Почему мы " сгораем на работе" или что такое "Синдром эмоционального выгорания у учителей"?
Белоус Т.В.
учитель математики
Муниципальное образовательное учреждение «Бендерская средняя общеобразовательная школа №2»
Аннотация.
В данной статье рассказывается об синдроме эмоционального выгорания у учителей, так как эта тема очень актуальна на сегодняшний день. Показаны причины его возникновения. Названы имена ученных, кто занимался исследованием данного вопроса. А также рассмотрены способы избавления от данной проблемы.
Ключевые слова: эмоциональное истощение, учитель, причина выгорания, способы устранения, стресс.
Актуальность этой темы обусловлена тем, что требования со стороны общества к личности учителя все более возрастают, ведь наша профессия является социально очень значимой. Так как профессия учителя сочетает в себе множество ролей.
Такое разнообразие ролей педагога, с одной стороны, помогает нам развиваться, изменяться и творить, открывая всё новые и новые грани своей личности, но, с другой стороны, — это все способствует стрессу.
Стресс бывает конструктивным и деструктивным. У каждого человека определённый " порог чувствительности к стрессу". Когда стресс недолгий, то он мобилизует наш организм. А когда воздействие стресса на наш организм долгое и незаметное, то это начинает разрушительно действовать на человека. Однако, организм наш очень мудрый, он быстро реагирует на нарушение баланса, и независимо от нашего желания срабатывает определённый защитный механизм. Одним из таких защитных механизмов и является синдром эмоционального выгорания. (СЭВ). Этот термин "Синдром профессионального выгорания" впервые ввел американский психолог, психиатр Герберт Фройденбергер в 1974 году при оценке работы специалистов, которых можно отнести к категории " человек- человек". Они вынуждены взаимодействовать с большим количеством людей.
Выгорание — это своеобразный уход или, можно сказать, психологическая размолвка человека с работой в ответ на продолжительный стресс или на разочарование.
Феномен выгорания (burnout) привлёк к себе внимание исследователей в 1970-е годы, хотя, как социальное явление он был известен намного раньше, что нашло отражение в художественной литературе (например, главный герой рассказа А.П.Чехова "Ионыч")
Изучая данное состояние, учёные выявили, что оно является результатом внутреннего конфликта человека с действительностью, которую трудно изменить, и человек в борьбе с образовавшимися проблемами исчерпывает собственные эмоциональные ресурсы. Такое психологическое состояние человека не является болезнью, но его можно определить, как «преболезненное» состояние, которое проявляется в форме дезориентации; переходное от нормы к болезни - вероятность болезни.
Вопросы изучения СЭВ нашли должное отражение в теории и практике психологической науки. Наибольшую известность получили теории сущностного содержания и структуры К.Маслач[8], В.В. Бойко [3] и др.
Структурно она представлена тремя составляющими.
Первый компонент является основой — это эмоциональное истощение.
Второй компонент- деперсонализация. «Не лезьте ко мне, оставьте меня в покое».
Третий компонент- редукция личных достижений.
К. Маслач, определила «эмоциональное выгорание» как дезадаптированность к рабочему месту из-за большой рабочей нагрузки и неадекватных межличностных отношений.
В группе риска находятся врачи, учителя, психологи, менеджеры по персоналу. У учителей это связано с тем, что наш труд отличается очень высокой эмоциональной загруженностью. Учителя взаимодействуют с учениками и их родителями в данном коллективе, с администрацией школы, с библиотекарем, медсестрой и персоналом столовой.
К причинам возникновения СЭВ можно отнести:
Повышенную ответственность учителя в выполнении своих функциональных обязанностей.
Загруженность в течении рабочего дня.
Необходимость внедрения творческих дел в педагогическую деятельность.
Неблагоприятные социальные условия и психологическая обстановка на работе.
Основными симптомами являются:
Физические - усталость, недостаточный сон, головокружение, бессонница, затруднённое дыхание.
Эмоциональные - недостаток эмоций, пессимизм, цинизм и черствость в работе и личной жизни, безразличие, усталость ощущение беспомощности и безнадёжности, агрессивность и раздражительность.
Поведенческие - во время рабочего дня появляется желание прерваться и отдохнуть, нарастает безразличие к еде.
Интеллектуальное - уменьшаются интересы к каким-либо нововведениям в работе, скука, тоска, апатия, формальное выполнение работы. Учитель выполняет свою работу как «робот».
