© 2022, Гагина Марина Андреевна 877 0
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
1.1. Сущность внимания, его виды и механизмы, роль внимания в обучении
Внимание - это направленность и сосредоточенность сознания на чем-либо: предмете, явлении, действии, мысли. По С.Л. Рубинштейн, «внимание определяет связь сознания с определенным объектом.» Направленность сознания - это сосредоточенность сознания на определенных объектах, увлекший человека. Сосредоточение - это отвлечение от всего, что не имеет отношение к выбранному объекту. Вследствие всех двух особенностей внимание всегда избирательно.
Внимание может быть расценено как "рабочее состояние сознания". Внимательному человеку, недостаточно, просто смотреть или слышать, он должен прислушиваться и рассматривать, видеть и слушать. Только при рецептивных, умственных, двигательных действиях внимание проявляет свои особенности, оно не может существовать самостоятельно.
Внимания ученика зависит и от организации педагогического процесса. Ведь внимание, как писал К.Д. Ушинский, «есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира». Внимание обеспечивает ясность и отчетливость восприятия учащимися учебного материала, быстроту и четкость их мышления, контроль за выполнениями физическим упражнением. Более внимательные ученики наблюдают за упражнениями учителя, наиболее важными деталями, а не внимательные ученики не придают этому значения.
Виды и формы проявления внимания выделяют как по механизму их актуализации, так и по тому, на что оно направлено (рис. 1).
|
|
|
|
|
|
| ||||
Непроизвольное |
Произвольное |
Послепроизвольное | ||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| ||||||
Сенсорное (перцептивное) |
Интеллектуальное |
Моторное (двигательное) |
Рис. 1. Классификация видов и форм внимания
Пробуждение внимания тесно связано с особыми видами деятельности, определяемой частью мозга, включающих несколько уровней - от ретикулярной формации подкорки и ствола мозга до новой коры больших полушарий (лобной доли). Такая деятельность приводит к появлению большого очага возбуждения, которое помогает сосредоточить сознание человека на значимом в данный момент раздражителе, и в то же время, препятствует приему других сигналов.
Внимание как психический процесс находит свое отражение в специфических изменениях в биологическом потоке головного мозга, а также вегетатики - в дыхании и деятельности сердечнососудистой системы. Внимание должно быть активировано, как непреднамеренно, так и преднамерено; поэтому существует два типа внимания: непреднамеренное (неслучайное) и преднамеренное (случайное).
Непреднамеренная активизация внимания связана с воздействием на органы чувств внешних стимулов, вызывающих ориентировочную реакцию (рефлекс «Что такое?», по И.П. Павлову). Легкость его возникновения зависит от силы, новизны и контрастности раздражителя. Сильные раздражители привлекают к себе больше внимания, чем слабые; при этом имеет значение не столько абсолютная сила, сколько относительная: среди тишины ориентировочная реакция может возникнуть и на слабый звук (по контрасту).
Человек отвлекается на возникающий раздражитель гораздо больше, чем уже знакомый. Примером этого является речь учителя. Иногда целесообразно прекратить объяснение материала, чем делать замечания повышенным голосом.
Любой объект может послужить эффектом новизны, изменив свое положение в пространстве. Поэтому движущиеся объекты привлекают больше внимания, чем статичные. Новое место для спортивного инвентаря, может привлечь внимание учеников на некоторое время, во время проведения занятий, вызвав у них ориентировочную реакцию.
Преднамеренная активизация внимания связана с произвольными механическими и, следовательно, с приложением волевого усилия для направления внимания на тот или иной объект, на изменение интенсивности внимания. В спорте внимание сосредоточенного на старте бегуна, вратаря при атаке спортсмена.
Во время учебного процесса, при желании быстрее выполнить задание, или наоборот, при потере интереса к нему волевое усилие становится особенно заметно.
Кроме непроизвольного и произвольного внимания, возникающего первично, можно подчеркнуть также вторичное непроизвольное и вторичное произвольное внимание (первое называется также послепроизвольным вниманием). В тот момент, когда неинтересная деятельность вовлекла ученика, стала для него чем-то новым и интересным, волевое усилие не нужно для удержания внимательности, внимание возникает произвольно, это и есть вторичное непроизвольное внимание.
Если же ситуация будет противоположной, интересное занятие стало скучным и неинтересным для учеников, тогда необходимо дополнительно прилагать волевые усилия, включается вторичное произвольное внимание. [31].
В первом случае можно ориентироваться на то, что нет необходимости, прилагать дополнительные усилия для поддержания внимательности, а во втором случае необходимо приложить дополнительные усилия, для вовлечения в учебный процесс.
В дополнение ко всему вышесказанному внимание может быть направлено на внешний сигнал и на себя – на свои мысли, переживания, эмоции и жесты. В связи с этим, выделяют внешние и внутреннее внимание.
Например, учитель на уроке физической культуры страхующий ученика во врем акробатический упражнений использует внешнее внимание. Оно выражается в бдительности, сосредоточенности и в принятии быстрых решений и выполнении их.
Физиологическим механизмом внешнего вида внимания по словам академика А.А. Ухтомского, «оперативный покой, организуемый по механизму доминанты». Состояние оперативного покоя наглядно демонстрирует спортсмен, приготовившийся взять старт. Перцептивное внимание связано с двигательной заторможенностью, с понижением чувствительности к посторонним раздражителями.
