Просмотр содержимого документа
«Статья на тему: "Проектная деятельность на уроках русского языка"»
Проектная деятельность на уроках русского языка
1. Обоснование выбора технологии. Метод проектов – один из методов личностно-ориентированного обучения, способ организации самостоятельной деятельности учащихся в процессе решения задач учебного проекта. В ходе работы над проектом обучающиеся учатся организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать в группе и индивидуально и нести ответственность за результативность, происходит формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий. Проектная деятельность направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений: учащиеся формулируют проблему, собирают и обрабатывают информацию, проводят сравнительный анализ, экспериментируют, анализируют полученные данные. Проектная деятельность способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает к конкретным жизненно-важным проблемам.
2. Что такое проект? Проект – это работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом запланированного результата. Учебный проект – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнёров, имеющая общую цель и согласованные способы, направленные на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы. Общая цель всех учебных проектов – освоение конкретных знаний на уровне их практического применения.
Есть много преимуществ от использования проектов: 1) увеличивается интерес к обучению; 2) возникает понимание того, что в мире все взаимосвязано и школьные предметы позволяют познавать мир - содержание одной учебной темы связано с другими темами и другими предметами; 3) достигается более глубокое и осознанное освоение учебного материала.
3. Распределение ролей во время работы над проектом.
4. Практическое воплощение проектов. Работа над проектами учеников 6 класса в ходе изучения раздела «Лексика. Фразеология. Этимология». Общая цель: формировать интерес к русскому языку и его истории, привить внимательное и бережное отношение к слову. Проект № 1. Фразеологизмы в речи наших учителей. Данный проект является парным по организационной форме, долговременным, так как на его реализацию отводится от недели до десяти дней. По содержанию – монопредметный.
В ходе проведённых исследований пришли к выводу: Фразеологизмы играют большую и очень важную роль в русском языке Люди используют их очень часто в устной речи. Без фразеологизмов речь была бы скучная и обыденная. Проект №2. Тема проекта: «Молодёжный интернет – жаргон». Цель проекта: выявить влияние интернет - жаргона на нашу речь, на нормированный русский язык. Данный проект является парным по организационной форме, долговременным, так как на его реализацию отводится от недели до десяти дней. По содержанию – монопредметный. Актуальность проблемы: Всем хорошо известно, что изменения в политической и экономической жизни общества влекут за собой изменения языковой ситуации в стране. Ярким подтверждением этому может служить современное состояние языка: изменениям в соотношении нормированного и ненормированного в речи нашего современника. Что такое языковая норма? (То, что разрешено и принято обществом.) Существование жаргонов (профессиональных, корпоративных, условных или арго, молодёжный, интернет-жаргон, воровской) есть непременный признак всякого живого языка. Жаргон, особенно молодёжный, часто отражает намечающиеся тенденции развития общенародного языка.
В ходе работы над проектом пришли к выводу: Жаргонные слова вредны для структуры русского языка, они оказывают плохое влияние на нашу речь. Рост интернет - жаргона в нашей речи свидетельствует о том, что люди начали лениться, сокращать слова, искажая их начальный образ и смысл.