СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на тему: «Патриотическое воспитание юных исследований на примере проведения этнографических и краеведческих исследовательских работ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

статья на тему: "Патриотическое воспитание юных исследований на примере проведения этнографических и краеведческих исследовательских работ"

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему: «Патриотическое воспитание юных исследований на примере проведения этнографических и краеведческих исследовательских работ»»











Тема статьи:

«Патриотическое воспитание

юных исследователей на примере проведения этнографических и краеведческих исследовательских работ»





Выполнила: заместитель директора по воспитательной работе МБОУ СОШ №5

Гаджиева Самая Исметовна ул. Революции 9б

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

«средняя общеобразовательная школа №5» гор. Дагестанские Огни


















2019 год

«Любовь к родному краю,

  знание его истории – основа, на которой

только и может осуществляться рост

духовной культуры всего общества».

Д.С. Лихачев


Патриотизм, а именно любовь к родному краю, является важной составляющей в воспитании молодого поколения. Сюда можно отнести многое: бережное отношение к природе родных краёв, любовь к писателям и поэтам, которые жили и творили здесь и многое другое.
Так человек становится Человеком, а Родина- Отечеством: «Родина - место, где мы родились, Отечество - Родина, мною осознанная». Эти слова Михаила Пришвина, большого знатока родного края, могут служить эпиграфом в организации краеведческой работы. Наша родина - Россия. Это огромная, красивая и богатая страна, где мы живём, чьим воздухом мы дышим, по чьей земле ходим. Есть выражение: «Моя малая Родина». Что означает? 
В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок, деревня или город, улица, дом, где он родился. Это и есть его малая родина. Она у каждого своя, она одна - единственная, как мама.

    Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной.
Но нельзя не упомянуть знание истории родных мест. История – это мудрость, накопленная веками, и ее уроки учат, как жить и развиваться дальше. История показывает талант народа, его достижения и возможности.

«Интерес к прошлому - это забота о будущем»,- говорил известный ученый академик Д. С. Лихачев. Каждому дагестанцу знакомы крылатые слова великого поэта современности Расула Гамзатова: «Если ты выстрелишь в прошлое из пистолета, будущее выстрелит в тебя из пушки!» Знакомя учащихся с историей края, мы показываем его богатое, уходящее вглубь тысячелетий прошлое, которое по крупицам собирают и изучают ученые: историки, археологи, этнографы.
Абсолютно понятно, что влияние на мировоззрение детей оказывают не только родители, но и школа. Именно в ней он проводит большую часть времени, учится осваивать знания о мире, находит друзей. Именно здесь формирует его окружение, которое в дальнейшем окажет немалое влияние на его жизнь. Школа играет важнейшую роль в подготовке подрастающего поколения к творческой деятельности, основанной на соединении теории с практикой. Школа дает ученику систематизированные знания, и именно в ней должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа.
Поэтому школьный предмет краеведения очень важен. Работники образовательных учреждений в форме игр, викторин, экскурсий, походов смогут привить молодому поколению любовь ко всему родному. Использование краеведения помогает учащимся стать настоящим гражданином, как своей страны, так и мира. Личные впечатления, которые появляются у учащихся в процессе деятельности с использованием краеведческих материалов, усиливают эффективность всех аспектов воспитания – нравственного, гражданского, эстетического.
Воспитание патриотизма через краеведение в школе - это многогранный и сложный процесс, который расширяет кругозор и развивает познавательные интересы учащихся, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения, помогает в выборе профессий. Изучение родного края дает возможность привлечь учащихся к поисково-исследовательской и экспедиционной работе. В ходе выполнения таких работ, возможно, не только воспитать патриотизм в юном краеведе, но и научить его правильно, грамотно и интересно излагать свои мысли, уметь доказывать свою точку зрения, защищать проделанную работу и т.д.
Эта работа направлена на развитие творческих способностей детей и подростков.
Начальным и надежным средством творческой активности  детей и подростков является интерес к истории своего края, родословной своей семьи. Зачастую это лишь поверхностный интерес, точнее - любопытство. Но любопытство - неустойчиво. Важно суметь добиться того, чтобы оно переросло в любознательность, затем в увлеченность творческой самореализации. В основу работы положен принцип «воспитывающего обучения», реализуемый через нравственное, патриотическое и эстетическое воспитание, формирующее личность в целом. Процесс воспитания культурной личности определяется через формирование самоуважения, исторического сознания, оценочного отношения к предметному миру.
В воспитании духовных основ патриотизма педагог должен помнить важное требование - комплексность в краеведческой работе, которая помогает воспитывать в себе любовь к родному краю, а через него - к Родине.
В настоящее время уделяется большое внимание краеведческому образованию учащихся. На первом плане стоит задача воспитания патриота Родины, образованного человека, знающего и любящего историю, культуру, духовные традиции своего народа, природу родного края. Очень важно сегодня не только дать определенные знания подрастающему поколению, но и научить его практической деятельности по восстановлению и сохранению наследия предков.

Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. У всех народов мира, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, её природу, прошлое и современную жизнь. Свои знания исторического, географического, экономического характера устно или в различных документах они передавали последующим поколениям, тем самым, сохраняя преемственность в материальной и духовной культуре народов.
  Патриотическое воспитание юных исследователей на примере проведения этнографических и краеведческих исследовательских работ состоит в том,  что формирующие у обучающихся способности к целевому причинному и вероятному анализу  ситуации, альтернативному мышлению в выборе способов решения различных проблем: к восприятию нового, удовлетворению от  проделанной  работы  по  созданию  своего краеведческого материала. Поиск  своего  места  в  социокультурной среде.  

Учащиеся посещают краеведческие музеи, достопримечательности Дагестана. Позволяет обеспечить  духовно-нравственное и интеллектуальное развитие и воспитание обучающихся, а само содержание интегрируется в основные  виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную. Базовые ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности. Они пронизывают учебное содержание, уклад школьной жизни, многоплановую деятельность школьника как человека, личности, гражданина.
Учащиеся изучают даты событий, термины, понятия истории родного края;  исторические памятники и культовые места Дагестана;  сведения о жизни и деятельности земляков умеют анализировать исторические источники, документы;  описывают исторические памятники, культовые места родного края; наблюдают за жизнью и бытом старожилов города, беседуют с ними;  высказывают собственное суждение.
Оно приобщает учащихся к истории малой Родины. Создавать условия для успешной творческой самореализации личности  в краеведческой деятельности; воспитанию чувства патриотизма, формирование у подрастающего поколения верности Родине, изучению истории и культуры России и родного края; участию в подготовке и проведению мероприятий краеведческого характера; активизации поисковой деятельности учащихся.
Наша задача - показать многовековой труд поколений, чтобы учащиеся соприкоснулись с событиями и героической борьбы, познакомить с выдающимися деятелями прошлого и настоящего Страны гор. История - это мудрость, накопленная веками, и ее уроки учат, как жить и развиваться дальше. История показывает талант народа, его достижения и возможности.
Краеведческая работа реализуется через школьный музей как центр патриотического воспитания, учебные предметы через внеклассную и внешкольную деятельность, посредством участия в Интернет - проектах, конкурсах. Большое внимание краеведению уделяется и на внеклассных мероприятиях. Особая роль в воспитании патриотизма отводится школьному музею. Музей - это не только достояние школы, это достояние всех.
Большой интерес вызывает у детей искусство и культура дагестанского народа. Ежегодно ученики нашей школы принимают активное участие в мероприятиях школьного, городского, республиканского уровня, а также по практическому краеведению "Историко-культурное и природное наследие родного края». Становятся победителями и призерами.
Строгие и скорбные памятники воинам Великой Отечественной войны, улицы, названные в их честь, мемориальные доски погибшим героям - современникам питали и будут питать сердца последующих поколений гордостью за земляков, будут воспитывать в них патриотизм.
В заключение хотелось сказать: «На земле нет лучше края того, где ты родился и вырос». Эти слова могут стать эпиграфом ко всей краеведческой работе в школе как основе патриотического воспитания молодого поколения, которое является нашим общим благородным делом.