Примером внутреннего внимания является сосредоточенность синхронисток, которые повторяют мысленно каждое движение. Внутреннее внимание определяется сосредоточенностью на размышлении и сосредоточенности внутри себя. При этом глаза закрыты или взгляд направлен в одну точку. Такое внимание, как писал С.Л. Рубинштейн, «есть внутренняя деятельность под покровом внешнего покоя».
Невозможно одинаково сосредоточиться на внутреннем и внешнем внимании, потому что они тормозят друг друга. Ученику трудно сосредоточиться на внешних сигналах и на внутренних ощущениях. Поэтому невозможно следить за показом и объяснением упражнения, и в то же время контролировать правильное выполнение.
В учебном процессе учитель должен использовать преднамеренное и непреднамеренное внимание учеников. Не рекомендуется использовать одно из них, если использовать только преднамеренное внимание учащихся, то процесс обучения будет протекать с постоянным большим психическим напряжением, высокими умственными напряжениями. Однако, если цель учителя состоит в том, чтобы сделать занятие не только занимательным, то есть происходит активизация, сосредоточения внимания, то ученики не научатся настойчивости, будут неспособны удерживать длительное время преднамеренное внимание.
По этому поводу К.Д. Ушинский писал: «Должно делать учение занимательным для ребенка, но в то же время должно требовать от детей точного исполнения и незанимательных задач, не наклоняя слишком ни в ту, ни в другую сторону, давая пищу пассивному вниманию и упражняя активное, которое хотя и слабо в ребенке, но может и должно развиваться, и крепнуть от упражнения» .
При выполнении физических упражнений у учащихся активируется внешнее и внутреннее внимание, чередуясь между собой, в зависимости от поставленных задач. Когда школьники разучивают новое упражнение получая инструкции от учителя, создавая (по П.Я. Гальперину) «ориентировочную основу деятельности» у них на первом плане внешнее внимание. Внутреннее внимания ученики использовали бы при планировании упражнений для его выполнения, проматывая в мыслях каждый элемент.
1.2. Свойства внимания и их проявление при выполнении физических упражнений
Свойства внимания можно разделить в зависимости от того, направлена ли оно на один или несколько объектов. (рис. 2).
|
|
| |||
Интенсивность |
Объем |
Устойчивость | |||
|
Переключение |
Распределение |
|
Рис. 2. Классификация свойств внимания
Интенсивность и устойчивость внимания заключается в том, чтобы сосредоточиться на одном объекте. Свойства внимания которые направлены на удержание нескольких объектов относятся - переключение, объем и распределение.
Идея этого свойства внимания заключается в следующем: момент сосредоточения связан с интенсивным возбуждением одних нервных образований и сопряженным торможением других. Это приводит к повышению чувствительности на адекватные раздражители, связанным с наблюдаемым объектом или выполненной работой, к снижению чувствительности к внешним раздражителям, тем самым предотвращая отвлекающий эффект: становятся фоном, отодвигаются на задний план осознания.
Известный советский и российский шахматист Н.В. Крогиус считал, что можно выделить несколько степеней интенсивности внимания: «полная поглощенность деятельностью, умеренная сосредоточенность, перемежающаяся короткими отвлечениями, поверхностная сосредоточенность (быстрый контроль действий без их достаточного осмысления), слабая сосредоточенность с неустойчивой направленностью внимания». Во многих случаях двигательные действия на занятиях спортом в школе не нуждаются в остром сосредоточении внимания, так происходит, когда учащиеся выполняют уже знакомые движения. Но концентрация внимания необходима в случае, если упражнения выполняется на скорость и по сигналу учителя.
С помощью волевого усилия возможно удержать высокую интенсивность внимания это явление называется устойчивостью. Сохранять концентрированное внимание долгое время очень трудно: интенсивность внимания хотя и в небольших пределах, но колеблется, а кроме того, на 2-3 секунды переключается на другие объекты. Так, чешский психолог В. Хмелярж считал, что «во время чтения за один час происходит более 50 отвлечений со средней длительностью 1, 2 секунды»; а русский психолог Н.Н. Ланге утверждал следующее « отвлечения внимания достигают иногда 12 секунд».
Когда речь идет об устойчивости произвольного внимания, спонтанные отключения внимания не принимаются в расчет. Длительное поддержание внимания на объекте может привести к снижению активации мозговых структур, к слабости мышц шеи и утомлению глаз. Учащиеся не могут концентрироваться в течение длительного времени и сохранять во внимании одно и тоже задание, учителю физической культуры должен использовать техники, которые временно ослабляют внимание. Например, во время выполнения заданий рассказывать случаи из своего педагогического опыта, из спорта, которые могли бы помочь ученику. Важно, чтобы в момент рассказа, истории оставались в рамках учебного процесса, и не пересекались с отвлеченными темами, т.к. это может помешать ученикам концентрировать внимание на правильном выполнении упражнений.
