СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 26.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на тему " Предмет орфоэпии"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему " Предмет орфоэпии"»

1


Предмет орфоэпии, соотношение орфоэпии и фонетики

Орфоэпия (от греч. Orthoˊs – «правильный», eˊpos – «слово, речь») – система норм литературного произношения, совокупность правил звукового оформления значимых единиц языка: морфем, слов, предложений. Орфоэпией также называется раздел языкознания,изучающий функционирование таких норм и вырабатывающий произносительные рекомендации – орфоэпические правила.1

Понятие орфоэпии прошло долгий путь становления, оно подвергалось изменениям и уточнениям, которые вносили отечественные ученые.

Выдающийся советский лингвист Д.Н. Ушаков, определял орфоэпию как правильное произношение. Орфоэпическое («московское») произношение было интересно для Д. Н. Ушакова как явление культуры.

Сущность орфоэпии, по его мнению, составлял московский говор, а слова, произнесенные иначе, определялись как «неправильно». Другое возможное отклонение от правильного варианта относилось к «буквенному произношению , противоречащему законам живого языка». Таким образом, «правильное общерусское произношение — это произношение образованных москвичей, но свободное от искажений в угоду букв русских и обрусевших слов». К правильному произношению Д.Н. Ушаков относил «законы и правила произношения», включая «физиологию звуков речи и русскую фонетику». «В пределах правильного произношения есть целый ряд отдельных случаев допустимых варьянтов». Раскрывая эти положения, Д.Н. Ушаков выделяет ряд правил произношения — «главнейших черт московской речи, которую общепринято считать образцовой», в том числе произношение безударных гласных, звонких согласных в конце слов и перед глухими согласными и др.2

Положения, приведенные Д.Н. Ушаковым, продолжил его ученик, известный языковед - Рубен Иванович Аванесов. Он определял орфоэпию таким образом: «Орфоэпия - совокупность правил устной речи, обеспечивающих единство её звукового оформления в соответствии с нормами национального языка, исторически выработавшимися и закрепившимися в литературном языке»3. Р.И. Аванесов относил к орфоэпии- произношение и ударение. Произношение включает в себя звуковое оформление отдельных слов или отдельных групп слов в той мере, в какой оно не определяется фонетической системой языка.

Таким образом, произношение представляет собой понятие более широкое, чем фонетическая система, хотя последняя занимает в нём главное место».4

Отличную от предыдущих лингвистов точку зрения на понятие орфоэпии имел Александр Александрович Реформатский. Он выводил орфоэпию за рамки фонетики : «Опираясь на знание фонетики данного языка, т. е. на знание состава фонем и законов распределения их по позициям с получающимися в слабых позициях вариациями и вариантами, орфоэпия даёт индивидуальные нормы для разных случаев и выбирает из существующих вариантов произношения то, что более соответствует принятым традициям, тенденциям развития языка и последовательности в системе».5

Традиционно 6к ведению орфоэпии относят все произносительные нормы русского языка, например произношение а-образного или и-образного звуков в первом предударном слоге (д[аъ]ма´‒д[о']м, р'[ие] ка´‒[р'е´]ки), оглушение шумного звонкого согласного в абсолютном конце слова и т.д. Однако подобные нормы связаны с действием фонетических законов, не знающих исключения и относящихся к ведению фонетики. Эту точку зрения разделял и М.В.Панов. Согласно его точке зрения 7, орфоэпия должна изучать только такие произносительные нормы, которые допускают вариативность в литературном языке: "Орфоэпия ‒ наука, которая изучает варьирование произносительных норм литературного языка и вырабатывает произносительные рекомендации". Так, в одной и той же фонетической позиции возможно произношение було[ч']ная и було[ш]ная. Орфоэпия оценивает произносительные варианты, формулирует правила и требует их выполнения.

Как подчёркивает Л.Л.Касаткин, орфоэпия рассматривает социально значимые произносительные варианты, т.е. те, которые типичны для разных групп людей, говорящих на литературном языке, а также стилистические варианты, сознательно выбираемые в различных социальных ситуациях.Орфоэпические варианты могут принадлежать разным стилям.

Так для высокого стиля характерно эканье: б[ʼ эи]руʹ, вз[ʼэи]лаʹ; произношение безударного [о]: н[о]ктюрн, п[о]этический; твердого заднеязычного перед безударным окончанием именительного падежа единственного числа прилагательных: гром[кǝ]й, стро[гǝ]й. В нейтральном стиле произносится: б[иǝ]ру, вз[иǝ]ла, н[аǝ]ктюрн, гром[кʼи]й. В разговорном языке наблюдается выпадение гласных и согласных: прово[лк]а (проволока), не[кт]орые (некоторые).

Допуская несколько вариантов, орфоэпия указывает, какое место занимает каждый из них в литературном произношении. В силу своей социальной значимости орфоэпические варианты могут использоваться, например, в сценической речи для социальной характеристики персонажа.

В выработке литературных норм особая роль принадлежит московскому говору. Уже в XVII в. Сложились основные закономерности современного русского литературного языка. В основу этого языка лег говор Москвы, принадлежащий к среднерусским говорам, в которых сглажены наиболее резкие диалектные черты северного и южного наречий. Старомосковское произношение и сейчас составляет основу орфоэпических норм, несколько изменившихся в XXв. Орфоэпия устанавливает и отстаивает нормы литературного произношения8

Наличие орфоэпических вариантов обусловлено несколькими причинами:

  • Различия в произношении характеризуют так называемую старшую и младшую произносительные нормы.

  • младшую и старшую норму(новое произношение постепенно вытесняет старое, но на определенном этапе развития литературного языка обе нормы сосуществуют; например, для некоторых сочетаний согласных традиционно произношение мягкого согласного перед мягким: [зˈвˈ]ерь; по новой норме первый согласный – твердый [звˈ]ерь; старшая норма характерна для лиц старшего поколения, для сценической и ораторской речи.);

  • общенародную и профессиональную сферу употребления (иˊскра и искраˊ);

  • мужскую и женскую речь (например, удлинение согласных в мужской эмоциональной речи и удлинение гласных в женской);

  • территориальные разновидности литературного языка.

«В БОСе принято традиционное понимание орфоэпии как области фонетики в широком смысле слова, включающей проблемы произношения, а также ударения. Фонетические законы, не знающие исключений, относятся к области фонетики (а не к орфоэпии).Основная задача описательной фонетики — изучение характера звуков и синхронических законов чередования звуков, реализующих фонемы в разных позициях, орфоэпия же рассматривает и оценивает произносительные варианты слов и словоформ, выступающих в одних и тех же фонетических позициях».9

1 См.:Касаткин Л.Л. Фонетика современного русского литературного языка. М. С 162.

2См.: Ушаков Д.Н. Русская орфоэпия и ее задачи. // Русский язык. М., 1995. С. 155—177.

3См.: Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. М.,1984. С.13.

4См.: Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. М.,1984. С. 13-15.

5См.: Реформатский А.А. Введение в языковедение. М., 1947. С. 81


6 См.:Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. М.,1954.

Орфоэпический словарь русского языка.


7 См.: Панов М.В. Русская фонетика. М., 1967; С.128 Его же. Современный русский язык. Фонетика. М.,1979.С. 134.

8См.: Касаткин Л.Л. Русский язык. М., 2001.С391-393

9 Основные принципы «Большого орфоэпического словаря русского языка». М. Л. Каленчук, Р. Ф. Касаткина, Л. Л. Касаткин


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

28.02.2022 22:19
Бурмистрова Людмила Леонидовна @id76827681
Спасибо!

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!