:7=6, 42:6=7.

Творческие игры

«Какой ряд быстрее полетит на Луну?»

У меня есть 3 ракеты, вырезанные из сложенной вдвое плотной бумаги. Каждая ракета имеет окошки по количеству учеников в ряду. В середину ракеты я вставляю лист, вырезанный по контуру ракеты, и в окошках пишу примеры на умножение и деление. Учащиеся каждого ряда быстро решают по одному примеру, передавая ракету друг другу. Проверяем примеры коллективно. Ракета, в которой все задания выполнены верно, «летит в космос» первой! Использованные листочки с примерами я выбрасываю и вставляю новые. Завтра ракета опять готова к полёту!

Заключение

Игровые технологии на уроках математики в третьем классе представляют собой мощный инструмент, способствующий повышению интереса и мотивации учащихся к изучению предмета. Правильный выбор игр, интеграция их с учебным материалом и создание игровой атмосферы позволяют сделать процесс обучения более увлекательным и эффективным.

Важно помнить, что игры — это не только развлечение, но и мощное средство для достижения образовательных целей. Применение игровых технологий в обучении математике может значительно улучшить результаты и создать положительный опыт для учеников, что в дальнейшем будет способствовать их успешному обучению.


Список литературы

  1. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 2004. – 244 с.

  2. Жикалкина Т.К. Дидактическая игра на уроке математики. // Начальная школа. 2010. С 29-34.

  3. Смирнова Е.О., Рябкова И.А. Психология и педагогика игры [Текст] / Е.О. Смирнова, И.А. Рябкова – 2-е изд. Исправленное и дополненное. – Москва: Юрайт, 2023 – 223с.

  4. Талызина Н.Ф. Психология детей младшего школьного возраста. Формирование познавательной деятельности младших школьников / Н.Ф. Талызина – 2-е изд. Переработанное и дополненное. – Москва: Юрайт, 2023 – 174с.

  5. Шмакова С.А. Учимся, играя / Шмакова С.А. – Москва: ЦГЛ, 2003 – 125с.