Способность специально варьировать интенсивность внимания называют подвижностью внимания. В зависимости от ситуации, вы можете увеличить или уменьшить интенсивность внимания, такая необходимость возникает довольно часто. Например, при игре в футбол вратарь и защитники могут ослабить внимание, если мяч перешел на половину поля соперников (таким образом они снимут у себя психическое напряжение, получат секунды для передышки). В то же время при приближении соперника с мячом к воротам вратарь и защитники должны увеличить интенсивность внимания, чтобы разгадать маневр соперника, не пропустить его удар по воротам.
Очень важно знать о переходе ослабленного внимания на интенсивное. У людей, которые делают это быстро, наблюдается лабильное внимание, а у тех, кто не может справиться с быстрым переходом, стоит обратить на него внимание, он инертен.
Переключаемость внимания обладает возможностью специально переключать внимание с одного объекта или действия на другие.
Обращая внимание на переключение внимания, учащиеся получают возможность осуществлять контроль над несколькими объектами и способность создавать ориентированную основу деятельности. При выполнении заданий, которые идут друг за другом или в нескольких действий, обеспечивая тем самым контроль за деятельностью.
Переключение играет важную роль и в спортивных играх, где условия игры меняются ежесекундно, необходимо контролировать движение своей команды и игроков команды соперника.
Быстрая или медленная переключаемость внимания зачастую может зависит от взаимосвязи человека к предшествующему и последующему учебному заданию: чем интереснее было предыдущее задание, тем труднее переключить внимание на новое; при обратном соотношении переключение внимания облегчается. Перед каждым соревнованием важен настрой, он играет ключевую роль в целом и в отдельных моментах игры.
Каждый из учеников, сконцентрирован и переключает внимание по своему, у разных учеников может быть разная реакция. У учеников также возникает антагонистические отношения между качествами следующей концентрации, и чем больше ученик сосредотачивается на задании, тем труднее ему переключить внимания на следующее.
Переключение внимания как характеристику преднамеренного внимания нельзя путать с отвлекаемостью, которая характеризуется легкость возникновения преднамеренного внимания. Феноменологические, чисто внешне, между переключением внимания и отвлекаемостью есть некая аналогия, но все же механизмы и содержание внимания в этих двух случаях разные: при переходе на другой объект сознательно и целенаправленно, с использованием волевого импульса. Отвлекаемость же связана с неустойчивостью преднамеренного внимания и с возникновением ориентировочных реакций. Такое свойство внимание как переключение можно развить, но с отвлекаемостью во время учебного процесса учителю надо бороться .
Благодаря распределению внимания можно контролировать выполнение нескольких одновременных задач и операций. Можно обратить внимание на то, что распределение внимания зачастую зависит от техники действий. Действия доведенные до автоматизма могут быть выполнены при меньшем контроле, меньшей интенсивности внимания, благодаря этому появляется возможность заострить внимание и направить его на более важное в этот момент действие, которое поддается плохому усвоению.
С помощью распределения внимания, можно одновременно держать во внимании мяч и игроков на поле, своих и соперников, быстро переходить от мыслей к действиям. Если выполняемые действия являются одной системой, распределение внимания происходит легче. Благополучие в распределения зависит от взаимосвязи между одновременными действиями.
Противоположной стороной распределения внимания является узость внимания. Если у ученика узкий фокус внимания он не сможет захватывать во внимание много объектов. Не стоит путать узость внимания и преднамеренную концентрацию внимания на одном объекте .
Из приведенной выше информации можно сделать вывод, что каждый ученик может проявлять характеристики внимания по-разному. Характеристики внимания могут зависеть как от опыта ученика, так и от врожденных привязанностей, особенно от особенностей нервной системы.
Наилучшее концентрирование внимания показаны учениками, у которых стабильная, сильная нервная система, они лучше удерживают свое внимание. А ученики со слабой нервной системой обладают лучшим переключением внимания.
Трудность или легкость выражения свойств внимания зависимости от типа внимания. Например, внешнее внимание переключить легко, а внутреннее внимание сложнее. Это означает, что легче переключить внимание с одного объекта на другой чем с одной мысли на другую.
Свойства внимания развиваются и совершенствуются от возраста к возрасту, поэтому при организации любой учебной работы, требующей внимательности, необходимо иметь глубокие знания о физиологических особенностях и уровне развития психических функций, от которых во многом зависят возможности детей определенного возраста.
1.3. Анатомические, физиологические и психологические особенности организма детей младшего школьного возраста
Детский организм не является копией взрослого. В каждой возрастной категории есть свои особенности, которые отражаются на жизненных процессах. Также детский организм отличается от взрослого физической и умственной деятельностью.
Дети школьного возраста делят на три группы:
1. Младшая школьная (от 7 до 12 лет);
2. Средняя школьная (от 12 до 16 лет);
3. Старшая школьная (от 16 до 18 лет).
Каждая группа школьников отличается друг от друга не только возрастом, но и развитием. Дети 7-12-ти лет, т.е. дети, отнесенные к группе младшего школьного возраста, сильно отличаются от других возрастных групп. Рассмотрим их анатомо-физиологические и психологические особенности.
