М. В. Нурмухаметова
ПРОЕКТНЫЕ ЗАДАНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ АНГЛОЯЗЫЧНЫХ МОНОЛОГИЧЕСКИХ УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Аннотация. В статье рассматривается роль метода проектов на уроках английского языка как средства, направленного на формирование и контроль монологических умений обучающихся и обеспечивающего формирование универсальных учебных действий учащихся, являющихся необходимым условием реализации Федерального Государственного Стандарта общего образования.
Ключевые слова: проектное задание, метод проектов, монологические умения, монологическая речь, личностно-ориентированный подход, коммуникативная компетенция, ФГОС.
Abstract. The article examines the role of the project method in teaching English as a means of developing and monitoring the monologue skills of pupils, which provides the formation of universal study skills and which is a necessary condition for the implementation of the Federal State Standard of General Education.
Key words: project task, project method, monologue skills, monologue, personality-oriented approach, communicative competence, Federal state educational standard.
Формирование коммуникативной компетенции вторичной языковой личности, способной успешно осуществлять социальное взаимодействие с носителями иной культуры, является основной целью обучения иностранному языку. Определенная организация учебного процесса и познавательной деятельности учащихся, умение самостоятельно работать с информацией и учебным материалом способствуют качественному овладению речевой деятельностью и усвоению знаний на уроках иностранного языка. В процессе изучения иностранного языка учащиеся сталкиваются с такой трудностью как неумение самостоятельно планировать и осуществлять учебную деятельность. Для того чтобы обучение и совершенствование монологической речи было успешным, учителю необходимо создать такие условия работы, вооружить учащихся такими универсальными способами действий, которые обеспечат условия для саморазвития и самосовершенствования, способствующие активной самостоятельной мыслительной деятельности учащихся и выражению их собственных мыслей.
В процессе обучения иностранному языку особое внимание уделяется совершенствованию умений экспрессивной устной речи, осуществляемой в двух формах - монолог и диалог. Монологу, как одной из форм говорения, отводится важная роль в обучении иностранному языку. Формирование монологических умений является сложным процессом, поэтому в процессе обучения учителю необходимо учитывать психологические и лингвистические особенности, а также специфику монологической речи как формы речевого общения, а также разрабатывать эффективные формы контроля, которые позволяют определить уровень владения монологической речью.
Монологическое высказывание как продукт монологического общения является сложным речевым умением, которое необходимо специально формировать у учащихся, используя различные формы работы в процессе обучения иностранному языку. Уровень владения монологической речью определяется сформированными у школьников в процессе обучения качествами монологических умений. Среди этих качеств следует отметить логику и последовательность, связность и развернутость речевого сообщения, его коммуникативную мотивированность и языковую правильность.
Немаловажная роль в процессе формирования умений монолога принадлежит контролю. Контроль, будучи важным компонентом системы обучения, должен быть направлен на определение эффективности и результативности деятельности в процессе формирования монологических речевых умений. Различные виды и формы контроля способствуют не только определению уровня обученности учащихся, корректировке обучения, систематизации знаний, но и повышению качества всего учебного процесса.
В настоящее время одним из способов эффективной реализации вышеизложенных условий в рамках личностно-ориентированного подхода в образовании является проектная работа.
Метод проектов является способом достижения поставленной дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться практическим результатом, оформленным каким-либо образом. Метод проектов представляет собой «определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов» [3, с. 67].
В основе метода проектов лежат дидактические принципы, а именно связь теории и практики, научность, наглядность, сознательность, активность и прочность усвоения знании. Следовательно, применение метода проектов на уроке иностранного языка так же способствует реализации дидактических функций - образовательной, развивающей и воспитательной [2].
Также, проектная деятельность обучающихся является средством и условием развития и совершенствования их универсальных учебных действий, средством обеспечения индивидуализации процесса образования [1].
Метод проектов - это педагогическая технология, направленная на применение и приобретение учащимися новых знаний путем самоорганизации и самообразования, обладающая определенными признаками, функциями, этапами и требованиями к использованию, которые необходимо учитывать в процессе обучения.
Существует большое количество классификаций типов проектов. От выбора типа зависит структура деятельности, методы, оформление результатов и сама форма защиты проекта.
В ходе опытного обучения была проверена эффективность проекта, направленного на формирование и контроль англоязычных монологических умений обучающихся, разработанного на основе учебника Enjoy English / «Английский с удовольствием» М.З.Биболетовой и др.
С целью определения проблем, с которыми сталкиваются учащиеся во время построения монологического высказывания, и уровня развития монологических умений на первом этапе исследования был проведен начальный срез. Учащимся было предложено высказать своё мнение относительно проблемы изменения климата. (Has the weather changed in the last 50 years in the world? Is the climate change an important problem in our world? What are the reasons of it? And how is it possible to prevent it, in your opinion?).
