СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья на тему: Приёмы работы по формированию представлений о математических деталях у умственно отсталых обучающихся на уроках математики"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

....................................................................

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему: Приёмы работы по формированию представлений о математических деталях у умственно отсталых обучающихся на уроках математики"»

Шурховецкая Наталья Борисовна, учитель математики КГБ ОУ «Славгородская общеобразовательная школа-интернат»

Статья на тему: «Здоровьесберегающие технологии в практической  работе с детьми с ОВЗ»


 Одной из главных задач учителя является сохранение и укрепление здоровья учащихся. При работе с детьми с ОВЗ она является первоочередной. Учитель не только продумывает технологии, способствующие сохранению здоровья учащихся, но и отслеживает результаты. Раскроем основные моменты, способствующие сохранению психического здоровья учащихся. Порой не уделяется должного внимания тому, как подходим к ребенку, как задаем вопрос, кого вызываем к доске, как рассаживаем в классе, а  все это непосредственно влияет на психологическое состояние учащихся.  Практика работы с учащимися с ОВЗ показала, что чем больше внимания уделяет учитель на уроке здоровьесбережению учащихся, тем плодотворнее работают дети, тем меньше они утомляются и лучше усваивают материал.  Работа по сохранению и укреплению здоровья учащихся начинается задолго до начала урока.

Первоочередная задача состоит в создании санитарно- гигиенических условий для учащихся, которые отражены в СанПиН: соответствие площади класса количеству учащихся; цвет стен классной комнаты; освещение; высота парт и стульев, соответствующая росту учащихся; температурный режим; проветривание. При оформлении класса особое внимание необходимо уделить используемой наглядности: она должна располагаться на уровне глаз ребенка; размер шрифта хорошо читаем с задних парт; цветовая гамма спокойная, как можно меньше использовать красные оттенки, которые отрицательно влияют на детей с ОВЗ (УО); поверхность матовая, не бликующая; учащиеся должны видеть только ту наглядность, которая необходима им на конкретном этапе урока.

Следующий очень важный момент -это рассадка детей в классе. Долгое время бытовало несколько вариантов: мальчик с девочкой; отличник с учеником, плохо усваивающим материал; хулигана на «галерку» и т.п. Учитель должен не только использовать данные диспансеризации учащихся (заболевания), их рост, но и знать темпераменты учеников своего класса, которые и должны учитываться при определении места посадки ученика  в классной комнате. Так, психологи не рекомендуют сажать меланхолика с холериком. Меланхолик будет чувствовать себя комфортно с сангвиником и с флегматиком. Холерика посадите   с флегматиком, спереди и сзади окружите его сангвиниками, предложите место в середине класса, но не близко к стенам классной комнаты.

 Сангвиник будет хорошо чувствовать себя в компании с флегматиком, с сангвиником.

   Рассмотрим вопросы, непосредственно касающиеся урока. В начале урока и на его протяжении я обращаю внимание на психологический комфорт каждого ученика. Мой голос, особенности общения с детьми, смена видов деятельности, используемые образовательные технологии должны создавать положительную психологическую атмосферу. В начале урока проходит настрой на дальнейшую работу. Если у ребенка плохое настроение, то лучше ему дать задания на ту тему, которую он хорошо усвоил, похвалить его за работу.

Важным моментом является использование на уроке образовательных технологий. Любая технология должна быть здоровьесберегающей. При использовании разных образовательных технологий надо создавать условия, способствующие укреплению здоровья детей, а не наносить ему вред.  

Каждый учитель выбирает такую, которая положительно влияет на образовательный процесс, способствует усвоению учениками программного материала.

Дети с ОВЗ отличаются быстрой утомляемость, поэтому важно обратить внимание на смену видов деятельности и их продолжительность, а также минутки отдыха. За урок я провожу две минутки отдыха. Это может быть релаксминутка, когда я включаю спокойную музыку, прошу ребят закрыть глаза на мгновение оказаться на берегу реки или в глуши леса.

 При выборе упражнений учитываю особенности класса. Не рекомендуются упражнения, где ребята наклоняют голову вниз, а потом резко ее поднимают.  

Огромное значение уделяю на уроке такой особенности восприятия, как ведущая сенсорная система или модальность. Как ребенок воспринимает материал очень важно. Ведущую модальность поможет определить психолог при помощи специальных тестов или учитель, используя метод наблюдения. Большинство учащихся по данным обследования в моем классе визуалы.

  Они перерабатывают и хранят информацию в виде наглядных образов. В связи с этим уроки строятся с использованием наглядности. Ученики-визуалы хорошо справляются с составлением рассказа по картинкам. К таким детям я не подхожу близко, им необходимо личное пространство. Чтобы ученик лучше усвоили материал, предлагаю зарисовывать, обводить. Дети-кинестетики – перерабатывают и хранят  информацию, основываясь на ощущения. Основной вид памяти кинестетиков – мышечная память. Познают окружающий мир тактильным способом. Такого ребенка можно обнять, говоря «молодец» погладить по голове, он любит прикосновения. Практика показала, что такие дети не любят читать, я предлагаю им во время чтения водить пальцем по тексту, так им комфортнее. На уроке такому ребенку важно обеспечить движение, поэтому разрешаю им встать, подойти и посмотреть в окно, чаще вызываю к доске писать. Дети-аудиалы хорошо воспринимают и запоминают информацию на слух. Такие дети лучше рассказывают стихи, задают множество вопросов. Они получают удовольствие от чтения, придумывают различные истории. Таким ребятам я предлагаю участвовать в инсценировках. Чтобы ребенок – аудиал лучше себя чувствовал при общении, я меняю темп речи, делаю паузы. Можно предложить ребенку комментировать то, что он делает. Таким образом, когда информация учителя совпадает с ведущей модальностью  ученика, он  не только прекрасно справляется с заданием, но и получает удовлетворение от совместной работы и как следствие этого положительный психологически настрой, что влияет на его здоровье.

Очень важным моментом является домашнее задание. Основное правило, которое надо помнить – домашнее задание должно быть дано так, чтобы ребенок сам, без посторонней помощи мог его выполнить. При соблюдении данного условия создается ситуация успеха для каждого ученика, что положительно влияет на его настроение. Кроме этого важно правильно дозировать задания, учитывая домашнюю работу  по другим предметам.

  Важной особенностью детей с ОВЗ является их ранимость, быстрая смена настроения, обидчивость. В связи с этим я стараюсь быть очень внимательной при выставлении отметок или давая  оценочное суждение действиям ученика. В этом случае важно так же знать темпераменты детей и их отношение к оценке.  Так, холерик любит публичную похвалу, которую ему и необходимо предоставить;  сангвиника лучше хвалить индивидуально;  флегматика лучше не хвалить, ему этого не надо; меланхолика не особо можно хвалить, лучше сделать это тихо, объяснить «за что».   Как бы вы не оценивали своих учеников важно учитывать и их отношения в классе, быть справедливыми не выделять и не занижать отдельных учеников. Дети чувствуют наше отношение и им важно, что мы о них думаем, несмотря на то, что многие и не говорят об этом.   Таким образом, какие бы образовательные технологии, приемы, методы вы бы не использовали в своей работе, помните, что вы ответственны, прежде всего, за здоровье детей. Будут дети эмоционально, физически здоровы и вы получите внимательных, активных, усваивающих программный материал учеников.