До возраста 11–12-ти лет тела у мальчиков и у девочек находятся на практически одинаковом уровне развития. В данном возрасте продолжается рост тканей и их формирование. По сравнению с дошкольным возрастом рост длины тела замедляется, а масса тела увеличивается. Дети младшего школьного возраста ежегодно прибавляют в росте 4-5 см, а вес 2–3 кг. Грудная клетка видоизменяется в лучшую форму, превращаясь в конус. Благодаря изменению грудной клетки, увеличивается жизненная емкость легких. Как правило, у мальчиков на седьмом году жизни наблюдается повышение жизненной емкости легких на 1400 мл., а у девочек прирост достигает отметки -1200 м. Дальнейшее увеличение жизненной емкости легких отмечается к 12-ти летнему возрасту, у мальчиков она выросла до 2200мл, а у девочек – до 2000мл. Ежегодно отмечаются рост жизненной емкости легких к 160 мл., как у мальчиков, так и у девочек. В этом возрасте функция дыхания не совершенна, из-за слабости дыхательных мышц дыхание происходит относительно быстро и неглубоко. Взрослый дыхательный аппарат работает более эффективно, чем детский. Детский организм усваивает меньше кислорода (~2%). В связи с этим, у детей во время двигательной деятельности быстрее уменьшается насыщение крови кислородом. Исходя из этих знаний, стоит обращать отдельное внимание на дыхание во время выполнения любых упражнений. Важной задачей перед учителем стоит обучение правильному дыханию школьников младших классов на протяжении всего урока.
Дыхательная система тесно связана с органами кровообращения. Благодаря системе кровообращения в организме поддерживается уровень тканевого обмена веществ, в том числе газообмена. Масса сердца увеличивается с массой тела.
За счет просвета артерий, сердце младшего школьника лучше справляется со своей работой. Кровяное давление у детей ниже, чем у взрослых. В возрасте 7 – 8 лет оно равняется 99/64 мм. рт. ст., к 9–12-ти годам - 105/70 мм ртутного столба. При выполнении больших нагрузок частота сердечных сокращений значительно увеличивается до 200 уд/мин. После соревновательной деятельности, сопровожденной эмоциональным возбуждением, частота сердечных сокращений может учащаться до 270 уд/мин. Одним из недостатков этого возраста является легкая возбудимость сердца, в связи с различными внешними влияниями можно также наблюдать аритмию. Регулярные занятия приводят совершенствованию сердечнососудистой системы.
Жизнедеятельность организма, включая работу мышц, обеспечивается обменом веществ. В результате окислительных процессов углеводы и белок разрушаются, и вырабатывается энергия, необходимая для функционирования организма. Часть этой энергии идет на синтез новых растущих тканей детского организма, в "пластические"процессы. Как известно, теплопередача происходит с поверхности тела. А так как поверхность тела детей младшего школьного возраста относительно велика по сравнению с массой, то здесь больше тепла отдается в окружающую среду.
И отдача тепла, и рост, и значительная мышечная активность ребенка требует больших затрат энергии. Для таких затрат энергии необходима и большая интенсивность окислительных процессов. У младших школьников относительно невелика и способность к работе в анаэробных (без достаточного количества кислорода) условиях.
На уроках физической культуры младшие школьники теряют больше энергии, чем в среднем и старшем звене, это связано с физиологическими особенностями. [3].
На основании этих знаний, учителю физической культуры нужно планировать занятия с учетом того, что учащимся нужно покрыть затраты энергии на «пластические» процессы, терморегуляцию и физическую работу.
Итак, чем большие выполненной работы, тем быстрее происходит рост организма, благодаря высокому уровню основного обмена. Чем больше регулярны физических упражнений, тем успешнее проходят "пластические" процессы. В этом отношении дети младшего школьного возраста развиваются физически лучше и быстрее. Для положительного воздействия на организм необходимо подобрать оптимальную физическую нагрузку. Чрезмерное движение или недостаток отдыха могут повлиять на обмен веществ и замедлить рост, а также замедлить развитие ребенка. Именно поэтому учитель должен выполнять оптимальную нагрузку на уроке физкультуры.
. Формирование органов движения - костного скелета, мышц, сухожилий и связочно-суставного аппарата - имеет огромное значение для роста детского организма.
В связи с тем, что в младшем школьном возрасте мышечный скелет еще не до конца окреп, в том числе мышцы спины, школьники не всегда могут долгое время сохранять осанку в правильном положении. При выполнении статических упражнений мышцы туловища слабо фиксируют позвоночник. Скелет позвоночника особенно чувствителен к внешнему воздействию. По этой причине осанка ребенка очень неустойчива, и у них легко возникает асимметричное положение тела.
Длительные статические напряжения противопоказаны школьникам, т.к. могут возникнуть проблемы с искривлением позвоночника[24]. У детей этого возраста сила мышц и конечностей с правой стороны явно преобладает, не так как сила левой стороны туловища и левых конечностей. Сбалансированное развитие встречается крайне редко, наоборот, у многих детей появляется асимметрия. Симметричное развитие встречается крайне редко, наоборот у некоторых детей асимметричность бывает очень резкой.
В связи с этим, на уроках физической культуры нужно акцентировать внимание на симметричное развитие той стороны мышц туловища и конечностей, которая является слабой, а также другой стороны туловища и конечностей, воспитанию правильной осанки. В процессе занятий важно создать «мышечный корсет», он образуется при симметричном развитие силы мышц туловища. "Мышечный корсет" позволяет избавиться от болей в позвоночнике, а также предотвращает болезненное боковое искривление позвоночника. Дети, которые играют в спортивные игры формируют у себя полноценную осанку.