На втором этапе учащимся было предложено разработать проект, который в конечном итоге необходимо было оформить в виде телепрограммы «Environmental problems and climate change: how to deal with it?». В процессе выполнения проекта деятельность обучающихся была нацелена на развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение, развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксацию информации, развитие выборочного чтения, включая умение выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные.
На данный проект было отведено 4 урока. Учащиеся работали в группах из 4-х человек. В ходе работы над проектом учащимся необходимо было найти ответы на следующие вопросы:
• How has the weather changed over the past 50 years in the world? In our region?
• Are there any consequences of the climate change?
• What influences the climate change? What is the main reason?
• What are the reasons of the environmental pollution in our city and region?
• What is the level of pollution in our city?
• What can we do to protect the environment?
На этапе оценивания монологических высказываний учащихся по заданной проблеме учитывались параметры монологической речи, что позволило выявить степень сформированности умений устного монологического высказывания на английском языке.
В ходе исследования начального уровня развития монологических умений получены следующие результаты: относительно решения коммуникативной задачи, у 33% учащихся коммуникативная задача была решена полностью, у 42% - частично, 25% не справились с заданием. У 67% учащихся при построении монологического высказывания отсутствовали вступление и выводы по проблеме высказывания. В соответствии с требованиями программы обучения, объем монологического высказывания у учащихся 8-9классов должен составлять 10-12 предложений. Только у 8 % учащихся объем монологического высказывания соответствовал требованиям. У 50% учащихся объем высказывания составлял 7-9 предложений, у 17% - 5-6 предложений и у 25% - до 4 предложений. У 58% учащихся присутствовали грамматические ошибки. Произносительные ошибки отсутствовали у 42% учащихся, 33% учащихся сталкивались с данной проблемой, но произношение не затрудняло понимание сообщения, у 25% учащихся произносительные ошибки затрудняли понимание речи.
Ввиду того, что основной целью реализованного проекта «Climate change» являлись формирование и контроль англоязычных монологических умений обучающихся, результаты проекта также были проанализированы и сравнивались с результатами начального среза.
В ходе финального среза была отмечена положительная динамика по всем параметрам монологического высказывания обучающихся. У 75% учащихся коммуникативная задача была решена полностью, у 17% - частично, 8% учащихся не решили коммуникативную задачу. 75% учащихся хорошо справились с композиционным построением своих сообщений. Объем высказывания 41 % учащихся соответствует программным требованиям, либо превосходит их (у 8% учащихся объем монологического высказывания составил 13 предложений, что выходит за рамки требования программы). Однако в 33% случаев объем высказывания составил 7-9 предложений, у 17% учащихся – 5-6 предложений, а 8% учащихся не смогли преодолеть рубеж 4 предложений. Количество грамматических ошибок также в целом уменьшилось, а у 50% учащихся грамматические ошибки отсутствовали вовсе. Заметно сократилось количество произносительных ошибок.
Результаты исследования подтвердили эффективность использования проектных заданий как средства формирования и контроля англоязычных монологических умений обучающихся. В ходе проекта, учащиеся учились искать, выделять и извлекать необходимую информацию из прочитанных текстов, используя различные источники информации, самостоятельно формулировать проблему, создавать алгоритм деятельности для её решения, выстраивать устное монологическое высказывание в соответствии с заданной ситуацией. Более того, учащиеся практиковались в планировании и прогнозировании своей деятельности, учились вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия. Проектное задание создает условия для развития коммуникативных умений учащихся, а именно, умение сотрудничать с учителем и сверстниками, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Стоит отметить, что проектная деятельность обеспечивает формирование универсальных учебных действий учащихся, являющихся необходимым условием реализации Федерального Государственного Стандарта (ФГОС) основного общего образования.
Таким образом, использование проектной методики с целью формирования и контроля англоязычных монологических умений позволяет сделать процесс обучения более интересным, самостоятельным и разнообразным для обучающихся, помогает им расширить свой кругозор и словарный запас по изучаемой теме.
Список литературы
Белых С.Л. Функции проектной деятельности по ФГОС как основа учебного курса педагогического вуза [Текст]// Образовательные технологии. - 2015. - № 4. – С. 35-41.
Метод проектов и его роль в развитии технологической культуры школьников [электронный ресурс] // Студопедия. – Режим доступа: http://studopedia.ru/4_88288_metod-proektov-i-ego-rol-v-razvitii-tehnologicheskoy-kulturi-shkolnikov.html(дата обращения: 2.04.18).
Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]. - Москва: Издательский центр «Академия», 2003. – 272 с.
© Нурмухаметова М. В, 2018