СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на тему: "Приёмы формирования каллиграфических навыков у первоклассников посредством развития мелкой моторики рук".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья заняла 3 место в конкурсе "Далевские чтения 2023" в секции "Методология и практика образования в современной начальной школе".

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему: "Приёмы формирования каллиграфических навыков у первоклассников посредством развития мелкой моторики рук".»

ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КАЛЛИГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК

Е.С. Лапкина

Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького

Научный руководитель Т.В. Загородникова


На сегодняшний день остро стоит проблема формирования каллиграфического почерка у младших школьников, вследствие чего, из одной проблемы вытекает множество других нюансов, которые несут за собой ряд затруднений в учебной деятельности школьника. В условиях школы актуальность развития каллиграфического навыка обусловлена требованиями федерального государственного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО утверждён приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 17 февраля 2023 г. № 286): «умение списывать текст с представленного образца, писать под диктовку в соответствии с изученными правилами» и «сформированность первоначальных научных представлений о системе русского языка:…графике…» [1: 30]. Графические навыки письма относятся к сенсомоторным навыкам человека, но, в отличие от большинства сенсомоторных навыков, которые включаются либо в трудовую деятельность (шитье, навыки выпиливания, работы с каким-то инструментом), либо в спортивную деятельность (катание на коньках, танцы, игры в мяч и т. д.), графические навыки письма связаны с учебной деятельностью человека и обслуживают процесс письменной речи.» [2: 14].

В эпоху научно-технического прогресса, большее количество видов деятельности человека переходит в электронно-информационное поле, вследствие чего снижается активная деятельность мелкой моторики – работы кистей и пальцев рук, в частности, что отражается на качестве письма. Каллиграфический навык включает в себя не просто красоту графического начертания букв, но и влияет на все важнейшие психические процессы, которые важны не только в образовательной сфере человека, но и во всех остальных сферах жизнедеятельности. От этого процесса на прямую зависит психическое и физиологическое здоровье, работа мозга и воображение. Кроме этого, данный навык развивает внимательность и наблюдательность, что является важной составляющей учебного процесса. Совершенствование мелкой моторики рук способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого – развитие речевых функций. Неразвитая мелкая моторика может повлечь за собой нарушения не только речевого развития, но и таких важнейших психических функций, как память и мыслительные процессы. Помимо этого, у учащихся, с плохо развитой ручной моторикой, не редко возникают трудности при работе с предметными учебными материалами – счётными палочками, карандашами, ножницами и т.д.

Многие трудности не заканчиваются в начальной школе, а продолжаются вплоть до окончания школы и остаются с человеком на всю его жизнь. Причин для возникновения нарушения письма достаточно много: прежде всего это физиологические, педагогические и медицинские. Часто учителя пытаются устранить не причину неправильного письма, а уже результат, что не приводит к успеху, а нередко и усугубляет ситуацию. Так неправильная тактика обучению письму приводит к серьёзным отклонениям в правильном каллиграфическом письме у младших школьников.

В ходе работы над развитием мелкой моторики рук и кистей формируются не только базовые письменные навыки, но и активно запускаются процессы речевой активности, внимания и памяти. И чтобы устранить ряд трудностей и нарушений в период формирования каллиграфического навыка письма, необходимо систематически использовать приёмы по развитию мелкой моторики на всех этапах этого периода.

Такие приёмы можно разделить на несколько блоков:

1. Приёмы, развивающие навык штриховки;

2. Приёмы, развивающие навыки написания элементов букв;

3. Приёмы с использованием нейротренажёров;

4. Приёмы с использованием пальчиковой гимнастики;

5. Приёмы с использованием тактильных материалов по системе М. Монтессори.

Для комплексного подхода к развитию мелкой моторики рук первоклассников, необходимо уделять этому внимание не только на уроках обучения грамоте, но и во время свободного досуга учащихся. Одним из способов привлечения внимания первоклассников к данной работе может стать сенсорная коробка. Сенсорная коробка – это игровое мини-пространство с различными наполнителями, которые могут меняться в зависимости от игровых задач. В данном случае, под сенсорной коробкой следует понимать, ёмкость, разделённую на блоки. Каждый блок сенсорной коробки отведён под одно из направлений приёмов развития мелкой моторики рук и снабжён необходимыми материалами (см. рис. 1).

Рисунок 1. – Сенсорная каллиграфическая коробка.


Первый блок уделён приёмам, развивающим навыки штриховки. Такие задания укрепляют мышцы руки, способствуют концентрации внимания, развитию аккуратности и навыка доведения дела до конца. Также упражнения со штриховкой приучают ребёнка действовать по установленным (описанным) правилам, учат усидчивости, развивают логическое мышление. В наполнение этого блока могут входить листы с заданиями, где нужно заштриховать картинки по образцу, по описанию из текста или необходимо провести линии по заданным границам.

Второй блок предназначен для приёмов, развивающих навык написания элементов букв. Задания из этого блока позволят развить глазомер, правильность начертания букв, наклона и расстояния между элементами. В данном блоке могут быть размещены задания, где учащимся необходимо будет из элементов составить буквы, из букв целые слова и предложения; записать печатные буквы письменными, дописать элементы так, чтобы получились буквы.

Третий блок отведён приёмам с использованием нейротренажёров. Нейротренажёры, помогают автоматически и незаметно даже для себя включить работу двух полушарий. Каждое из полушарий мозга человека отвечает за свой набор функций и органов восприятия и может функционировать практически самостоятельно. Левое — это логика, речь, письмо, алгоритмическое мышление и склонность к точным наукам, правое — творческие способности, креативное мышление и кинестетический анализ мира. Двустороннее развитие и способность одновременного включение двух полушарий в повседневные процессы позволят быстрее включиться в учебную деятельность и разнообразить процесс занятий. Такими тренажёрами могут быть лабиринты, где необходимо провести персонажа из пункта А в пункт Б, начертив ему путь двумя руками. Ведение двух шариков по дорожкам и другие.

Четвёртый блок посвящён пальчиковой гимнастике, которая развивает мелкую моторику рук для стимулирования развитие речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться. В данный блок могут быть помещены стихотворения с действиями, картинки различных упражнений, шарики для массажа кистей рук и прочие вспомогательные инструменты.

Пятый блок наполнен тактильными материалами, которые стимулируют речевую активность в процессе совместных игр, развивают концентрацию внимания и усидчивость. Такой блок наполняется самостоятельно сделанными пальчиковыми куклами для игр в «Кукольный театр», пластилином и листами с инструкцией по лепке предметов, букв в том числе, как объёмных, так и плоских. Наборы атласных лент, проволок, домашних круп, макарон и бисера, для создания небольших поделок, объёмных картинок и прочего.

Кроме этого, сама коробка выполняет функцию развития каллиграфического навыка, так как с двух сторон имеет доски для письма: меловую и маркерную.

Таким образом, сенсорная коробка может стать предметом развития каллиграфического навыка посредством развития мелкой моторики рук, как на уроке русского языка, так и в свободное время. А её наполнение может меняться и пополняться, как в течение одного учебного года, так и на протяжение всего курса начальной школы.



Библиографический список

1. ФГОС НОО утверждён приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 17 февраля 2023 г. № 286

2. Желтовская, Л.Я. Формирование каллиграфических навыков у младших школьников /Л.Я.Желтовская, Е.Н. Соколова. - Москва: Просвещение, 2015. – 238 с.



2