У младших школьников мышцы обладают интенсивным развитим, что способствует росту мышечного объема и силы. В возрасте 8-9 лет анатомическое формирование структуры головного мозга завершается, но затем требуется работа по его развитию.
Постепенно выделяются основные типы "замыкающей активности полушарий коры головного мозга", которые лежат в основе индивидуально-психологических особенностей интеллектуальной и эмоциональной активности детей (типы: лабильны, инертный, тормозной, возбудимый и др.).
Дети младшего школьного возраста не всегда способны воспринимать реальность такой, какая она есть: они учитывают внешние признаки, подчеркивают те черты, которые привлекли их внимание.
Особенностью внимания младших школьников является его непроизвольный характер. Они достаточно отвлекаемы, чтобы отвлекаться на внешние раздражители во время обучения. Это происходит потому, что дети в этом возрасте не способны сосредоточиться на длительное время, в том числе и на изучаемом материале. Напряженное и сосредоточенное внимание быстро приводит к усталости.
В памяти младших школьников преобладает наглядно-образный характер. Учащиеся могут отмечать внешние характеристики изучаемых предметов лучше, чем их логический смысл. Дети этого возраста не всегда могут выстроить логическую цепочку воспоминаний из изученных материалов, и возникают проблемы в представлении отдельных частей исследуемого явления.
Для того чтобы усвоить материал, учащиеся полагаются на силу впечатления при усвоении материала и на многократное повторение акта восприятия. По этой причине воспроизведение учебных материалов могут вызывать трудности, они могут быть пересказаны с ошибками, неточностями, и по этой причине оно не задерживается надолго в памяти.
Все это оказывает непосредственное влияние на обучение физической культуре. Несколько исследований показали, что ученики не могут точно воспроизвести материал изученный месяц или два назад. Для преодоления этого пробела в образовательном процессе ученики должны периодически повторять пройденный ими материал .
В младшем школьном возрасте мышление детей носит наглядно-образный характер, неотделимый от восприятия конкретных особенностей изучаемых явлений, тесно связанный с деятельностью воображения. Дети все еще испытывают трудности с усвоением очень абстрактных понятий, поскольку они не связаны с конкретными фактами, кроме словесных выражений. И причина этого - прежде всего незнание общих законов природы и общества.
Исходя из вышесказанного, можно делать заключение, что в этом возрасте мало обходиться словесным приемом, материал нужно подкреплять наглядно. В этом возрасте основным методом обучения является наглядный метод. Нужно вычленить самые сложные элементы движений, и подкрепить их с помощью показа и рассказа.
С помощью игр, в которых навык, скорость, реакции на различные обстоятельства и ситуации игры необходимо уделять большое внимание, можно развивать мышление. Здесь также развиваются многие психические функции и качества ребенка во время игр: острота ощущений и восприятия, внимание, память, воображение, мышление, социальные чувства, волевые качества.
Однако все это может быть достигнуто только в том случае, если игра ведется правильно и соблюдаются все правила и предписания. Также в игре дети учатся управлять своими эмоциями, что очень важно в этом возрасте. Дети положительно относятся ко всем играм, потому что связывают их с эмоциональными переживаниями.
У детей есть следующие эмоции: изменения мимики, позы, резкие и подвижные движения. В этом возрасте они не могут сдерживать свои эмоции, часто наблюдается быстрое изменение эмоционального состояния. Они также не всегда можете контролировать свои эмоции, даже если это требует ситуации. Все зависит от характера и терпения детей.
В этом возрасте определяются волевые качества. В большинстве случаев они основываются исключительно на сиюминутных целях в своей волевой работе. Они не могут создать цепочку действий, которые приведут к точному и окончательному результату.
Так как дети в этом возрасте часто имеют слабый самоконтроль, они не могут добиться желаемого результата в ходе урока. В связи с этим ученики должны иметь такие характеристики, как устойчивое чувство цели, настойчивость, инициативность, настойчивость и самостоятельность [3].
Чтобы в младшем школьном возрасте не возникало проблем, следует уделить внимание и обучение в дошкольном учреждении. Там формируются устойчивость и характер маленького ребенка. Если образование проходит правильно и контролируется, то в школьном возрасте можно снизить капризность детей, снизить к минимуму эгоистичность и недисциплинированность.
Конкретизация физических упражнений - это хорошие возможности для формирования и развития необходимых качеств при сильной воле детей.
В целях улучшения анатомо-физиологических и психологических свойств важно уделять особое внимание дополнительному образованию в области физической культуры у детей младшего школьного возраста. Упражнения должны учитывать возраст учащихся, не должны быть очень сложными или очень простыми, так как эмоциональный фон может быть снижен.
Дополнительные занятия должны проводиться не более двух раз в неделю. Объяснение материала должно иметь визуальный характер с простым и понятным объяснением [24].
Во время занятий необходимо контролировать правильную осанку и дыхание во время выполнения упражнений. Во время занятий можно использовать игровые упражнения, эстафеты, подвижные игры. Что немало важно во время занятий развиваются морально-волевых, физических и психических качеств учащихся младшего школьного возраста .