Социальные - уменьшается интерес к досугу, отсутствует энергия для проявления какой-либо социальной активности, ограничение контактов, желание побыть в одиночестве.
К корпоративных факторам можно отнести:
•нечёткую организацию и планирования труда
• строгая регламентация времени работы, особенно при нереальных сроках исполнения;
•негативные отношения с коллегами
• отсутствие сплочённости.
• конкуренция
В исследовании Р.А. Макаревича установлено, что большая часть рабочего дня учителей протекает в напряжённой обстановке (66,2% дня). Так как учителя часто испытывают стресс, то они в большей степени подвержены развитию СЭВ. От всех этих факторов резко ухудшается качество жизни педагога.
По данным исследований Н.А. Аминова, через 20 лет работы в школе у подавляющего числа педагогов наступает эмоциональное выгорание, а к 40 годам эмоционально " сгорают " все учителя.
Что же делать, если вы заметили первые признаки выгорания?
- Прежде всего, нужно признать, что они есть.
Главное для любого учителя научиться переключаться. Нужно все школьные дела оставить за " порогом" школы. Почему же мы эмоционально устаём и выгорает? Нет сил? Проекты не сделать, мечты не реализовать, да и жизнь складывается не так, как хотелось. Или может мы уже плюнули на всё? Работаем, чтобы прокормить семью и себя? Или всё-таки хотелось бы замахнуться на нечто больше? Жить радостной жизнью, быть довольными своей жизнью, исполнить какие-то свои мечты?
Давайте сперва выясним - почему же мы выгораем?
1. Сидячая работа - необходимо минимум 1 часа в день активности ногами, желательно с включенной парасимпатикой.
2. Постоянное нахождение внутри закрытых помещений сильно утомляет.
3. Сон, бессонница. Дневной стресс заводит так, что потом тело и сознание долго не могут успокоиться и расслабиться.
4. Малоподвижный образ жизни - означает, что тело полно энергии к вечеру, в то время как психически чувствуется усталость. Вот и получается, что сложно заснуть, будучи уставшими.
5. В жизни слишком много стресса. Мы учим в школе теоремы и интегралы, а вот как отпускать стресс нас не обучают.
6. Отсутствие гармоничного общения в семье и с детьми. Отсутствие собственных увлечений, мелких радостей, путешествий периодической смены обстановки. Жизнь превращается в сплошную работу, эмоционально утомляет работу, эмоционально утомляет и истощает жить ради работы не приносит радости и удовлетворения.
7. Частая критика, особенно незаслуженная. И не важно, где она происходит дома или на работе.
Как справиться с выгоранием.
Следующие советы помогут нам справиться с данной проблемой.
Совет 1. Обратитесь к другим людям.
Совет 2. Пересмотрите свой взгляд на работу.
Совет 3. Переоцените свои приоритеты.
Совет 4. Сделайте физкультуру приоритетом.
Совет 5. Поддерживайте своё настроение и уровень энергии с помощью здоровой диеты.
Рекомендации педагогам для профилактики СЭВ.
• Старайтесь рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки;
• Учитесь переключаться с одного вида деятельности на другой;
• Проще относиться к конфликтам на работе;
• Не пытайтесь быть лучшим всегда и во всём.
Выгорание "заразно" - могут выгорать целые семьи или коллективы. Поэтому психологическое здоровье коллектива является важным фактором, препятствующим выгоранию. Реже "выгорают" оптимисты, люди, умеющие успешно преодолевать жизненные невзгоды и возрастные кризисы.
Жизненный успех не даётся без труда. Но не нужно воспринимать трудности как непоправимые катастрофы. Не зря народная мудрость гласит: "Жизнь на 10% состоит из того, что вы в ней делаете, а на 90%- из того, как вы её воспринимаете"." Если не можете изменить ситуацию, измените своё отношение к ней". " Не так нам ситуация мотает нервы, как наше отношение к ней". Выбирайте любую на свой вкус и в стрессовой ситуации задайте себе вопрос.
Хочу закончить словами:
Помните: работа-всего лишь часть жизни! Мы работаем для того, чтобы жить, а не живем для того, чтобы работать.
Используемая литература:
1. Водоньянова Н.Е. Старченкова Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб: Питер, 2005.
2. Бойко В.В. Энергия эмоций. СПб, 2004.
3. Диагностика здоровья. Психологический практикум.
Учебное пособие/ под ред. Г.С. Никифорова
4. Маслач К. Эмоциональное сгорание-плата за сочувствие.
3