1.4. Использование игрового метода на занятиях спортом в группе дополнительного образования с детьми младшего школьного возраста
На занятиях в группе доп.образования спортивной направленности в младшем школьном возрасте, благодаря подвижным играм, игровым упражнениям и эстафетам развивается целый комплекс физических качеств таких как скорость, выносливость, гибкость, координация, сила. Большинство игровых средств различаются по применению в них отдельных физических качеств, например, быстроты (быстрее добежать, опередить, догнать), также реакция на подаваемые сигналы, где необходимо применить внимательность и скорость реакции.
Благодаря развитию координационных способностей, требующая от игроков быстрого перехода от одних игровых действий к другим, он может быстрее среагировать сменившуюся игровую ситуацию. При проведении подвижных игр силовые умения у детей развиваются с помощью скоростно-силовой направленности. Так же подвижные игры и другие игровые средства тренируют выносливость, благодаря большой затрате сил и энергии. Во время игровой деятельности учащиеся воспитывают в себе чувства товарищества и ответственности. При решении задач, возникшие во время игровой деятельности, которая требуют своевременной оценки и принятию правильных решений, у учащихся развивается самосознание. С помощью существования правил проведения игр, у учащихся воспитывается дисциплинированность, честность и выдержка. Подвижные игры, эстафеты, упражнения игровой направленности способствуют художественному воспитанию, развитию творческого мышления. Они приучают к логическому мышлению и наблюдательности. В ролевых играх развиваются организаторские способности (в зависимости от роли). Игровые средства, которые родственные по двигательным действиям, имеют образовательное значение [2].
С помощью таких игр происходит совершенствование и закрепление разученных тактических и технических приемов в разных видах спорта. Во время проведения игр развивается способность правильной оценки пространственных, временных отношений, точно и быстро реагировать на ситуации. Проводимые игры на местности помогают в приобретении навыков, которые в дальнейшем могут быть необходимы туристу, путешественнику. Улучшению кожно-тактильных и мышечно-двигательных функций, а также улучшению двигательных функций пальцев и кисти, способствуют игры с предметами.
Подвижные игры, игровые упражнения, эстафеты должны быть разнообразными. Применяя правильную дозировку при их проведении, они оказывают благотворное влияние на сердечно-сосудистую, дыхательную и мышечную системы организма занимающихся.
Благодаря подвижным играм, игровым упражнениям, эстафетам повышается функциональность действий, вовлекаются в работу мышцы тела, увеличивается подвижность суставов.
Подвижные игры, игровые упражнения, эстафеты на местности считаются самыми полезными, так как в организме ребенка активизируются обмены веществ, также сказываются благотворительно на нервной системе. При регулярном занятии на свежем воздухе, можно достичь снижения уровня гиподинамии.
В начальной школе подвижные игры, игровые упражнения, эстафеты являются незаменимой частью для решения комплекса взаимосвязанных задач, воспитания личности школьника, а также развитию его двигательных способностей и совершенствования его умений. В данном возрасте немалую роль игровые средства играют в развитии воображения, творчества, внимания, выработку умения выполнять правила общественного порядка.
Комплексное взаимодействие на совершенствование координационных способностей оказывают двигательные действия, которые входят в состав подвижных игр, игровых упражнений, эстафет. Основа игровой деятельности закладывается в начальной школе, которая способствует на совершенствование естественных движений, элементарных технико-тактичеcких взаимодействий и игровых умений. У детей, естественной средой общения является – игра. Значение игры и её влияние на организм ребенка трудно переоценить. Игра воспитывает сознательную дисциплину. Играя, дети учатся соблюдать правила справедливости, контролировать свое поведение, объективно и правильно оценивать поступки других. Игра для ребенка – важное средство самовыражения, проверка сил.
Благодаря игре, учитель может лучше узнать своих учеников, их привычки, характер, организаторские способности, их физические качества. В своей основе подвижные игры являются очень подвижными, что не мало важно в проведении воспитательной работы. Основная особенность подвижных игр, игровых упражнений, эстафет – ярко выраженная роль движений в содержании игры (бег, прыжки, метания, броски, передачи, ловля и т.д.).
Такие двигательные действия направлены на преодоление различных препятствий и трудностей на пути к цели. А цель состоит в том, чтобы получить от учащихся активных двигательных действий, в соответствии с которыми реализация зависит от креативности и инициативности самих участников.
Важным результатом игры является – эмоциональный подъём и радость детей. Благодаря данным свойствам подвижные игры, игровые упражнения, эстафеты больше чем другие формы физической активности востребованы подрастающим поколением, такая активность способствует всестороннему гармоничному физическому и умственному развитию детей, координации движений, развитию гибкости, точности [14].
Подвижные игры, игровые упражнения, эстафеты являются доступными, и они очень интересны. В них играют в зале, на улице, на спортивной площадке и т.д. Они занимают большое место в физическом развитии детей младшего школьного возраста, потому что игры создают условия для всестороннего совершенствования двигательных навыков, хорошему и правильному физическому развитию и других систем организма. Игры расширяют кругозор ребенка, развивают сообразительность и наблюдательность.
Игры, родственные по двигательной структуре, несут в себе образовательное значение. Наличие большого количества естественных и простых движений помогает перейти от умственной деятельности к физической, изменить способ работы некоторых центров коры головного мозга и давая при этом активный отдых нервной системе.
Подвижные игры имеют следующую классификацию:
1. Командные, некомандные игры;
2. Игры: малой подвижности, средней, большой;
3. Игры, которые направлены на развитие отдельных качеств:
● совершенствование ориентирования в пространстве;
● совершенствование ловкости;
● развитие скоростно-силовых качеств;
● совершенствование быстроты;
● развитие силы;
● развитие выносливости;
● развитие координации;
● развитие гибкости.
4. Игры с предметами, без предметов;
5. Игры, основанные на видах спорта:
● игры с использование акробатики, гимнастики;
● легкая атлетика;
● лыжная подготовка;
● спортивные игры.
6. По степени сложности;
7. Учёт возрастных особенностей;
8. Учёт полового признака;
9. По содержанию (имитация, творчество, музыкальное сопровождение, сюжет, игры-состязания, игры-забавы);
10. Взаимоотношения играющих:
● игры, в которых игроки не вступают непосредственно в соприкосновение с «противником»;
● Игры с ограниченным соприкосновением с «противником»;
● Игры с непосредственной борьбой «соперников».
11. Игры по форме организации занятий:
● Игры на уроке – подготовительная, основная, заключительная части;
● Игры спортивного праздника, и т.д. [30].
1.5. Развитие внимания на занятиях спортом в школе у детей младшего школьного возраста
Как во время учебного процесса можно выяснить, внимателен ли ученик на уроке? Есть несколько вариантов – определить по внешнему виду ребенка (взгляду, позе, в которой сидит) и задать наводящий вопрос по изучeному материалу.
Первичная оценка внимательности, это конечно внешний вид учащегося. Если он сидит в неподвижной позе, сконцентрировавшись на учителе, при этом обладая живым взглядом, то все эти признаки указывают на то, что ученик не просто слышит, но и слушает, а значит, он внимателен на уроке и проявляет интерес к учебному материалу. Ученик в неестественной позе, с неровной осанкой, без вдумчивого взгляда, не может быть внимателен. Как правило, таких учеников заметно сразу, они выбиваются из общей массы заинтересованных детей, они излишне подвижны, очень отвлекаемы.
В тоже время ученик с похожей характеристикой может обладать быстрым переключением внимания, и тогда внешний вид ученика обманчив. Такому ученику следует задать контрольные вопросы по пройденному материалу, и сразу станет ясно, был ли внимателен такой ученик на занятии.
Бывает и так, что мимика ученика выдает все признаки его активного участия в учебном процессе, но это может быть просто маска, ведь он думает о посторонних делах. По этой причине, чтобы окончательно выяснить, внимателен ли ученик или нет, следует задать несколько вопросов о том учебном материале, который был пройден в классе. [13].
В чем может быть причина замешательства учеников в классе? Может быть, это кто-то из учеников отвлекает другого. Может быть, как и сам учитель, который, возможно, не смог донести материал до учеников или представить его монотонно. Внимание учеников также зависит от темпа, экспрессии и громкости их голоса. Невнимательность, даже может способствовать ненормальным гигиеническим условиям - воздуху, высокой или низкой температуры в помещении, внешнему шуму.
Если некоторые ученики остаются невнимательными, учитель должен выяснить, остаются ли они невнимательными во время всех уроков, или это просто разовый случай .
Если невнимательность присуща одним и тем же ученикам, то это, возможно, личностная характеристика: для отдельных учеников легко или сложно дается материал (например, для детей, занимающихся спортом, учебный материал может показаться очень простым, они могут делать это легко и без усилий). или наоборот, при слабых физических данных ученик будет считать, что он не может выполнить задание, как это могут сделать одноклассники; с недостатками зрения (близорукость) или слуха (тугоухость), с наличием у некоторых школьников головных болей [6].
Из-за недостатка внимания учебный материал не только не может быть усвоен, но и травмоопасен. Вот почему, следует концентрировать внимание на развитие и удержание внимания учеников в младшем школьном возрасте.
Видный специалист по психологии внимания Н.Ф. Добрынин писал, «мы можем и должны воспитывать наше произвольное внимание путем воспитания произвольных, или волевых усилий». Об этом же говорил и С.Л. Рубинштейн, «развитие произвольного внимания является одним из важнейших приобретений, тесно связанных с формированием у ребенка волевых качеств». Если каждый раз упражняться над внимательность, то он перерастет в черту личности, проявляемая в любой ситуации. Как известно, если человек внимателен он становится дисциплинированнее. [1].
Внимательность сама по себе развиться не может, нужно приложить к этому усилие, это всего лишь средство развития собственной активности. В то же время внимание, как я уже было сказано, отражает характеристики желаемого усилия, развитие его также означает развитие внимания. Эти мероприятия должны стимулировать развитие учащихся.
Чтобы развитие внимания было очень эффективным, объем и продолжительность занятий должны увеличиваться снова и снова. Положительное влияние возникает и тогда, когда ученик проявляет особый интерес к классам и вообще к урокам физкультуры.
Как советовал К.Д. Ушинский «Приучите же ребенка делать не только то, что его занимает, но и то, что не занимает, - делать ради удовольствия исполнить свою обязанность» [27].
Существуют и специальные способы развития внимания и отдельных его свойств, которые являются доступными для любого школьника. Это могут быть тесты, игры на внимание, специальные задания и упражнения.
Также для развития внимательности школьников можно использовать:
- медитация (с помощью нее человек имеет возможность переключиться с внешнего мира на собственный, внутренний). Можно воспользоваться любой техникой медиативного погружения: медитация на пламени свечи, на медитативных свечах, прослушивание аудиокассет с записью сеанса медитации [19].
- пальминг (происходит от слова palm, что в переводе на русский язык означает "ладонь"). Выполнение этой технологии понадобится любой яркий, не плоски предмет. Следует сесть перед этим предметом в удобную позу, расслабиться. Рассмотреть глазами предмет, постараться запомнить каждую деталь. Затем, закрыть глаза и представить этот предмет в точности как он выглядит. Потом опять открыть глаза и увидеть, что осталось незамеченным на этом предмете. Повторять до тех пор, пока предмет в уме не отобразится как он выглядит в реальности. [15].
Также существуют технологии распознавании лиц. Для этого достаточно закрыть глаза, и представить в уме лицо знакомого человека, постараться вспомнить все в мелких подробностях (нос, глаза, рот, подбородок и тд.).
Не каждый человек сможет вспомнить черты лица, даже самого близкого человека. Это упражнение хорошо тренирует наблюдательные способности.
- активация слухового центра. Известный русский физиолог академик П. П. Анохин в своих исследованиях установил, что в деятельности человеческого мозга иногда возникают ситуации, при которых происходит активация всех его структур. В этом случае они работают как единое целое и выполняют поставленную задачу наиболее эффективно. Для создания такой ситуации был разработан комплекс специальных упражнений, вовлекающих дополнительные структуры, особенно слуховой центр, в процессы мозговой деятельности.
1. Запомнить и держать в память случайные фразы проходящих мимо людей.
2. Запоминать голоса часто встречающихся людей, не смотря, кто говорит различать голос человека. Составить зрительный образ говорящего.
3. Запомнить разговор, состоявшийся накануне, вспомнить каждую деталь. Мало кто из людей в состоянии рассказать разговор дословно, который был несколько минут назад.
4. Находясь на собрании, лекции запомнить все, что говорили, и постараться промотать весь разговор, обсуждая речь. Это не только полезно для развития слухового восприятия, концентрации и внимания, но и служит одним из лучшихсредств в совершенствовании ораторского искусства [8].
Возрастной особенностью данного возраста, является противоречивый и сложный процесс. Одна из самых важных задач этого возраста – познание окружающего мира, человеческих взаимоотношений и природы в целом.
В школе работа над развитием внимания может быть включена в стандартное выполнение упражнений школьной программы. Так на занятиях по гимнастике учащимся необходимы - внешнее внимание и сообразительность, чтобы ориентироваться в пространстве. При выполнении легкоатлетических упражнений (прыжков, метаний, в беге) нужна преднамеренная активизация внимания, так как она позволяет направить внимание на тот или иной объект. Общеразвивающие упражнения дают возможность проявить такие свойства внимания, как переключение и концентрация.
Заключение
Многие авторы подчеркивают, что одним из самых важных качеств, которым должен обладать ученик младшего школьного возраста – это высокий уровень внимания.
Познавательным процессом само по себе внимание не является, однако характеризует условия протекания любого познавательного процесса.
Непроизвольное внимание – преобладающий вид внимания детей младшего школьного возраста, где ориентировочный рефлекс служит его физиологической основой.
На занятиях спортом в школе умелое чередование активизации произвольного и непроизвольного, внутреннего и внешнего внимания обеспечивает достаточно высокий уровень продуктивности занятий.
Внимание является психологическим состоянием, характеризующее интенсивность познавательной деятельности и выражается в сосредоточенности на предмете, действии, процессе, становящийся осознаваемым и концентрирует на себе психологические и физические усилия индивида в течении определенного периода времени. Занимающийся достигает положительных результатов в овладении знаниями, умениями и навыками благодаря направленности и сосредоточенности психической деятельности.
На основе анализа литературных источников были выявлены следующие свойства внимания:
- переключение – осознанный перенос внимания с одного объекта на другой;
- объем – количество объектов, находящихся в поле зрения внимания одновременно небольшой промежуток времени;
- распределение – возможность удержание одновременно в сфере внимания нескольких объектов;
- устойчивость – длительное сосредоточение внимания на каком-либо объекте;
- концентрация – степень сосредоточения сознания на определенном объекте.
Отмечая большой интерес к игре, большинства исследователей рассматривают использование игрового метода в различных аспектах: изучают эффективность игровых средств для совершенствования процессов формирования двигательных умений и навыков, развития физических качеств; выявляют условия педагогической эффективности игрового материала, его воспитательного значения; изучают его влияние на процесс развития детского организма. Однако, работ, посвященных детальному изучению возможностей применения игрового метода с целью развития внимания у детей младшего школьного возраста, в настоящее время еще недостаточно и является предметом научных поисков и дискуссий в области физического воспитания.
Анализ литературных источников и педагогические наблюдения подтверждают актуальность темы исследования и гипотезу о целесообразности направленного развития внимания с использованием игрового метода на уроках физической культуры детей 9-10-ти летнего возраста для более эффективного решения педагогических задач и оптимизации учебного процесса в целом.